Построение образовательной среды современной школы
Автор: Ковылева Юлия Эдуардовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 14.03.2014
Статья просмотрена: 24693 раза
Библиографическое описание:
Ковылева, Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы / Ю. Э. Ковылева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/ (дата обращения: 17.12.2024).
В современном мире школа является организацией с определенно заданными задачами и функциями. Но при этом школы значительно отличаются одна от другой способами организации деятельности, средствами решения поставленных задач. Ни для кого не секрет, что для сегодняшних родителей выбор школы является трудной проблемой, и каждый старается подобрать для своего ребенка лучшую, на его взгляд, школу. Чем же объясняется, что в одну школу родители отдают детей с удовольствием, а в другую — нет? Конечно, в значительной степени выбор определяется образовательными результатами, которые показывают ученики школы и ее выпускники. Но это не единственный фактор, делающий школу привлекательной. На выбор школы влияют и такие факторы, как инновационные педагогические технологии, авторские программы, уровневое содержание образования, формы организации учебного процесса.
Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми. Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их включенностью в процесс ее создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит. Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если она будет пространством общности детей и взрослых — родителей, педагогов, наполненным реальными и значимыми вопросами, на которые необходимо найти ответы, если все субъекты функционирования пространства воспринимают среду как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность.
В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается в терминах «эффективности школы» как социальной системы эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса [1], [2]. При этом констатируется, что не существует заранее заданного сочетания показателей, которые бы определили «эффективную школу», поскольку каждая школа уникальна. С точки зрения американских исследователей, более значимым фактором школьной эффективности выступает организационный, обеспечивающий солидарность представлений учителей о своем профессиональном долге, их умение увязать личные педагогические философии как друг с другом, так и с учащимися, поддержку автономной инициативы учителей администрацией школы [3].
Наиболее теоретически проработанным в отечественной психологии является подход В. И. Слободчикова, который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой выделяет ее истоки в предметности культуры общества [4; 181].
Хорошо организованная образовательная среда школы, таким образом, способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования, но не гарантирует достижения личностных результатов образования. Cистемный подход к построению образовательной среды предполагает выделение его особенностей и рассмотрение их с позиций системообразующих связей, иерархических отношений, структурных характеристик. Под образовательной развивающей средой В. А. Ясвин понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [6]. В структуре образовательной развивающей среды акцентируется ее значение, связанное с процессом формирования личности обучающегося по определенному образцу. Структура образовательной среды включает в себя, по Ясвину В. А., три базовых компонента:
- пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации обучающихся,
- социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.),
- психодидактический, т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях.
Для создания образовательной среды можно выделить следующие характеристики [6]:
- активность — служит показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательно-воспитательной среды в среду обитания;
- доминантность характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса;
- интенсивность показывает степень насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления;
- когерентность (согласованность) — степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания;
- мобильность служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания;
- обобщенность характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной среды;
- осознаваемость — степень включенности в нее субъектов учебно-воспитательного процесса;
- устойчивость отражает стабильность среды во времени;
- широта показывает,какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную среду;
- эмоциональность отражает соотношение эмоционального и рационального компонентов в среде.
Отечественные исследования показывают, что далеко не всегда администрация и педагогический коллектив отдают себе отчет в том, на достижение каких целей реально направлены усилия их школы. Хотя деятельность всех педагогов может быть направлена на повышение качества образования, удовлетворение образовательных запросов детей, но нет общей стратегии и тактики, слаженности, взаимодействия и как следствие, не сформирована образовательная среда [5].
При построении образовательной среды, таким образом, необходимо планировать ряд действий (мероприятий) для достижения оптимального значения каждой из выделенных характеристик. организации взаимодействия различных субъектов воспитательного пространства как основы процесса интеграции, необходимого для его функционирования; создании условий для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.
Выделенные нами мероприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика среды |
Мероприятия, направленные на достижение оптимального значения данной характеристики |
Активность |
- Обеспечение участия детей в конкурсах, смотрах различного уровня - Организация семинаров, круглых столов, открытых уроков для педагогов района, округа - Обеспечение участия педагогов школы в семинарах, круглых столах, конференциях различного уровня - Информирование педагогов о возможности публикации своих методических разработок, материалов исследований |
Доминантность |
- Организация дней открытых дверей, открытых уроков, мастер-классов для родителей и общественности - Организация школьных мероприятий, спектаклей с участием родителей - Обеспечение стабильности основного состава педагогического коллектива за счет удовлетворения профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п. |
Интенсивность |
- Обеспечение образовательных запросов учащихся и родителей за счет организации факультативов, кружков различной направленности - Усиление экскурсионной работы - Обеспечение запросов учащихся и их родителей за счет внеклассной и внеурочной деятельности |
Когерентность |
- Установление и поддержание связей с ВУЗами (МГПУ, МПГУ, МАИ), ССУЗами (Педагогический колледж № 18) - Установление связей с издательствами: («Просвещение», Express Publishing, Макмиллан, «Первое сентября» и др.) - Установление и поддержание связей с организациями повышения квалификации: ФГАОУ АПК и ППРО, МИОО, ГБОУ Центр педагогического мастерства, Институт имени Гете и др. - Организация и проведение межшкольных конференций защиты проектных работ учащихся |
Мобильность |
- Овладение педагогами школы современными образовательными технологиями, методами и приемами, направленными на личностно-ориентированное обучение - Обеспечение библиотек школы современной учебно-методической и художественной литературой и доступа учащихся и педагогов к необходимым Интернет-ресурсам - Повышение квалификации педагогов |
Обобщенность |
- Вовлечение педагогов, учащихся и родителей в органы школьного самоуправления - Вовлечение педагогов, учащихся и родителей в коллективные творческие дела |
Осознаваемость |
- Регулярное обновление информации на сайте школы - Проведение мастер-классов для родителей - Проведение традиционных школьных праздников с участием педагогов, учащихся, родителей - Проведение родительских конференций |
Устойчивость |
- Удовлетворение профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п. - Удовлетворение образовательных запросов учащихся их родителей - Обеспечение индивидуального подхода к учащимся |
Широта |
- Организация и проведение программ международного и межрегионального обмена - Организация и проведение городских, межрегиональных, международных экскурсий - Посещение учащимися учреждений дополнительного образования, центров детского творчества - Организация сотрудничества с клубом ЮНЕСКО, спортивными детско-юношескими организациями, психологическими центрами и др. |
Эмоциональность |
- Проведение психолого-педагогических консультаций для родителей на постоянной основе - Внедрение программы по предупреждению профессионального выгорания средствами педагогической рефлексии - Ведение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса - Проведение индивидуальных и групповых тренингов для учащихся |
Целенаправленное построение образовательной среды позволяетя избежать возможных неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций, вносить своевременные коррективы и создавать условия для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.
Литература:
1. Reid K., Hopkins D. et al. Towards the effective school: The problems and solutions. Oxford, 1987.
2. Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. Вып. 6. Инноватор. М., 1996. С. 99–105.
3. Пилиповский В. Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики // Педагогика. 1997. № 1. С. 104–111.
4. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. ИнноваторBennet college. М., 1997. С. 177–184.
5. Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии 1998. № 6. С. 12–14
6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 365 с.