Алгоритм проектирования образовательной среды в начальной школе с позиции инновационных подходов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 05.06.2023

Статья просмотрена: 1352 раза

Библиографическое описание:

Бурова, А. А. Алгоритм проектирования образовательной среды в начальной школе с позиции инновационных подходов / А. А. Бурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 382-385. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103627/ (дата обращения: 16.11.2024).



Образовательная среда учебного класса в начальной школе представляет собой специально организованное пространство, включающее в себя дидактические материалы, оборудование, инвентарь для развития обучающихся в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Проектирование образовательной среды играет важную роль не только в формировании и развитии личности ребенка, но и самих педагогов. Правильно организованная образовательная среда — это ключевой фактор, которые определяет характер поведения всех участников образовательного процесса [5].

Учебный процесс внутри образовательного пространства должен быть направлен на [9]:

  1. Активизацию мыслительной деятельности учащегося.
  2. Формированию у него навыков и способностей по анализу и обработке получаемой информации.
  3. Формированию навыков коммуникации и культуры общения.
  4. Развитию у учащихся способностей к самоанализу, контролю и самооценке.
  5. Формирование и воспитание высокоорганизованной личности.

Образовательная среда в системе начального образования обязательно должна включать в себя принципы комплексного подхода [14]:

– Пространство должно быть многофункциональным.

– Пространство должно использоваться рационально.

– Внутри пространства должна быть взаимосвязь цветовой гаммы и освещения.

– Пространство обязательно должно включать зеленую зону.

Существует несколько принципов проектирования и конструирования образовательной среды:

  1. Принцип содержательной насыщенности среды, то есть образовательная среда должна быть выстроена в соответствии с возрастом учащихся, а также учитывая образовательную программу. Предметы и оборудование, которые задействуются при построении обязательно должны быть направлены на реализацию различной деятельности детей, формирования их личности и способности к самовыражению.
  2. Принцип многофункциональности среды, то есть среда должна быть направлена на обеспечение всех составляющих процесса обучения. В основе данного принципа заложено применение одних и тех же предметов, и материалов в разных видах деятельности.
  3. Принцип гибкого зонирования среды достаточно сложно воплотить внутри образовательного пространства начальной школы. Данный принцип направлен на то, чтобы внутри среды сферы активности пересекались между собой, что позволит детям переключаться с одного вида деятельности на другой.
  4. Принцип рациональности использования пространства среды, то есть все пространство внутри кабинета должно быть максимально задействовано и направлено на развитие личности учащегося и его навыков и способностей.
  5. Принцип вариативности среды, то есть внутри кабинета начальных классов задействуется различное оборудование, материалы и игры, которые позволяют детям сменять вид деятельности в зависимости от их интересов и потребностей.
  6. Принцип доступности среды, то есть среда должна быть доступной для всех ее субъектов. Говоря другими словами, у детей должен быть свободный доступ к необходимым им материалам и оборудованию.
  7. Принцип безопасности среды, то есть среда должна быть направлена на формирование и обеспечение здорового образа жизни учащихся посредством соблюдения норм и стандартов мебели и оборудования, которое есть внутри кабинета (мебель должна соответствовать ростовым и возрастным особенностям).
  8. Принцип активности, творчества и самостоятельности среды, то есть внутри среды должны быть сформированы такие условия, чтобы учащиеся могли проявлять свою творческую активность в разнообразных видах деятельности.
  9. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого обучающегося среды, то есть необходимо так организовать среду, чтобы она побуждала учащихся к взаимодействию с ее различными элементами, тем самым увеличивая функциональную активность учащегося.
  10. Принцип открытости — закрытости (принцип учёта половых и возрастных различий детей), то есть среда должна быть развивающей. Кабинет должен способствовать открытости учащегося в природе, социуме, но также и не задевать его личное пространство и семью. Стоит также отметить, что обязательно должна быть учтена половая принадлежность.

М. Н. Полякова разработала определенный алгоритм проектирования образовательной среды, который включает в себя следующие этапы [8, с. 17]:

  1. Педагог формулирует цели и задачи, определяя направление развития личности ребенка, а также средства, которые будут задействованы для проектирования и формирования образовательного пространства.
  2. Педагог анализирует и отбирает средства УМК, которые ему необходимы для работы, подбирает предметы и материалы, а также оборудование.
  3. Педагог составляет перечень необходимого ему дополнительного оборудования, которое ему может понадобиться для различных зон внутри образовательной среда, а также организации и обеспечения режимных моментов.
  4. Педагог оценивает уже существующую образовательную среду, делает анализ оборудования и материалов. Все, что считает лишним, он убирает, а также разрабатывает рекомендации по улучшению существующего пространства.
  5. Педагог определяет, как ему нужно зонировать помещение и разместить в нем оборудование.
  6. Педагог разрабатывает и проектирует схему образовательной среды, отмечая основные зоны. Затем он вносит коррективы согласно замечаниям, наполняет пространство необходимыми материалами.
  7. Проводится дополнительная диагностика, направленная на исследование получившейся образовательной среды.

Стоит отмечать, что современные условия требуют применения инновационных подходов в проектировании образовательной среды начальной школы, которая выступает в качестве пространства, направленного на развитие и формирование гармоничной личности.

Учащиеся и педагоги проводят огромное количество времени внутри образовательного учреждения, именно поэтому пространство должно быть для них комфортным и пригодным для успешного и эффективного функционирования. При проектировании образовательной среды нужно следить за тем, чтобы она [1]:

1. Была целостной и логичной, то есть оформление внутри было единым, не ярким. Зоны взаимосвязаны между собой.

2. Учитывала индивидуальные интересы педагога, то есть в основе оформления пространства должна быть учтена методическая работа педагога с учащимися, то есть использованы нужные стенды, плакаты, оборудование.

3. Была функциональной и лаконичной, то есть у учащихся был свободный доступ к необходимым им материалам, и они не испытывали трудности.

4. Разработанный проект образовательной среды должен выступать в качестве совместного действия педагога, родителей и учащихся.

Процесс проектирования образовательной среды в системе начального образования с позиции инновационных подходов обязательно должен быть комплексным и включать в себя следующие этапы [6]:

– Работа с педагогами, которая позволит разработать предпосылки для инновационно-педагогической деятельности;

– Работа с детьми, которая направлена на анализ их интересов, способностей, потребностей, что в результате позволит сформировать определенные условия для успешной адаптации учащихся к внесенным изменениям.

– Работа с родителями, задача которой заключается в том, чтобы сформировать позитивное отношение у семьи к внедренным изменения, а также привлечь их также к активному участию в происходящих процессах.

Самое активное развитие учащегося происходит только в том случае, если он активно вовлечен в образовательный процесс и принимает в нем участие. Для того чтобы это было достигнуто, необходимо дать детям возможность принимать участие в разных видах деятельности [7]:

– учебное сотрудничество;

– индивидуальная учебная деятельность;

– игровая деятельность;

– творческая и проектная деятельность;

– исследовательская деятельность;

– художественно-эстетическая деятельность;

– трудовая деятельность;

– спортивная деятельность.

Для того, чтобы внутри начальной школы происходила успешная и эффективная реализация всех этих видов деятельности, педагогу необходимо правильно спроектировать и сформировать образовательную среду внутри класса.

В основе проектирования образовательной среды заложены следующие составляющие [4]:

  1. Техническое оснащение кабинета начальных классов. Сюда можно отнести различные средства ИКТ, которые включают аппаратные средства и доступ к сети Интернет.
  2. Цифровые образовательные ресурсе, то есть различные тренажеры, учебники в электронном виде, образовательные порталы в сети Интернет и многое другое.
  3. Средства УМК, то есть сами учебники, рабочие тетради, словари, различные справочники и материалы, которые необходимы педагогу.
  4. Учебно-практическое и лабораторное оборудование, то есть плакаты, приборы, муляжи и многое другое.

Во время проектирования и формирования современной образовательной среды обязательно необходимо внедрять инновационные подходы. Инновационные подходы — это процессы совершенствования существующих технологий, методов, средств и приемов внутри образовательной среды, которые применяются в процессе обучения. Задействуя такие подходы в своей педагогической деятельности, педагог обязательно должен сформировать определенные условия, которые дадут возможность ребенку занять ключевую активную позицию и стать полноценным субъектом учебной деятельности. Многое в данном случае зависит от того, как педагог пользуется тем или иным методом [13].

Ключевыми компонентами образовательной среды, в основе которой заложены инновационные подходы, являются [12]:

– современные образовательные технологии,

– сотрудничество,

– информационно-коммуникационные технологии,

– компетентностно-деятельностный подход,

– учебно-методический комплекс,

– разноуровневое содержание образования,

– урок.

Для того, чтобы определить степень взаимодействия вышеописанных компонентов между собой, необходимо более подробно рассмотреть каждый из них.

Современные образовательные технологии представляют собой технологии, которые направлены на то, что внутри образовательного процесса осуществляется усвоение индивидом знаний с учётом технических человеческих ресурсов и их взаимодействия [3].

Современные образовательные технологии направлены на развитие у ребенка его творческой и познавательной деятельности, а также на повышение эффективности и качества непосредственно самого образовательного процесса. Внутри образовательного учреждения можно встретить широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе [Там же].

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны между собой и формируют определенную систему, задача которой заключается в формировании и воспитании у учащихся определенные ценностей и традиций, а также обеспечении у них потребностей в соответствии с его индивидуальными навыками и способностями.

Форма взаимодействия сотрудничество направлена на то, что у детей происходит развитие духовных, познавательных, интеллектуальных интересов, способностей и мотивов, а также выработка научно-материалистического мировоззрения. Методами сотрудничества на уроке является совместная деятельность учащихся, а также сотрудничество между педагогом и учеником.

Информационно-коммуникационные технологии (средства ИКТ) — это методы и процессы, которые направлены на обработку, хранение, анализ и распространение информации в интересах ее пользований. Применение средств ИКТ внутри образовательного процесса позволяет решить следующие задачи [10, с. 30]:

  1. У учащегося происходит развитие и поддержка мыслительного процесса.
  2. У учащегося происходит развитие познавательной деятельности, а именно развитие различных навыков и способностей.
  3. Осуществляется реализация принципа индивидуализации образовательного процесса, при это сохраняется его целостность.

Компетентностно-деятельностный подход внутри образовательного процесса направлен на то, что учащиеся учатся эффективно действовать в определенных ситуациях, тем самым усваивая новую информацию. Можно говорить о том, что это система принципов и методов деятельности во время обучения, задача которой заключается в формировании навыков и компетентностей у ребенка посредством выполнения задач и действий [2, с. 13].

В процессе реализации данного принципа очень важно соблюдать основы деятельностного подхода, а также уделять внимание развитию мотивационно-личностной сферы ребенка.

Таким образом, можно говорить о том, что на первый план при данном подходе выходит непосредственно сам учащийся, а на основе содержания образования будет осуществляться процесс формирования его компетентности, а процесс усвоения отобранного содержания будет носить деятельностный характер. В результате будет достигнута ключевая задача — это формирование у ребенка навыков и способностей осуществлять различного вида деятельность, осваивая новые компетентности.

Учебно-методический комплект (средства УМК) — это совокупность определенных ресурсов, которые могут быть как в электронном, так и в печатном виде. Данные комплект дает возможность обеспечить индивидуальный подход к организации

свободного образовательного взаимодействия с информационной-образовательной средой, связанного с выбором содержания, форм и методов обучения [11].

Разноуровневое содержание образовательного процесса — это метод организации обучения, внутри которого осуществляется разный уровень усвоения и информации, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня, что дает возможность каждому ребенку овладевать информацией на разном уровне, но не ниже базового [3].

Урок представляет собой определенные отрезок образовательного процесса, который выстроен на концепции педагог и учащийся, а также внутри которого происходит достижение определенных задач и целей посредством решения различных упражнений. Урок реализует определенную методическую концепцию определенного метода, подхода, технологии, УМК [Там же].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что компоненты образовательной среды, в основе которой заложены инновационные подходы, взаимосвязаны между собой и представляют систему, цель которой заключается в формировании и воспитании индивида, а также обеспечении его индивидуальных навыков и способностей.

Литература:

  1. Демина О. С. Образовательная среда школы в аспекте требований ФГОС [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-shkoly-v-aspekte-trebovaniy-fgos (дата обращения: 17.05.2023).
  2. Жалилова В. А. Компетентностный подход в обучении и воспитании // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 132–135.
  3. Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8083/ (дата обращения: 17.05.2023).
  4. Кузьмина Я. Г. Специфика образовательной среды начального среднего образования (начальная школа) [Электронный ресурс]. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/502184-specifika-obrazovatelnoj-sredy-nachalnogo-sre (дата обращения: 17.05.2023).
  5. Лактионова Е. Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-razvitiya-lichnosti-i-ee-subektov (дата обращения: 17.05.2023).
  6. Мусина Г. А. Инновационный подход к созданию развивающей образовательной среды [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/innovatsionnyi-podkhod-k-sozdaniiu-razvivaiushchei.html (дата обращения: 17.05.2023).
  7. Поздеева С. И. Активность ученика или его вовлеченность: чему отдать предпочтение? [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnost-uchenika-ili-ego-vovlechennost-chemu-otdat-predpochtenie (дата обращения: 17.05.2023).
  8. Полякова М. Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада. — М.: Детство — Пресс, 2018. — 96 с
  9. Романова О. В. Индивидуализация образовательного процесса в условиях современной общеобразовательной школы [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-v-usloviyah-sovremennoy-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 17.05.2023).
  10. Скворцова Н. В. Информационные технологии. Общие понятия и классификация // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 30–33.
  11. Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1701/ (дата обращения: 17.05.2023).
  12. Тетерина Н. Н., Лебедева А. С. Инновационная образовательная среда и ее компоненты [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-obrazovatelnaya-sreda-i-ee-komponenty (дата обращения: 17.05.2023).
  13. Шайдулина А. А. О применении инновационных подходов в процессе обучения [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/110/26639/ (дата обращения: 17.05.2023).
  14. Шендрик И. Г. Теоретические основы проектирования образовательного пространства субъект [Электронный ресурс]. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/8768 (дата обращения: 17.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, образовательный процесс, вид деятельности, педагог, учащийся, начальная школа, подход, формирование, материал, образовательное пространство.


Задать вопрос