Взаимодействие с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Беликова, Н. А. Взаимодействие с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья / Н. А. Беликова, В. Л. Зубрилина, В. А. Тимченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 554-556. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91743/ (дата обращения: 02.05.2024).



Ключевые слова: родители, педагоги, дети с ОВЗ.

В современном мире очень сложна жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья. Таким людям очень сложно адаптироваться в обществе. Семье, в которой воспитывается ребёнок с ОВЗ, приходится решать массу проблем, в том числе педагогических, правовых и психологических. Семья воспитывает ребенка совместно с дошкольным учреждением, школой, различными центрами и другими образовательными учреждениями.

Для любого ребёнка, а для ребёнка с ОВЗ особенно, необходима для развития психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая работа всего педагогического коллектива. Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ включает в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности психолога, направленный на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум. Работа педагога и психолога направлена на формирование высших психологических функций, (восприятие, внимание, память, формирование у системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками, на основе партнерских отношений). В работе с детьми педагогам важна совместная работа с родителями. Совместная работа способствует лучшему достижению результатов. Для специалистов сотрудничество с родителями дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает желание подходить к работе творчески, искать новые формы работы, выбирать методический подход, облегчает поиск индивидуальных особенностей ребёнка.

Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, которые смогли «построить» сотрудничество с педагогом, расширяют свой кругозор, они начинают верить в свои силы, осознают возможности свои и ребёнка, активно и осознанно участвуют в процессе обучения и воспитания, правильно и адекватно взаимодействуют со своим ребёнком, с другими детьми и их родителями. Родители чувствуют в лице педагогов поддержку, а значит у них повышается уверенность в завтрашнем дне.

Изначально столкнувшись со своей бедой один на один, родители начинают допускать грубые ошибки в воспитании, следствием которых являются психологические травмы у детей и чувство безысходности у родителей. С помощью психологов и педагогов родители анализируют проблемы, с которыми им пришлось столкнуться. Выяснив, что неадекватный стиль общения родителей между собой, другими родителями и неправильное поведение в отношении отрицательно влияет на способность ребёнка социализироваться и привести к невротизации ребёнка. Совместная работа педагогов и родителей позволяет исправить ошибки, допущенные родителями и способствуют удачной социализации ребёнка.

Удачно социализирующийся ребёнок — результат правильно занятой позиции родителей.

Рис. 1

Следует помнить о том, что главная особенность — ведение родителей своего ребёнка по всем жизненным направлениям: воспитании детей, включении их в социальные и трудовые сферы.

Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, можно разбить на 2 категории. В одних семьях родители и другие родственники «отторгают» ребёнка, осуждают его, обвиняют в своей «загубленной» жизни, не интересуются ребёнком, его успехами, интересами. Как результат — дети, воспитывающиеся в такой семье имеют низкую самооценку, пониженный фон настроения, пассивность.

В других семьях испытывают чувство вины перед ребёнком, безгранично жалеют его, стараются помочь в любой мелочи. Результат: ребёнок растёт несамостоятельным и эгоцентричным.

И в том и другом случае необходима психолого-педагогическая и медико-социальная помощь семьям. От благоприятной обстановке в семье зависит успешность социализации ребёнка.

Люди с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.

Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения дошкольниками образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья (инклюзивное образование).

Рис. 2

Одним из основных методов коррекции детско-родительских отношений является арт-терапия (метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции). Используются художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое) Метод наиболее подходит также и детям с ОВЗ.

Формы работы:

— Создание художественно-творческих проектов (семейных проектов).

— Диалоги, выставки работ, импровизированное обсуждение картин, сочинение рассказов.

— Диагностическое наблюдение и поддержка, оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций.

Результаты арттерапии:

— Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей

— Дает возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

— Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.

— Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

— Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Рис. 3

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть люди, готовые им помочь.

Литература:

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. Пособие — М.: ВЛАДОС, 2004.
  2. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004.
  3. Беличева С. А. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями — М., 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, совместная работа, форма работы.


Ключевые слова

педагоги, родители, дети с ОВЗ

Похожие статьи

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья...

Проблемы и перспективы семей, воспитывающих детей с ОВЗ. ограниченная возможность здоровья, родитель, член семьи, большинство родителей детей

Тренинг как метод работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в...

Формы и методы работы социального работника с семьей...

Очень распространена такая форма работы с семьей, как патронаж. Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредствам поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. Медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не...

Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями...

Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует

Работа с родителями включает в себя мониторинг психологического климата в семье, проблем в

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены...

ребенок, ограниченная возможность здоровья, родитель...

Дети с ограниченными возможностями здоровья — сложная категория, требующая к себе повышенного

Тогда у детей с ОВЗ правильно, методично будет формироваться элементарное представление

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь...

Взаимодействие специалистов в работе с родителями в группе...

Работа с оптимальной семьёй: - привлекаем родителей к совместной работе

Инновационные формы работы с родителями можно выделить как отдельно, так и

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное... ребенок, семья, ограниченная возможность...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья...

Перспективным направлением работы с такими детьми нам видится совместная деятельность педагога, ребенка и родителей.

Библиографическое описание: Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст].

Социально-психологическое сопровождение детей с особыми...

Работу с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ, целесообразно проводить в

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи.

Организация работы педагога-психолога с семьей...

Организация работы педагога-психолога с семьей, воспитывающих детей с особыми

Семья, в которой имеется ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, выступает

Таким образом, работа с родителями имеющих детей с ОВЗ, позволяет научиться слушать ребёнка...

Партнерство родителей и детей с ОВЗ | Статья в сборнике...

Перспективной формой работы с родителями является создание родительский клуба, которая способствует формированию активной жизненной

«Мы родители». - знакомство с семьями, воспитывающими детей с ТНР; — изучение истории семей, которые воспитывают детей с ОВЗ

Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении

Социализации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и актуальной

Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание

Игровой сеанс — это форма работы специалиста с ребенком и его родителем...

Похожие статьи

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья...

Проблемы и перспективы семей, воспитывающих детей с ОВЗ. ограниченная возможность здоровья, родитель, член семьи, большинство родителей детей

Тренинг как метод работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в...

Формы и методы работы социального работника с семьей...

Очень распространена такая форма работы с семьей, как патронаж. Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредствам поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. Медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не...

Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями...

Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует

Работа с родителями включает в себя мониторинг психологического климата в семье, проблем в

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены...

ребенок, ограниченная возможность здоровья, родитель...

Дети с ограниченными возможностями здоровья — сложная категория, требующая к себе повышенного

Тогда у детей с ОВЗ правильно, методично будет формироваться элементарное представление

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь...

Взаимодействие специалистов в работе с родителями в группе...

Работа с оптимальной семьёй: - привлекаем родителей к совместной работе

Инновационные формы работы с родителями можно выделить как отдельно, так и

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное... ребенок, семья, ограниченная возможность...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья...

Перспективным направлением работы с такими детьми нам видится совместная деятельность педагога, ребенка и родителей.

Библиографическое описание: Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст].

Социально-психологическое сопровождение детей с особыми...

Работу с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ, целесообразно проводить в

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи.

Организация работы педагога-психолога с семьей...

Организация работы педагога-психолога с семьей, воспитывающих детей с особыми

Семья, в которой имеется ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, выступает

Таким образом, работа с родителями имеющих детей с ОВЗ, позволяет научиться слушать ребёнка...

Партнерство родителей и детей с ОВЗ | Статья в сборнике...

Перспективной формой работы с родителями является создание родительский клуба, которая способствует формированию активной жизненной

«Мы родители». - знакомство с семьями, воспитывающими детей с ТНР; — изучение истории семей, которые воспитывают детей с ОВЗ

Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении

Социализации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и актуальной

Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание

Игровой сеанс — это форма работы специалиста с ребенком и его родителем...

Задать вопрос