Автор: Горшкова Татьяна Владимировна

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 160 раз

Библиографическое описание:

Горшкова Т. В. Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 126-127. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1701/ (дата обращения: 18.02.2018).



Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

В последние десятилетия активно ведется поиск оптимальных и эффективных путей вовлечения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс. Важность включения родителей в обучающий процесс в последнее время приобретает все большее значение в нашей стране. В работах многих исследователей указывается, что одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, является обязательное привлечение семьи к образовательному процессу и педагогическое содействие в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребёнка с нарушениями интеллектуального развития предполагает длительную, целенаправленную работу воспитателя по всестороннему и систематическому изучению семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка. Суть взаимодействия воспитателя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.Это становится возможным при соблюдении ряда условий:

− целенаправленность, систематичность, плановость;

− дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

− установление взаимоотношений доверия, взаимопонимания и принятия между педагогами и родителями.

Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации. Дети, пришедшие, обучаться в школу нуждаются в помощи, обучении бытовым навыкам гораздо больше, чем здоровые. Воспитание такого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания, часто-педагогической изобретательности. Воспитатель коррекционного класса, начиная работать с семьёй ребёнка с интеллектуальными нарушениями развития, прежде всего, рассказывает родителям о главнейших принципах коррекционной работы.

Что могут сделать родители?

− В-первых отказаться от гиперопеки. Да, ребенок нуждается в Вашей помощи, но у него должна быть возможность проявить свою самостоятельность. Не нужно пытаться все делать за него. Пусть долго, с большим трудом и не всегда аккуратно он помогает на кухне, кормит рыбок или поливает цветы. Эти простые обязанности, не только тренируют работу мышц, но и дают ребенку чувство значимости, они формируют ответственность.

− Во-вторых, Вы должны помочь ребенку найти альтернативные способы действий — использовать те части тела, которые ребенок может контролировать (набирать текст на клавиатуре носом и т. д.). Главное не зацикливаться на ограничениях, и Вы увидите, как расширяться его возможности.

− В-третьих, как можно больше общайтесь с ним сами. Найдите способ получать ответ от малыша (мимика, рисунок, смайлик, SMS) в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей вашего ребенка. Нужно создать условия, чтобы ребенок имел способ выражать свои мысли, получать ответы на вопросы, удовлетворять свое любопытство.

Самое главное, не ограничивайте, а расширяйте круг общения Вашего ребенка. Приглашайте гостей к себе — если Ваш малыш неуверенно чувствует себя в общении с посторонними, на своей территории он быстрее обретет уверенность. Ходите с ребенком в гости к друзьям и знакомым (если Вы боитесь, возникновения каких-то проблем, проинструктируйте ваших друзей как надо и как не надо общаться).

Недостаток в контактах с окружающими в социальной адаптации малыша поможет преодолеть прогулка. Для начала можно познакомить ребенка с местностью, уточнить расположение различных сооружений на детской площадке, понаблюдать со стороны, как играют другие дети. Дома с игрушками можно проиграть варианты знакомства, а потом подойти и предложить свою помощь детям, которые младше его. Если Вы боитесь возможного отвержения вашего ребенка в подобной ситуации, познакомьтесь с родителями малышей на детской площадке. Ваш ребенок получит навыки общения, а здоровые дети — урок доброты и толерантности.

Вся работа должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей.

Главными принципами ведения этой работы являются:

− уважительный и демократичный характер отношений педагога с семьёй ребёнка с нарушениями интеллектуального развития;

− учёт индивидуальных особенностей родителей, а также степени интеллектуального нарушения их ребёнка;

− участие в педагогическом просвещении родителей;

− создание условий для посещения родителями занятий с целью ознакомления с программой и методами обучения детей и дальнейшего закрепления, полученных ими знаний в условиях семейного воспитания. Групповые занятия сближают родителей между собой, возникают дружеские, товарищеские связи. Также сближают родителей и детей досуговые мероприятия: проекты, детские праздники, развлечения, выставки творчества, организованные совместными усилиями педагогов и родителей. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и школой. По итогам таких праздников выпускаются коллажи, листовки, альбомы с фотографиями. В ходе таких встреч обсуждаются проблемы воспитания и обучения детей, возможности проведения семейного отдыха.

Одной из главных задач воспитателя — способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. Гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ОВЗ — гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации и социализации детей в обществе.

Литература:

  1. Бурмистрова Е. В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь // Вестник практической психологии образовании — 2008. — № 4 (17), октябрь-декабрь — С. 81–86.
  2. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы — СПб.: Речь, 2005. — 150 с.
  3. Савина Е. А. и др. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. — Москва — Владос — 2008. — 223 с.
  4. Савина Е. А., Чарова О. Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии // научно-методический журнал «Вопросы психологии» — 2002. — № 6 — С. 15–23.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченными возможностями здоровья, нарушениями интеллектуального развития, ограниченные возможности здоровья, семьёй ребёнка, нарушениями развития, семейного воспитания, обучения детей, семейного воспитания ребёнка, Важность включения родителей, Тренинг взаимодействия родителей, путей вовлечения родителей, детской площадке, индивидуальных особенностей, установлению взаимоотношений родителей, интеллектуальными нарушениями развития, индивидуальных особенностей родителей, взаимодействия образовательного учреждения, обязательное привлечение семьи, систематическому изучению семьи, система педагогического взаимодействия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос