Социально-психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями и их семей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 24.06.2019

Статья просмотрена: 1953 раза

Библиографическое описание:

Семичева, Э. И. Социально-психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями и их семей / Э. И. Семичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60935/ (дата обращения: 20.04.2024).



В настоящее время количество детей с отклонениями в здоровье значительно увеличилось, а значит и увеличилась потребность в помощи им и семьям, которые их воспитывают.

К работе с семьёй, имеющей «особенных детей», следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребёнка к жизни, вырабатывать у него умения мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития, необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.

Под системой психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, понимают педагогические мероприятия, обеспечивающие полноценное и гармоничное развитие ребенка с отклонениями в развитии в его семье [4]. Совершенно ясно, что процесс психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых.

Целью социально-психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения является оказание комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей с ограниченными возможностями.

Основные задачи работы с семьёй в школе:

  1. изучение личности ребёнка и его родителей, системы их отношений;
  2. анализ мотивационной сферы ребёнка и членов его семьи;
  3. формирование навыков общения со сверстниками в процессе совместной деятельности;
  4. формирование сенсорно-перцептивных, интеллектуальных процессов детей;
  5. формирование адекватных родительских установок на социально-психологические проблемы ребёнка;
  6. развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

Семьям, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, необходима психологическая помощь.

Основные этапы процесса психологического сопровождения включают в себя следующие этапы:

1 этап — создание банка данных детей с ОВЗ для разработки и реализации специальных индивидуальных программ социальной реабилитации сопровождения ребёнка и его семьи, которая включает в себя:

– изучение семей с целью выяснения её возможностей по воспитанию детей — определение модели воспитания (составление социально-психологической карты семьи);

– знакомство с бытовыми условиями;

– составление программ совместных действий всеми службами школы;

– диагностика детско-родительских отношений.

2 этап — установление контакта со всеми участниками сопровождения ребёнка.

3 этап — психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонения психологического развития.

4 этап — реализация индивидуальных программ и групповых занятий — оказание необходимой помощи родителям, проведение консультаций, бесед, просвещение и консультирование педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, проведение психологических занятий, включающие в себя комплексы упражнений на развитие высших психических процессов.

Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми предполагает использование разных форм.

В форме развития познавательной деятельности: дни открытых дверей, творческие отчёты по предметам, предметные недели, праздники творчества, турниры знатоков, олимпиады, выпуск предметных газет, конкурсы «Семья — эрудит», «Семейное увлечение», читательские конференции «Круг семейного чтения».

В форме трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство школы, школьного двора, ярмарка семейных поделок, выставка «Мир наших увлечений» и др.

В форме досуга: совместные праздники, подготовка концертов спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, экскурсионные поездки. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали, конкурсы хозяек и др.

5 этап — анализ эффективности процесса и результатов сопровождения [1]. Эффективные формы и методы работы с детьми с особыми образовательными потребностями:

– сказкотерапия;

– игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться;

– игротерапия — в процессе игры формируется активное взаимодействие ребёнка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества;

– сюжетно-ролевые игры, которые способствуют коррекции самооценки ребёнка формированию у него позитивных отношений со взрослыми и сверстниками;

– релаксация — в зависимости от состояния ребёнка используется спокойная музыка, звуки природы, наблюдение за животными и т. д.;

– психогимнастика включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы;

– арт-терапия — это форма работы, основанная на изобразительном искусстве [5].

При этом необходимо соблюдать принципы и правила работы с детьми:

  1. индивидуальный подход к каждому ученику и семье;
  2. предотвращение наступления утомления обучающихся, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, использование средств наглядности, ИКТ);
  3. использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся;
  4. поощрять за малейшие успехи, оказывать своевременную и помощь каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности [2].

Процесс реализация психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов сопровождающих ребёнка.

Работу с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ, целесообразно проводить в двух направлениях:

  1. информирование родителей о психологических особенностях ребёнка. Проведение тематических родительских собраний, групповых консультаций способствующих расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонение в развитии, о типичных возрастных закономерностях и развитии личности. Обобщив результаты диагностической работы, а также на основании запросов родителей, формируются родительские группы. Подбор семей проводится с учётом сходства проблем и запросов. Работа с родительскими группами проводится в форме родительских семинаров, которые включают в себя лекционные приёмы и групповые дискуссии;
  2. обучение эффективным способам общения с ребёнком осуществляется путём проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных занятий с детьми. Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных и детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмысливанию личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые эмоциональные реакции.

Практические советы для работы с родителями:

  1. Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию (основная задача — совместная деятельность).
  2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ребёнка.
  3. Учитывайте личные интересы родителей.
  4. Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.
  5. Беседа с родителями будет успешна если:

– удалось избежать противостояния и конфронтации;

– удачно сформулировали проблему воспитания;

– обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы [3].

Литература:

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — Гуманитарное издание. Центр ВЛАДОС, 2008.
  2. Беляева М. А., Кузнецова И. Е. Социально-педагогическая работа с семьёй ребёнка — инвалида: Учебное пособие. — Екатеринбург: АМБ, 2011
  3. Гуров В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьёй. — М.: Педагогическое сообщество России, 2005
  4. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2011.
  5. Маллер А. Р. Ребёнок с ограниченными возможностями. — М.: Педагогика –Пресс, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, возможность, потребность, процесс, психологическая помощь, развитие, совместная деятельность, этап.


Похожие статьи

Особенности психологического консультирования родителей...

В процессе консультирования родителей по проблемам ребенка очень значимым является

Семья — система, соединение элементов. Поведение ребенка мешает функционировать

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей / Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова...

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

Помощь семье в воспитании «особого ребенка» предполагает содействие в решении

Конечной ее целью является создание нормальных условий для развития и ребенка, и его

Семья — это малая группа, основанная на кровном родстве или на браке, члены которой...

Организация работы педагога-психолога с семьей...

ребенок, семья , ограниченная возможность здоровья , родитель , помощь , образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное

Психологическое сопровождение — это психологическая помощь родителям и другим членам семьи , по преодолению тревог...

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка.

Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном

Поэтому процесс совместного пребывания взрослого с детьми так важен.

Взаимодействие с родителями как условие успешной...

Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Семья и детский сад — два самых главных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен.

Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе

Ребенок находиться в абсолютной зависимости от взрослых ₋ родителей и воспитателей. При ненадлежащем уходе в данном возрасте могут

Совместная работа воспитателей детского сада с родителями является довольно непростым процессом, в котором семья обязана быть...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи...

Ключевые слова: семья, родители, ребенок, развитие, взаимодействие с семьей.

Первостепенной задачей психологической службы является создание психологически

В частности, принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет...

Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями...

На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в...

Похожие статьи

Особенности психологического консультирования родителей...

В процессе консультирования родителей по проблемам ребенка очень значимым является

Семья — система, соединение элементов. Поведение ребенка мешает функционировать

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей / Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова...

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

Помощь семье в воспитании «особого ребенка» предполагает содействие в решении

Конечной ее целью является создание нормальных условий для развития и ребенка, и его

Семья — это малая группа, основанная на кровном родстве или на браке, члены которой...

Организация работы педагога-психолога с семьей...

ребенок, семья , ограниченная возможность здоровья , родитель , помощь , образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное

Психологическое сопровождение — это психологическая помощь родителям и другим членам семьи , по преодолению тревог...

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка.

Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном

Поэтому процесс совместного пребывания взрослого с детьми так важен.

Взаимодействие с родителями как условие успешной...

Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Семья и детский сад — два самых главных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен.

Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе

Ребенок находиться в абсолютной зависимости от взрослых ₋ родителей и воспитателей. При ненадлежащем уходе в данном возрасте могут

Совместная работа воспитателей детского сада с родителями является довольно непростым процессом, в котором семья обязана быть...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи...

Ключевые слова: семья, родители, ребенок, развитие, взаимодействие с семьей.

Первостепенной задачей психологической службы является создание психологически

В частности, принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет...

Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями...

На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в...

Задать вопрос