Взаимодействие родителей и детей с ОВЗ на занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству как возможность развития родительской компетентности (из опыта работы клуба «Учимся, чтобы учить») | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Каменева М. П., Баскова Л. Ю. Взаимодействие родителей и детей с ОВЗ на занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству как возможность развития родительской компетентности (из опыта работы клуба «Учимся, чтобы учить») [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 195-197. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13439/ (дата обращения: 24.09.2018).



В современных условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для воспитания, развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Идея социальной адаптации таких детей лежит в основе многих преобразований.

Необходимо отметить, что в соответствии с международной «Конвенцией о правах ребенка» все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Каждый ребенок должен иметь возможность получить доступное образование, раскрыть и развить свои способности, найти способы самореализации и чувствовать себя полноценным членом общества. «Концепция развития дополнительного образования детей» от 04.09.2014 г. предполагает формирование и развитие моделей адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Основной идеей государственной программы «Доступная среда» является формирование толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом. Следовательно, актуальной проблемой современной педагогической науки является поиск средств, методов, путей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, способствующих раскрытию внутреннего мира таких детей, их творческой активности, создание условий для этого процесса.

Здесь уместно обратить внимание на то, что какие бы благоприятные условия ни создавались обществом, основой формирования личности и воспитания ребенка была и остается семья. В ней закладываются моральные нормы, нравственные ценности, черты характера, привычки. Именно семья является самой влиятельной системой для человека, так как все ее члены взаимосвязаны не только на физическом и социальном уровне, но и на эмоциональном. Любые изменения в одной из частей этой системы ведут к изменениям в другой части и в системе в целом. Взаимоотношения в семье, где есть «особенный» ребенок, зачастую становятся неоднозначными и непростыми: материальные сложности дополняются эмоциональными и психологическими нагрузками. В такой ситуации важно и значимоубедить родителей в том, что их проблемы волнуют других людей, в том, что они не одиноки и имеется выход из сложившейся ситуации. Немаловажным фактором является и то, что семья подвержена усталости, депрессии и эмоциональному выгоранию. Зачастую усилия родителей дают лишь незначительную положительную динамику в развитии ребенка, либо положительная динамика отсутствует вовсе. Эти факторы заставляют семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, обращаться к специалистам, надеясь порой на чудо.

Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что «истоки творческих способностей и дарования детей — на кончике их пальцев». Творчество является универсальным средством улучшения настроения, повышения самооценки. Такие виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества, как рисование, бумагопластика, бисероплетение, конструирование, проволококручение и различные другие техники несут положительный заряд, позволяют с пользой провести свободное время. Работа в любой технике способствует развитию сенсомоторики, а именно: согласованности в работе глаз и рук, совершенствовании координации движений, развитию гибкости, точности выполнения действий. Все это в совокупности имеет немаловажное значение для успешной школьной деятельности. Также занятия с различным материалом способствуют развитию мелкой моторики рук, благотворно влияют на развитие как личностной, так и творческой культуры. В ходе работы развиваются трудовые навыки и проявляется самостоятельность.

Перспективным направлением работы с такими детьми нам видится совместная деятельность педагога, ребенка и родителей. Подтверждение этой мысли можно найти в научных работах. Исследователь В.О. Скворцова отмечает, что для коррекции и поведения, и психического развития проблемных детей, их социальной адаптации необходимо изменить поведение находящегося рядом взрослого.

Именно такая практика, на наш взгляд, может дать положительные результаты. Педагог поможет родителям «нестандартного» ребенка увидеть их сильные и слабые стороны, научиться эффективно с ним взаимодействовать. В 2015 году на базе «Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов» начал функционировать клуб «Учимся, чтобы учить» (учреждение имеет лицензию на ведение образовательной деятельности). Целью деятельности клуба является повышение педагогической компетентности родителей, развитие творческого потенциала средствами изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.

Задачи клуба:

– вовлечение семьи в образовательный процесс;

– формирование у родителей педагогических знаний и умений, способствующих выстраиванию эффективного взаимодействия с ребёнком;

– формирование благоприятного психологического климата в коллективе.

Мы проанализировали содержательный аспект деятельности Центра социальной реабилитации инвалидов и детей — инвалидов и пришли к выводу, что, как правило, родители во время проведения занятий ожидают своего ребенка в коридоре. Быть участниками образовательного процесса им не приходится. Для родителя успешным результатом занятия является готовая работа его ребенка. Но каким способом, каким трудом выполняется эта работа, родитель не знает! На наш взгляд, чтобы отследить динамику развития своего ребенка, необходимо наблюдать за процессом выполнения творческого задания и после этого анализировать усвоение учебного материала. И как следствие, продолжать наблюдать за поведением ребенка в творческом процессе, за применением им тех или иных способов работы с различными материалами уже в домашней обстановке. Педагогу в такой ситуации важно помочь родителям осознать их колоссальную роль в развитии и становлении собственного ребенка, встать с ним на путь взаимного дополнения.

Занятия клуба проводятся регулярно, в большом, красиво оформленном холле учреждения. В работе используются индивидуальные и групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса (формы работы варьируются в зависимости от особенностей детско-родительского взаимодействия, от характера и степени нарушений развития ребенка). Приглашаются не только семьи, чьи дети занимаются в данном клубном объединении, но и для расширения круга участников — семьи из других объединений.

В своей практической деятельности мы также опираемся на исследование Н.Г. Корельской, которая предлагает в работе «родительского клуба» использовать различные формы. И среди предлагаемых автором форм — занятие в системе «ребенок — родитель — специалист». При проведении таких занятий педагогу важно помнить о том, что родителям необходимо дать возможность применить полученные в ходе занятия знания на практике, чтобы убедиться в их действенности. Но не каждый родитель сразу будет переносить все, что услышал от педагогов, в свою воспитательную практику. Поэтому отдельно нужно сказать о необходимости организовывать практикумы, в которых родители участвуют вместе с детьми в разнообразных видах деятельности. Проводиться такие занятия должны в теплой, дружественной атмосфере, при совместном и активном участии родителей со своими детьми. Несомненная важность таких практикумов состоит в том, что совместная, семейная деятельность помогает родителям увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней, поработать вместе с ребенком, овладеть приемами игровой и образовательной деятельности. Большую ценность представляет и тот момент, что дети, наблюдая за увлеченным родителем, сами проявляют инициативу: я сам, я сам. Ребенок чувствует себя «на равных» с родителем. Он получает возможность показать, что в чем-то лучше взрослых, и по-настоящему ярко проявляет себя. Для стимуляции познавательной активности ребенка нужно не стесняться просить у него помощи, если не можете выполнить какое-то задание. Детям таким моменты добавляют уверенности в себе и, кроме этого, они приобретают важнейший опыт поддержки. На таких занятиях многие родители искренне осознают, что задание, предложенное ребенку, достаточно сложное в выполнении. В процессе наблюдения за стараниями своего «особенного» ребенка, родитель начинает объективно оценивать его возможности и способности.

Другой важный аспект, на котором необходимо остановиться — это эмоциональность в творчестве. В процессе изготовления тех или иных изделий необходимо учить выражать свои эмоции и делиться ими. Задача взрослого показать все способы, приемлемые для работы с чувствами. Поскольку работа на занятиях в большей степени сконцентрирована на выполнении технической части, то родитель как раз и может помочь ребенку не стесняться в выражении своих эмоций. Важно отметить, что в ситуациях совместного обучения присутствующий дух соревнования играет очень важную роль в сплочении семьи. Творчество в паре, в коллективе всегда сложно, так как требует признания участников, умения прислушиваться к мнению другого человека, распределять работу. Использование групповой формы работы в рамках клубного объединения, по мнению исследователя В.М. Даринской, способствует гармонизации родительско-детских отношений, поскольку именно групповые занятия являются наиболее эффективными и результативными в работе с родителями.

Не секрет, что многие родители детей с ограниченными возможностями здоровья первостепенной обязанностью считают вовремя накормить, правильно одеть и проследить, чтобы ребёнок, по возможности, получил все, что ему полагается. Они подчас и не подозревают о том, что их ребенок в каком-то виде деятельности может превзойти своих здоровых ровесников и даже их самих. Несомненно, эффективным является и раскрытие талантов самих родителей, когда они совместно с детьми занимаются изготовлением различных поделок. Как показывает опыт, у многих родителей после занятий в клубе появляется интерес к занятиям, к творческой деятельности. У некоторых открываются скрытые таланты, ведь заниматься творчеством в домашней обстановке зачастую не представляется возможным. Быт, заботы о ребенке-инвалиде становятся приоритетными, время для творчества является настоящей роскошью. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность позволяет не только разобраться в сложности выполняемой работы (схемы плетения, способы, приемы скручивания проволоки), но и, что более значимо, сближает родителей и детей. На занятиях педагог так же помогает родителям сформировать рефлексивную позицию, увидеть сильные и слабые стороны, понять возможности, способности своего ребенка, посмотреть на возможности других детей, сравнить и сопоставить полученную информацию, обменяться опытом с другими родителями (для этого проводятся выставки работ). Здесь также необходимо отметить, что изначально далеко не все родители стремятся приобщиться к образовательному процессу, ссылаясь на особенности поведения своего ребенка и удовлетворяясь готовой работой.

Важным условием успешности клубных мероприятий является их краткосрочность, т. е. работа не должна занимать более 30 минут. Задание должно быть простым и интересным, а прогнозируемый результат положительным, что ставит семью в ситуацию успеха. Ощущение радости стимулирует на новые творческие планы.

Таким образом, через изобразительную и декоративно-прикладную деятельность и другие разнообразные формы взаимодействия педагог поддерживает родителей в их воспитательной практике, помогает овладеть методами и приемами воспитания, что способствует процессу воспитания ребенка не интуитивно, а с полным осознанием собственной роли в его становлении. А родители, в свою очередь, помогают педагогам лучше узнать детей и совместно выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка.

Также собственные наблюдения и опыт работы показывают, что стираются границы между детьми обычными и детьми «особенными», когда они погружаются в мир творчества. Каждый ребенок талантлив. Главная задача педагога раскрыть эти способности и содействовать их развитию. Очень важно, чтобы родители в этом процессе не только находились рядом, но и становились соучастниками.

Литература:

  1. Вернер Дэвид. Реабилитация детей-инвалидов. — М.: Филантроп, 2008
  2. Даринская В.М. Успех на вырост: секреты семейного воспитания. — СПб.: Речь, 2010
  3. Зиневич-Евстигнеева Т.Д. Тисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. — СПб.: Детство-пресс, 2007
  4. Корельская Н.Г. Особенная семья-особенный ребенок: кн. для родителей детей с отклонениями в развитии; под. ред. С.П.Евсеева. — М.: Сов.спорт, 2003
  5. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. — М.: Арти, 2008
  6. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2006
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, социальная адаптация, семья, работа, занятие, готовая работа, воспитательная практика.

Похожие статьи

Социально-педагогическая работа с семьями детей...

социальный педагог, семья, ребенок, родитель, помощь, социально-педагогическая помощь, социальная адаптация, работа, семейный стресс, социально-педагогическая деятельность.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

семья, родитель, возможность, семейное воспитание, самая семья, социальная адаптация, мать, больной ребенок, лучшее понимание, благоприятный тип. Организация работы консультативного пункта для оказания...

Социально-педагогическое сопровождение процесса...

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни.

Направлениями разработанной нами программы являются: психолого-социальное сопровождение: занятия с детьми «группы риска», работа с...

Организация работы с родителями обучающихся...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Организация работы консультативного пункта для оказания...

Организационно-педагогические условия сопровождения детей... детский сад, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивная практика, группа, образовательный процесс, Консультативный пункт, дошкольное учреждение...

Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями...

Библиографическое описание: Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст]

Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей.

Особенности воспитания ребенка с ограниченными...

Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье. Автор: Федосеева Ольга Александровна.

В семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает...

Организация взаимодействия образовательного учреждения...

ребенок, ваш ребенок, ограниченная возможность здоровья, родитель, SMS, детская площадка, интеллектуальное развитие, образовательный процесс, семья.

Работа социального педагога в образовательном учреждении...

ребенок, родитель, семья, направление работы, воспитание детей, Бутово, социальная адаптация ребенка, собственный ребенок, семейная психокоррекция, оказание помощи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Социально-педагогическая работа с семьями детей...

социальный педагог, семья, ребенок, родитель, помощь, социально-педагогическая помощь, социальная адаптация, работа, семейный стресс, социально-педагогическая деятельность.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

семья, родитель, возможность, семейное воспитание, самая семья, социальная адаптация, мать, больной ребенок, лучшее понимание, благоприятный тип. Организация работы консультативного пункта для оказания...

Социально-педагогическое сопровождение процесса...

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни.

Направлениями разработанной нами программы являются: психолого-социальное сопровождение: занятия с детьми «группы риска», работа с...

Организация работы с родителями обучающихся...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Организация работы консультативного пункта для оказания...

Организационно-педагогические условия сопровождения детей... детский сад, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивная практика, группа, образовательный процесс, Консультативный пункт, дошкольное учреждение...

Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями...

Библиографическое описание: Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст]

Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей.

Особенности воспитания ребенка с ограниченными...

Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье. Автор: Федосеева Ольга Александровна.

В семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает...

Организация взаимодействия образовательного учреждения...

ребенок, ваш ребенок, ограниченная возможность здоровья, родитель, SMS, детская площадка, интеллектуальное развитие, образовательный процесс, семья.

Работа социального педагога в образовательном учреждении...

ребенок, родитель, семья, направление работы, воспитание детей, Бутово, социальная адаптация ребенка, собственный ребенок, семейная психокоррекция, оказание помощи.

Задать вопрос