Партнерство родителей и детей с ОВЗ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Каверина Е. М., Бадеева Т. Л. Партнерство родителей и детей с ОВЗ [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 64-68. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14596/ (дата обращения: 23.10.2019).



Детям нужны не поучения, а примеры.

Жозеф Жубер

Термин «коррекция» в переводе с латинского означает «исправление» (Словарь иностранных слов, 1982). Только добившись того, что родитель и маленький человек станут партнерами, можно достичь успехов в коррекционной работе.

Актуальность

Одной из главных задач ФГОС дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в повышенном внимании и опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих его взрослых. Семья является надёжным и крепким фундаментом в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества. Поэтому в своей работе мы применяем личностно-ориентированный гуманно-личностный подход к детям и к родителям.

В нашем дошкольном учреждении мы стараемся активно привлекать к сотрудничеству родителей, чьи дети имеют статус ОВЗ. Перспективной формой работы с родителями является создание родительский клуба, которая способствует формированию активной жизненной позиции участников, а значит, ведет к укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании и развития детей.

Перед нами возникла проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ. Эту проблему мы решали в нескольких направлениях:

‒ повышение педагогической культуры родителей;

‒ повышение знаний семьи о коррекционной работе учителя-логопеда;

‒ вовлечение родителей в деятельность ДОУ;

‒ обязательная совместная работа по обмену опытом;

‒ обратная связь родителей и ДОУ.

Наша цель: сделать родителей активными участниками и помощниками в коррекционной работе с детьми с ТНР. Для достижения данной цели, решали задачи:

‒ Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

‒ Объединить знания и опыт семей в сфере ТНР.

‒ Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную помощь родителей, воспитанников и специалистов детского сада.

‒ Активизировать и обогатить умения родителей по воспитанию и коррекции детей.

‒ Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных умениях и возможностях.

Мы создали условия, при которых семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, помогают ребенку накапливать определенный социальный опыт.Стараемся обеспечитьдоброжелательную и эффективную атмосферу, показывая заинтересованность коллектива детского сада, который помогает разобраться в проблемах семьи и выражает искреннее желание помочь. Специалисты и педагоги всеми возможными способами объясняют родителям, что каждый ребенок с ТНР индивидуальная личность и ему требуется определенный индивидуальный подход.

Задачи клуба:

‒ оказание коррекционной помощи семьям в вопросах развития и обучения детей с ТНР;

‒ создания безопасной среды, успешной социализации дошкольника;

‒ формирование взаимного доверия между образовательным учреждением и семьёй, повышение родительской ответственности;

‒ повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.

Виды деятельности клуба:

‒ мастер-классы;

‒ консультации;

‒ индивидуальные беседы;

‒ диспуты;

‒ часы общения;

‒ участие в совместных проектах и конкурсах;

‒ презентации;

‒ круглый стол;

‒ виртуальные экскурсии.

Результаты деятельности родительского клуба:

‒ возрастает доверие между родителями и специалистами дошкольного учреждения;

‒ появляется взаимное признание ответственности между педагогом и родителем;

‒ возрастает уверенность родителей в необходимости совместной коррекционной работы;

‒ родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;

‒ родители убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в коррекционной работе ведёт ребенка к успеху;

‒ формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

‒ Встречи родительского клуба проводятся примерно 1 раз в 2–3 недели (12–16 встреч).

Примерный план работы родительского клуба

Дата

Тема мероприятия

Задачи

1

сентябрь

Круглый стол

«Мы родители»

- знакомство с семьями, воспитывающими детей с ТНР;

— изучение истории семей, которые воспитывают детей с ОВЗ;

— привлечение родителей к сотрудничеству.

2

октябрь

Диспут

«Что такое воспитание детей с ОВЗ?»

- формирование у родителей представления о коррекционной работе и типах семейного воспитания детей с ОВЗ;

— повышения знаний и умений родителей.

3

октябрь

Мастер-класс

«Прянички для мамочки» (роспись имбирных пряничков глазурью)

- развивать знания родителей о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики;

— создать нестандартные условия для развития мелкой моторики у детей с ТНР;

— создать атмосферу взаимопонимания, доверия между участниками клуба.

4

ноябрь

Мастер-класс

«Нестандартное оборудование для дыхательной гимнастики»

(изготовление игрушек для дыхания «Слоник» и «Приветливая Маша»)

- повысить уровень знаний родителей о значении дыхательной гимнастики для постановки сонорных звуков;

— создать нестандартные условия для развития дыхания у детей с ТНР;

— создать атмосферу взаимопонимания, доверия между участниками клуба.

5

ноябрь

Мастер-класс

«Антистрессовые игрушки»

(изготовление игрушек для снятия эмоционального напряжения у детей «Морское царство», «Капитошка»)

- снятие напряжения в пальцах кисти и развитие мелкой моторики рук;

— развитие тактильных ощущений у детей, способствующих эмоциональной разгрузке;

— развитие партнерских отношений.

6

декабрь

Мастер-класс

«Украсим Ёлочку-красавицу»

(изготовление новогодней игрушки с использованием нестандартных материалов — макаронные изделия, цветные ленты)

- расширить знания родителей о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики;

— создать нестандартные условия для развития мелкой моторики у детей с ТНР;

— создать праздничную атмосферу.

7

декабрь

Час общения «Учим стихи»

(презентация поэтапного разучивания стихов с использованием

мнемотаблиц)

- расширить знания родителей о технике разучивания стихов с использованием мнемотаблиц;

— развивать знания и умения родителей об экспрессии речи.

8

январь

Диспут

«Как разнообразить зимний досуг ребенка?»

- расширить знания родителей о разнообразии зимних развлечений;

— развитие партнерских отношений между семьями и их детьми.

9

февраль

Мастер-класс

«Танк для папы»

(изготовление танка с использованием нестандартных материалов — бумажные цветные салфетки)

- расширять знания родителей о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики;

— создать нестандартные условия для развития мелкой моторики у детей с ТНР;

— создать атмосферу взаимопонимания, доверия между участниками клуба;

— создать праздничную атмосферу.

10

март

Мастер-класс

«Цветы для моей мамочки»

(изготовление цветов с использованием нестандартных материалов — бумажные стаканчики, цветные ленты и т. д.)

- расширить знания родителей о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики;

— создать нестандартные условия для развития мелкой моторики у детей с ТНР;

— создать праздничную атмосферу.

11

апрель

Виртуальная экскурсия

«Планеты солнечной системы»

(презентация, с последующим решением кроссворда)

- расширить знания родителей и детей о космосе;

— создать нестандартные условия для развития речи и мышления у детей с ТНР;

— создать комфортную атмосферу.

12

май

Час общения «Учим стихи о ВОВ»

(презентация поэтапного разучивания стихов с использованием

мнемотаблиц)

- расширить знания родителей о технике разучивания стихов с использованием мнемотаблиц;

— развивать знания и умения родителей об экспрессии речи.

F:\Детско - родительский клуб логопед Каве\Новая папка\IMG_7469.JPG

Мастер-класс «Прянички для мамочки» (вырубка форм печенья из теста)

F:\Детско - родительский клуб логопед Каве\Новая папка\IMG_7481.JPG

Мастер-класс «Прянички для мамочки» (роспись глазурью готового печенья)

F:\Детско - родительский клуб логопед Каве\Новая папка\IMG_7499.JPG

Мастер-класс «Прянички для мамочки»

F:\Детско - родительский клуб логопед Каве\Новая папка\IMG_7797.JPG

Мастер-класс «Нестандартное оборудование для дыхательной гимнастики»

F:\Детско - родительский клуб логопед Каве\Новая папка\IMG_7735.JPG

Игрушка «Слоник»

F:\Детско - родительский клуб логопед Каве\Новая папка\IMG_7764.JPG

Игрушка «Приветливая Маша»

Итак, целенаправленная работа с родителями, чьи дети имеют тяжелые нарушения речи, требует комплексности, систематичности, учета индивидуальных особенностей, как детей, так и взрослых, что делает клубную деятельность эффективной формой работы по повышению родительской компетенции в вопросах воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

В заключение необходимо отметить, что работа клуба способствует укреплению позиции семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения.

Литература:

  1. Бабыбина Т. Ф., Гильманова Л. В., Головенко В. Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи /Управление детским садом/.– М.: ТЦ Сфера, 2016.-128с.
  2. Давыдова О. И., Майер А. А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.-128с
  3. Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ». М.: Линка — Пресс, 2007 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, знание родителей, атмосфера взаимопонимания, родитель, коррекционная работа, взаимосвязь развития речи, умение родителей, дошкольное учреждение, детский сад.

Похожие статьи

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада...

Формы взаимодействия детского сада с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов взаимодействия детского сада и родителей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами...

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей...

Ребенок поступает в детский сад, родители передают его в руки педагогов детского учреждения.

Занятия по художественному творчеству, работа по развитию мелкой моторики рук, работа по автоматизации звуков в речи ребенка продолжаются родителями...

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе...

Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития.

родитель, речевое развитие, семья, ребенок, детский сад, нетрадиционная форма работы

- составление плана совместной деятельности детей и родителей по речевому развитию...

Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке...

Осуществить полноценную подготовку детей к школьному обучению, невозможно без тесного сотрудничества с семьей и школой. Тесная взаимосвязь со школой (школа и наш детский сад находятся в одном районе) помогает найти общие подходы к подготовке детей к школьному...

Взаимодействие ДОУ и семьи по подготовке детей с тяжелыми...

Чтобы помочь родителям научиться поддерживать и сопровождать своего ребенка при поступлении в школу, в течение года в нашей группе ведется систематическая, планомерная работа, которая направлена на: ‒ знакомство родителей с содержанием и методами работы...

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы...

Участие родителей (в подготовке и проведении). Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает эффективный результат в коррекционной работе. Практика показала, что даже присутствие родителей на различных детских...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие [3.с.2].

Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной...

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании с развитием речи, ознакомлению детей...

родитель, развитие речи, ребенок, речевое развитие, форма...

ребенок, речевое развитие, речевое развитие детей, мелкая моторика, развитие речи, связная

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в

родитель, детский сад, дошкольное образование, ребенок, семья, развитие ребенка...

Похожие статьи

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада...

Формы взаимодействия детского сада с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов взаимодействия детского сада и родителей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами...

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей...

Ребенок поступает в детский сад, родители передают его в руки педагогов детского учреждения.

Занятия по художественному творчеству, работа по развитию мелкой моторики рук, работа по автоматизации звуков в речи ребенка продолжаются родителями...

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе...

Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития.

родитель, речевое развитие, семья, ребенок, детский сад, нетрадиционная форма работы

- составление плана совместной деятельности детей и родителей по речевому развитию...

Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке...

Осуществить полноценную подготовку детей к школьному обучению, невозможно без тесного сотрудничества с семьей и школой. Тесная взаимосвязь со школой (школа и наш детский сад находятся в одном районе) помогает найти общие подходы к подготовке детей к школьному...

Взаимодействие ДОУ и семьи по подготовке детей с тяжелыми...

Чтобы помочь родителям научиться поддерживать и сопровождать своего ребенка при поступлении в школу, в течение года в нашей группе ведется систематическая, планомерная работа, которая направлена на: ‒ знакомство родителей с содержанием и методами работы...

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы...

Участие родителей (в подготовке и проведении). Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает эффективный результат в коррекционной работе. Практика показала, что даже присутствие родителей на различных детских...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие [3.с.2].

Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной...

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании с развитием речи, ознакомлению детей...

родитель, развитие речи, ребенок, речевое развитие, форма...

ребенок, речевое развитие, речевое развитие детей, мелкая моторика, развитие речи, связная

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в

родитель, детский сад, дошкольное образование, ребенок, семья, развитие ребенка...