Формы и методы работы социального работника с семьей ребенка-инвалида | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 19.05.2015

Статья просмотрена: 2308 раз

Библиографическое описание:

Гаранькина Г. Е. Формы и методы работы социального работника с семьей ребенка-инвалида // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1126-1128. — URL https://moluch.ru/archive/90/18711/ (дата обращения: 19.12.2018).

Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида. В такой ситуации ребенок — инвалид и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи социального работника, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи.

Главная цель в работе социального работника с семьей ребенка-инвалида — помочь семье справиться с трудной задачей воспитания, способствовать ее оптимальному функционированию, воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального работника — способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида.

Рождение больного ребенка неизбежно изменяет уклад и особенно психологический климат в семье. Все члены семьи, и в первую очередь мать находятся в состоянии эмоционального стресса. И в таком состоянии многие родители хотят отказаться от ребенка-инвалида. И чтобы предотвратить отказ от ребенка и включить семью в реабилитационный процесс, социальный работник должен иметь реальные представление о перспективах ребенка и о той роли, которую надлежит сыграть семье в ходе его воспитания и развития.

Задача социального работника — помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный работник оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот. Кроме того, социальный работник выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей, например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь.

Очень распространена такая форма работы с семьей, как патронаж. Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредствам поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. Медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможности патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение клиента на дому является неотъемлемой формой работы социального работника во взаимодействии с семьей. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Таким образом, патронаж — одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать связи с клиентом, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает работу социального работника более эффективной.

Необходимость использования метода консультации связана с тем, что значительная часть семей, имеющих ребенка-инвалида, находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывающих трудности адаптации к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением.

Также могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) — тренинги. Они дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе, развивает активность и уверенность родителей.

Посредническая помощь социального работника (звонки, письменные обращения в различные инстанции), позволяет в ряде случаев найти источники для оплаты лечения и отдыха ребенка, получить единовременное материальное пособие в сложившихся неблагоприятных обстоятельствах, установить телефон на льготных основаниях и др., то есть в какой-то мере улучшить материальное положение семьи. Надо отметить, что установление инвалидности ребенку определенной частью семей воспринимается очень болезненно, и поэтому семьи не всегда пользуются этим правом.

Таким образом, социальный работник в индивидуальных беседах, через образовательную и посредническую помощь, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией.

Социальный работник проводит специальные занятия, игры, отрабатывает разнообразные режимные моменты, бытовой труд, досуг и т. д. Также используются такие традиционные и не традиционные приёмы, методы и формы работы как занятие-путешествие, занятие-игра. Игры с песком — это одна из форм естественной деятельности ребёнка. Немаловажное значение уделяется игротерапии. Используются различные виды игр: дидактические, хороводные, подвижные, пальчиковые, сюжетно-ролевые и т. д. Через все виды этих мероприятий проходят такие формы совместной с ребенком деятельности, которые впоследствии помогут сформировать основные навыки и умения, расширяющие диапазон возможностей, доступных детям разных возрастов. Это навыки общения, навыки общей и тонкой моторики, навыки сенсорного (чувственного) познания мира, культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, речевые и социальные навыки.

Поскольку успех коррекции обеспечивается регулярностью занятий, важно, чтобы с ребенком занимался не только социальный работник, но и сами родители в домашних условиях изо дня в день.

В ходе индивидуального занятия социальный работник может подобрать эффективные методы и приемы коррекционно-педагогической работы. С целью получения родителями своевременной педагогической информации о методах воспитания и развития малыша все занятия проводятся в их присутствии.

Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей. Это могут быть педагогические игровые упражнения, семинары-практикумы, педагогические практикумы. Они направлены на овладение родителями такими способами организации совместной деятельности с ребенком, как упражнения, поручения, личный пример, постановка перспектив, игры, умением придавать ей воспитывающий и развивающий характер, умением заинтересовать ребенка совместной деятельностью и создавать условия для проявления в ней ребенком субъектной позиции.

Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организация «круглых столов», «мозговой штурм», родительских собраний, дискуссий, конференций, детских праздников, клубов. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители.

Наблюдая, как меняется ребёнок от занятия к занятию, как растёт и совершенствуется его мастерство, родители начинают меньше его опекать, больше ему доверять, предоставлять больше самостоятельности. Таким образом, социальный работник играет очень важную роль в жизни ребёнка-инвалида и его семьи.

Основные термины (генерируются автоматически): социальный работник, семья, посредническая помощь, реабилитационный процесс, ребенок, родитель, форма работы, совместная деятельность, перспектива ребенка, член семьи.


Похожие статьи

Возможности использования технологий социальной работы...

Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, устройство детей-сирот, семья, семейный тип, приемная семья, социальный работник, форма устройства детей-сирот, родитель, ребенок

Потенциал музея в реабилитационной работе с детьми-сиротами.

Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ

- контрольное: оценка состояния семьи и ребёнка, динамика проблем [если контакт с семьёй повторный]; анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.

Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими...

На базе Центра социальной помощи семье и детям «Семья» в Саратовской области г. Саратов разработаны и активно используются в практической деятельности реабилитационные и профилактические программы по структурным подразделениям

Специфика работы социального педагога с неполной семьей...

Неполная семья — это категория семьи с отсутствием одного из родителей, когда одинокие мать или отец проживают с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) всю ответственность.

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения в кровные...

Воспитание ребёнка в семейном окружении — неотъемлемое право каждого ребёнка. В современных условиях российская семья переживает кризис: утрачиваются семейные ценности, родителей лишают родительских прав, появилось много детей в статусе социальных сирот...

Социальные технологии работы ДОУ с семьёй

Объектом социальной работы в неполной семье может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Формы и методы работы социального работника с семьей ребенка-инвалида. Специфика работы социального педагога с неполной семьей в...

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы / под. ред. Иконниковой Ю. В. — М

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия семьи и школы в России: история и современные тенденции.

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье.

Роль реабилитационной активности семьи в воспитании...

реабилитационная активность семьи, ребенок, семья, реабилитационная активность, проблема, ограниченная возможность здоровья, социальная активность семьи, Ваш ребенок, медицинская помощь...

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

ребенок, родитель, семья, направление работы, воспитание детей, Бутово, социальная адаптация ребенка, собственный ребенок, семейная психокоррекция, оказание помощи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Возможности использования технологий социальной работы...

Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, устройство детей-сирот, семья, семейный тип, приемная семья, социальный работник, форма устройства детей-сирот, родитель, ребенок

Потенциал музея в реабилитационной работе с детьми-сиротами.

Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ

- контрольное: оценка состояния семьи и ребёнка, динамика проблем [если контакт с семьёй повторный]; анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.

Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими...

На базе Центра социальной помощи семье и детям «Семья» в Саратовской области г. Саратов разработаны и активно используются в практической деятельности реабилитационные и профилактические программы по структурным подразделениям

Специфика работы социального педагога с неполной семьей...

Неполная семья — это категория семьи с отсутствием одного из родителей, когда одинокие мать или отец проживают с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) всю ответственность.

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения в кровные...

Воспитание ребёнка в семейном окружении — неотъемлемое право каждого ребёнка. В современных условиях российская семья переживает кризис: утрачиваются семейные ценности, родителей лишают родительских прав, появилось много детей в статусе социальных сирот...

Социальные технологии работы ДОУ с семьёй

Объектом социальной работы в неполной семье может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Формы и методы работы социального работника с семьей ребенка-инвалида. Специфика работы социального педагога с неполной семьей в...

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы / под. ред. Иконниковой Ю. В. — М

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия семьи и школы в России: история и современные тенденции.

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье.

Роль реабилитационной активности семьи в воспитании...

реабилитационная активность семьи, ребенок, семья, реабилитационная активность, проблема, ограниченная возможность здоровья, социальная активность семьи, Ваш ребенок, медицинская помощь...

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

ребенок, родитель, семья, направление работы, воспитание детей, Бутово, социальная адаптация ребенка, собственный ребенок, семейная психокоррекция, оказание помощи.

Задать вопрос