В статье авторы систематизируют и описывают условия, которые способствуют формированию у магистрантов психолого-педагогической специальности конструктивного поведения в ситуации конфликта.
Ключевые слова: условия формирования конструктивного поведения, ситуация конфликта, психолого-педагогическая специальность.
В данный момент всё более актуальной становится проблема выбора личностью адекватных стратегий поведения в конфликтной ситуации. Как известно, образование, которое получает магистр психолого-педагогической специальности, предполагает получение знаний, навыков и, тем самым, присвоение себе способов взаимодействия с социумом, которые бы значительно упрощали возможность адекватно, беспроблемно выходить из критических, конфликтных ситуаций.
Поскольку главным инструментом психолога является именно его личность, её поведение в конфликте может являться определяющим в её профессиональной деятельности. Современное общество определяет личность психолога как гармонично развитую, беспроблемную, коммуникабельную и неконфликтную, именно эти качества общество ожидает встретить в представителе этой профессии.
Обучение в магистратуре — это последняя ступень в получении высшего профессионального образования. Магистрант психолого-педагогической специальности по завершению получения своего образования умеет выполнять такие виды деятельности, как анализ, исследование, консультация, проектирование, организация, управление. Специалист такого уровня умеет находить наиболее подходящие, продуктивные решения в ситуациях, когда существует некая неопределённость, он способен отбирать, обобщать поступающую информацию, которая пригодится ему для того, чтобы достичь поставленных целей. Высокий уровень подготовки таких кадров даёт им возможность в будущем занимать не только те должности, на которые они обучались, но также и должности руководящие [5].
Обучение в магистратуре даёт личности глубинные знания основ психологии, что определяется полученными, приобретёнными универсальными компетенциями:
– Системное и критическое мышление (магистрант умеет критически анализировать возникающие проблемы благодаря тому, что он способен придерживаться системному подходу, а также формировать и создавать стратегию собственных действий, синтезировать, соединять, обобщать различные варианты решения проблем);
– Разработка и реализация проектов (магистрант обучен и, соответственно, умеет направлять и управлять проектом на различных его этапах реализации);
– Командная работа и лидерство (магистрант умеет обеспечивать организацию и руководство над группой людей, умеет разрабатывать стратегию поведения, которой могли бы следовать другие члены команды, чтобы все смогли достичь намеченных и поставленных заранее целей);
– Коммуникация (магистрант умеет использовать в своей профессиональной деятельности различные, имеющиеся в его арсенале, современные коммуникативные технологии с целью осуществления продуктивного взаимодействия, а также умеет организовывать межличностные контакты, готов вступать в коммуникацию, как в устной, так и в письменной формах);
– Самоорганизация, саморазвитие и самореализация (умеет выделять собственные приоритеты, цели, мотивы и желания на основе собственной самооценки, использовать и развивать собственный творческий потенциал);
– Желание, стремление и готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести ответственность за самостоятельно принятые решения (как профессиональную, этическую, так и социальную), способность конструктивно взаимодействовать.
Обучаясь психолого-педагогической специальности в магистратуре, личность учится таким важным умениям, как планирование и организация различных мероприятий, учится самостоятельно контролировать, а также оценивать свою деятельность и её результаты, учится приёмам целеполагания во временной перспективе. Приобретает знания, касающиеся того, что включает в себя процесс самообразования и самоорганизации, каким образом и с помощью чего они реализуются, как совершенствовать свою профессиональную деятельность, ориентируюсь на поставленные самим собой цели.
Приобретает и в дальнейшем использует такие умения, как формирование чётких, ясных и понятных мыслей, которые пригодятся для ведения, как диалога, так и монолога. Самостоятельно может осуществлять поисковую деятельность, направленную на процесс овладения новой информацией, перед этим отобрав её, проанализировав и структурировав в целях выполнения своей профессиональной деятельности.
Ещё Р. Кеттелом в 1979 году был описан среднестатистический портрет психолога, согласно которому специалист данной области должен обладать необходимым, соответствующим уровнем интеллектуальных возможностей и способностей, общительностью, предприимчивостью, такой специалист должен быть настойчив в своих убеждениях, эмоционально устойчив, независим, обладать высоким уровнем развития сензитивности — чувствительности к происходящей действительности [4].
Согласно исследованием Э. Ф. Зеера, являющегося основателем научной школы, которая исследует становление личности в профессионально-образовательном пространстве в единстве его психологических, а также педагогических составляющих, благодаря своей профессиональной деятельности специалист психологического профиля приобретает такие позитивные навыки и эффекты, как способность к адекватной саморегуляции, эмпатийности, проявления толерантности, умение и способность принимать себя и другого человека таким, какой он есть, способность рефлексировать, способность понимать другого, так же, как и самого себя. Личность, обучающаяся по психолого-педагогической специальности, может и умеет самореализовываться различными способами и в различных формах, у неё высоко развиты коммуникативные навыки [1].
Е. А. Климов определяет профессию психолога, как профессию типа системы «человек-человек», согласно этому типу, человек, обученный данной профессии, обладает такими качествами, как терпеливость, снисходительность к разнообразным поведенческим проявлением, доброжелательность, умение и способность сопереживать, общительность, выдержка и умение «не выходить из себя», умение слушать и слышать другого человека, излагать свои мысли и чувства в понятной, ясной, чёткой и простой для понимания другим человеком форме. Также, такая личность отличается наблюдательностью за душевным состоянием другого человека, способностью встать на его точку зрения, увидеть то, что скрыто от глаза, умением сопереживать и предугадывать поведенческие эмоциональные реакция другого человека на свои слова [2].
Таким образом, обучение в магистратуре психолого-педагогического профиля учит личность выполнять следующие трудовые обязанности:
– Умение анализировать различные психологические процессы и состояния, с которыми сталкивается человек;
– Умение оценивать уровень психологического развития личности, а также психологического климата коллектива;
– Умение разрешать различные внутриличностные и межличностные проблемы, оказание необходимой для этого психологической помощи;
– Умение диагностировать личность, обрабатывать полученные результаты, на их основе составлять индивидуальный, личностный психологический портрет;
– Умение вести коррекционную работу, цель которой является устранение нарушений психологического развития;
– Умение вести работу по профилактике, предупреждению изменений, нарушений и отклонении в развитии психики;
– Умение оказывать помощь в поддержке общего психологического климата в социуме, в различных коллективах;
– Умение оказывать помочь по разрешению конфликтных ситуаций [3];
– Умение проводить различные эксперименты и исследования психолого-педагогического профиля, направленные на обретение новых знаний в различных отраслях психологического знания.
Очень важно, что во время обучения по данной специальности личность учится сопереживать, сочувствовать, быть чутким и отзывчивым (быть эмпатийным по отношению к другим людям), конечно же, данное качество должно быть заложено в человеке и от природы, а получение психологической специальности должно помочь развить личности его у себя. К тому же, человек данной профессии непременно должен научиться дистанцироваться от проблем, с которыми он работает с клиентами, эти проблемы не должны как-то влиять на его собственное психологическое и эмоциональное состояние, чтобы трезво оценить ситуацию и предложить эффективную, необходимую помощь.
Литература:
- Андреев В. И. Основы педагогической конфликтологии / В. И. Андреев/. — М.: Просвещение, 1995. — 67с.
- Белых Т. В., Козловская Н. В. Психология конфликта: учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. — 475 с.
- Психология конфликта: учеб.-метод. пособие / авт.-сост.: Н. В. Козловская / Федеральное агентство по образованию, Ставроп. гос. ун-т. — Ставрополь: СГУ, 2007. — 495 с.
- Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. — М.: Юрайт, 2019. — 472 с.
- Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. — СПб.: Питер, 2003. — 250 с.