Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов

Психология
25.05.2020
548
Поделиться
Библиографическое описание
Соловьев, Д. А. Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов / Д. А. Соловьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 742-744. — URL: https://moluch.ru/archive/311/69289/.


В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Ключевые слова: эмпатия, психологический тренинг, групповое взаимодействие, участник группы

Профессиональная деятельность любого педагога относится к категории «человек — человек». Такая деятельность насыщена постоянными межличностными взаимодействиями. В ходе этих взаимодействий часто возникают конфликтные и проблемные ситуации, которые требуют скорейшего решения. Решение этих ситуаций невозможно без способности понимать личностные черты, эмоции, чувства, которые испытывает другой человек в данный момент времени. Данное качество в психологии называется эмпатия. Наличие эмпатических способностей предполагает умение анализировать свои чувства, осознавать переживания других людей. Поэтому для любого педагога очень важно развивать в себе эти способности. Помочь ему в этом может психологический тренинг.

Психологический тренинг — метод преднамеренных изменений человека или группы, которые направлены на его профессиональное и личностное развитие в процессе группового взаимодействия [1]. В процессе взаимодействия происходит приобретение, анализ и переоценка собственного опыта человеком.

В ходе тренинга происходит преднамеренное изменение его участников. Многие авторы выделяют различные факторы, которые помогают развитию того или иного феномена в ходе группового взаимодействия [2;3]. Был проведен их анализ и выделены основные факторы, обеспечивающие развитие участников группы.

  1. Участник как член группы. Именно в группе человек имеет возможность почувствовать, что он не один и его проблемы не уникальны.
  2. Атмосфера взаимного доверия и заинтересованности. Эмоциональная поддержка членов группы снимает напряжение, придает уверенности её участникам. Такая поддержка активизирует человека, повышает его самооценку.
  3. Возможность эмоционального реагирования. Участники имеют возможность свободно выражать свои эмоции. Это позволяет снять эмоциональное напряжение. Всё это позволяет раскрыть личностные проблемы участников.
  4. Проигрывание различных жизненных ситуаций. Основным плюсом любого психологического тренинга является возможность повысить свой уровень компетентности и приобрести навыки межличностного взаимодействия в игровой форме. Благодаря этому происходит анализ, переоценка своего жизненного опыта, а также приобретение нового.
  5. Возможность дать обратную связь. Участнику дается возможность высказаться о результатах проведенной работы, учесть её плюсы и минусы.
  6. Возможность оценить свой уровень организаторских способностей, коммуникабельности. Возможность изменить их.

Занятие в психологическом тренинге делится на три части: разминка, основное занятие и рефлексия.

Разминка состоит из упражнений, которые помогают активизировать участников группы, создать уютную и доброжелательную атмосферу. Разминка позволяет подготовить участников группы к основным упражнениям.

Основное занятие включает в себя различные задания и упражнения, которые помогают участникам понять, усвоить для себя главную тему занятия. Такими упражнениями могут быть: деловые и ролевые игры, дискуссии по теме занятия. Деловые и ролевые игры включают в себя различные ситуации, с которыми педагог сталкивается в учебном процессе. Такие игры дают возможность примерить на себя роль своей будущей профессии, даёт возможность попробовать решить проблемную ситуацию в этой роли. Дискуссия создает условия для выражения, всеми участниками, своих мыслей, путей решений, по обсуждаемой теме. Дискуссия является возможностью влиять на установки участников в процессе группового взаимодействия [4].

Занятие заканчивается рефлексией. Участники делятся своими эмоциями, мнениями, чувствами, впечатлениями о проведенном занятии. Кроме того, есть возможность высказаться о плюсах и минусах проведенного занятия. Это позволит усовершенствовать последующие занятия.

Итак, сделаем выводы. Эмпатия является важным качеством для любого педагога. Помочь в развитии данного качества может психологический тренинг. В ходе тренинга происходит преднамеренное изменение участников группы. В ходе группового взаимодействия участники получают жизненный опыт, имеют возможность повысить свой уровень компетентности.

Всё это говорит о том, что психологический тренинг является эффективным средством для изменения его участников. А это значит, что развитие такого феномена как эмпатия у участников группы, с помощью психологического тренинга, является возможным и эффективным средством.

Литература:

  1. Психогимнастика в тренинге / под редакцией Н. Ю. Хрящевой. — СПб.: Речь, Институт тренинга, 2000.
  2. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1997.
  3. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. — СПб: Питер Ком, 1999.
  4. Кипнис М. Ш. Энциклопедия игр и упражнений для любого тренинга. — М.: АСТ, 2018.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
эмпатия
психологический тренинг
групповое взаимодействие
участник группы
Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 742-744):
Часть 10 (стр. 723-801)
Расположение в файле:
стр. 723стр. 742-744стр. 801

Молодой учёный