Сравнительный анализ исторического опыта предупреждения конфликтного поведения у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 15.06.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Смирнова, К. И. Сравнительный анализ исторического опыта предупреждения конфликтного поведения у младших школьников / К. И. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 210-211. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115740/ (дата обращения: 16.08.2024).



В данной статье были рассмотрены психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетенции на базе образовательного учреждения. Описаны методы и формы, которые формируют у обучающихся младших классов опыт конструктивного разрешения различного рода конфликтных ситуаций.

Ключевые слова: конфликт, конфликтологическая компетентность, условия формирования конфликтологиечксой компетенции, младший школьный возраст, система образования.

В настоящее время система образования предполагает множество возможностей для всестороннего развития учащихся, включая в себя наработка опыта в разрешении конфликтов у детей младшего школьного возраста. Принимая участие в клубных мероприятиях и группах по интересам позволяет обучающимся в младшей школе усвоить общественные правила, традиции и нормы, а также получить представление о своих правах и обязанностях. Эти занятия способствуют тесной коммуникационной связи со сверстниками и взрослыми, предполагают эффективное взаимодействие и сотрудничество, положительно влияют на поведение и предотвращают конфликты.

Не только отечественная, но и зарубежная системы образования развивают различные инициативы, направленные на повышение компетентности детей в вопросах, которые тесно связаны с конфликтами, и развитие навыков эффективного разрешения конфликтов. Международная образовательная практика модернизируется, включая в себя программы, которые ориентированы на развитие широкого спектра умений и навыков детей, которые имеют особое значение для преодоления конфликтов. Например, имеются программы развития коммуникативной и эмоциональной компетентности, социального и эмоционального интеллекта. Отдельно стоит отметить варианты и формы деятельности, направленные на развитие психологического благополучия и активной гражданской позиции.

Вопросу о развитии навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, а также способности к разрешению конфликтов как таковых во всем мире уделяют особое внимание. Принято считать, что конфликты среди младших школьников часто возникают из-за изменений в их жизненных обстоятельствах, несоответствия между их потребностями и имеющимися ресурсами, а также из-за стремления к самоутверждению своей индивидуальности [1, c. 75].

В настоящий момент можно выделить три основные модели, которые направлены на воспитание в школьниках способности и внутренней силы к разрешению конфликтных ситуаций, которые имеют место и в отечественной, и в зарубежной науке: «профилактическая» модель, «образовательная» (педагогическая) модель и «сервисная» модель [2, c. 91].

Говоря о «превентивной» модели формирования навыков позитивного разрешения конфликтных ситуаций — реализовывается в рамках создания безопасной среды для учащихся, устраняя любые возможные причины конфликтов.

«Образовательная» или «педагогическая» модель подразумевает формирование у обучающихся навыков и умений конструктивного типа поведения, а также навыков разрешения любых возможных конфликтных ситуаций.

Модель, называемая как «сервисная», всегда направлена на создание благоприятных условий для активного участия детей и позитивной самореализации в следствии предоставления различных услуг, которые помогут чувствовать младшему школьнику себя «в своей тарелке», тем самым, помогая ему развить в себе некий стержень, который поможет ему принимать единственно верные решения в ситуациях конфликта. Она направлена на развитие моральных и лидерских качеств через волонтерство, совместные творческие начинания и занятия спортом [3, с. 80].

Конструктивное, отстраненное и основанное на конфликте взаимодействие — это распространенные стратегии управления конфликтами. Формирование навыков разрешения конфликтов имеет решающее значение для социального здоровья, поэтому зарубежные авторы предполагают, что эти навыки начинают формироваться в раннем детстве в семейном контексте. Младшие школьники развивают эти навыки под влиянием целого ряда факторов, таких как особенности семейного функционирования, отношения между родителями и детьми, ценности, пол и качество взаимодействия.

Прививание навыков разрешения конфликтных ситуаций и конструктивного выхода из таковых осуществляется посредством целенаправленной профилактической работы в образовательных учреждениях, которые всегда проводятся под руководством таких специалистов, как школьные психологи, социальные педагоги или школьные медиаторы. Отмечается, что крайне важно внедрять технологии, способствующие конструктивному подходу к разрешению конфликтов, мотивирующие к позитивному вовлечению в конфликт и повышающие уровень договорной компетентности [4, c. 83].

Профилактика конфликтов в школьных группах имеет основное значение не только для улучшения образовательной среды, но и для сохранения психического благополучия и общего настроения участников. Школа служит важнейшей площадкой для учащихся начальных классов, где они осваивают навыки разрешения конфликтов и развивают способность результативно преодолевать и справляться с противоречиями.

Литература:

  1. Златина, А. А. Исследование конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения / А. А. Златина // Academy. 2016. № 5 (8). C. 70–81.
  2. Бубнова, И. С. Школьная медиация как технология разрешения конфликтов в подростковой среде / И. С. Бубнова, А. Н. Арганова // Психология в экономике и управлении. 2013. № 2. С. 90–93.
  3. Гарашкина, Н. В. Формирование навыков решения конфликтов как основы социального здоровья подростка в системе образования / Н. В. Гарашкина, Р. М. Куличенко, И. А. Акопян // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные наук. 2020. Т. 25, № 1 -С. 75–84
  4. Климкина, А. С. Исследование конфликтного поведения у младших школьников / А. С. Климкина, М. И. Каргин // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. — 2021. — № 1. — С. 104–108.
  5. Щепалина, В. В. К вопросу о выборе младшими школьниками стратегии поведения в конфликтах с одноклассниками / В. В. Щепалина // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. — 2018. — № 3(7). — С. 1.
  6. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. — 2013. — URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/8422/конфликтное_
Основные термины (генерируются автоматически): разрешение конфликтов, конфликт, младший школьный возраст, развитие навыков, система образования, ситуация.


Ключевые слова

конфликт, младший школьный возраст, система образования, конфликтологическая компетентность, условия формирования конфликтологиечксой компетенции

Похожие статьи

Задать вопрос