Федеральный стандарт образования и межличностные конфликты
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования подчеркивается важность развития метапредметных компетенций у учащихся, в том числе готовности конструктивно разрешать конфликты путем учета интересов сторон и сотрудничества.
Термин «конфликт» происходит от латинского «conflictus», что означает «столкновение». В психологии конфликт определяется как реальная борьба между действующими лицами или группами. Знаменитый социолог Э. Гидденс поясняет: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон»
Проблему конфликтов исследовали такие ученые, как Н. В. Гришина, А. Г. Здравомыслов, А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский, В. В. Козлов, А. А. Козлова, Э. Гидденс, Л. Козер, Р. Дарендорф, М. Вебер, Г. Зиммель, К. Маркс, И. Адизес и многие другие. Их работы позволили углубить понимание причин, механизмов и последствий конфликтов в различных сферах человеческого взаимодействия.
В современном мире проблема межличностных конфликтов становится все более насущной. В условиях стремительного развития технологий и переплетения культур возникает множество ситуаций, которые могут привести к столкновению интересов и взглядов. Поэтому развитие конфликтологической компетентности становится важнейшим ресурсом для выстраивания гармоничных межличностных отношений как в учебной, так и в профессиональной деятельности.
Развитие этой компетентности позволяет индивидам успешно управлять межличностными конфликтами, сохранять положительные отношения с окружающими и достигать своих целей конструктивным и этичным образом. «Конфликтологическая компетентность представляет собой уровень знаний о возможных стратегиях поведения конфликтующих сторон и умение в конкретной ситуации конфликта выстраивать эффективное взаимодействие» [3, с. 17].
Развитие конфликтологической компетентности у младших школьников является важным аспектом их гармоничного личностного становления. Она предполагает, что дети переходят от пассивного наблюдения к активному участию в разрешении конфликтных ситуаций.
Формирование конфликтологической компетентности осуществляется путем создания целостной педагогической системы, которая включает как учебную, так и внеучебную деятельность учащихся. Эта система строится с учетом следующих условий:
– Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.
– Интеграция конфликтологических знаний и навыков в различные учебные предметы и внеклассную деятельность.
– Использование разнообразных методов и форм обучения, таких как ролевые игры, дискуссии, кейсы и тренинги.
– Создание благоприятной и поддерживающей среды, в которой дети чувствуют себя комфортно при обсуждении и разрешении конфликтов.
Конфликтологическая компетентность является неотъемлемым компонентом коммуникативных универсальных учебных действий и входит в структуру профессионализма. Она состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:
– Знание о причинах и типах конфликтов.
– Осознание важности конструктивного разрешения конфликтов.
– Навыки эмпатии и активного слушания.
– Стратегии предотвращения и урегулирования конфликтов.
– Умение договариваться и находить компромиссы.
Младший школьный возраст (7–11 лет) является благоприятным периодом для формирования конфликтологической компетентности. В это время дети активно развиваются в интеллектуальном и эмоциональном плане, что позволяет им осознавать и рефлексировать свои чувства и поведение.
Переход к школьному режиму может привести к конфликтам между детьми, поскольку они адаптируются к новым социальным нормам и ожиданиям. Опыт работы с младшими школьниками показывает, что многие из них не обладают достаточными навыками для адекватного реагирования на конфликтные ситуации.
Исследования выявили, что дети младшего школьного возраста часто прибегают к деструктивным стратегиям поведения в конфликтах, таким как агрессия, избегание или подчинение. Эти стратегии не способствуют конструктивному разрешению конфликта и могут привести к дальнейшей эскалации и негативным последствиям для отношений и самооценки детей.
Внедрение программ формирования конфликтологической компетентности в образовательный процесс младшей школы позволяет детям приобрести знания, навыки и установки, необходимые для конструктивного разрешения конфликтов. Это положительно влияет на их социальное и эмоциональное развитие, а также способствует созданию более гармоничной и благоприятной среды для обучения и общения.Процесс формирования конфликтологической компетентности может осуществляться через создание целостной педагогической системы, включающей учебную и внеучебную деятельность учащихся, организованной в соответствии с рядом условий [3].
Более эффективным средством формирования конфликтологической компетентности у младших школьников является внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность — это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющую при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива [4].
Необходимость развивать конфликтологическую компетентность младших школьников именно во внеурочной деятельности обусловлена тем, что:
– важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста;
– проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива [7].
Конфликтологическую компетентность младших школьников можно формировать в таких формах внеурочной деятельности, как этическая беседа, дебаты, тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии.
Развитие конфликтологической компетентности младших школьников предполагает переход учащихся к субъектной позиции при разрешении конфликтных ситуаций.
На базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Курагинская средняя общеобразовательная школа 1 имени Героя Совесткого Союза Петряева А. А. было организовано исследования детей младшего школьного возраста на выявления уровня сформированности конфликтологической компетентности у младших школьников В исследовании принимали участия дети 3 класса, количественным составом 20 человек. Для исследования уровня сформированности конфликтологической компетентности использовались: графическая методика «Кактус» М. А. Панфиловой, Ассоциативный рисуночный тест (АРТ) (Кудряков Ю. Н, Голубев В. П.) и анкета для родителей Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.
Исходя из полученных данных выявлено, что у испытуемых выявлена высокая частота встречаемости признаков агрессии. Страх характерен трем детям, в чьих рисунках встречается прорисовка радужки глаз, также как и вербальная агрессия, о чем свидетельствует рот с зубами, в то время как агрессия запечатлена на рисунках у шести испытуемых, в чьих рисунках присутствуют рога и когти. Эгоцентризм и стремление к лидерству присущи 10 испытуемым, у которых рисунок достаточно крупный и расположен по центру листа. Тревожность прослеживается у 4, что подразумевает штриховку и затемнение рисунка. Чувство одиночества замечено на семи рисунках, где кактус изображен дикорастущим, не домашним. Родители испытуемых дали экспертную оценку путем ответов на вопросы анкеты, где также была замечена высокая степень встречаемости признаков беспокойства, смущения, низкий уровень сосредоточения на чем-либо, частые расстройства.
На основе изучения психолого-педагогической литературы и опыта работы учителем начальных классов можно сформулировать следующие рекомендации по использованию внеурочной деятельности в формировании конфликтологической компетентности:
– работу по формированию конфликтологической компетентности предлагаем организовать в игровой деятельности, так как игра остается любимым видом деятельности детей в данном возрасте, она вызывает интерес детей, знания, полученные в игре, запоминаются детям надолго.
– обсуждение этюдов с содержанием проблемной ситуации. Цель таких бесед-обсуждений проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.
– использовать беседы, беседы с детьми сопровождать просмотром мультфильмов, подобранные с идентичным содержанием, чтобы закрепить выводы, полученные в ходе беседы, эмоционально.
– применять игровые проблемные ситуации.
Реализация этих рекомендаций поможет создать в классе атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, которая будет способствовать полноценному развитию личности ребенка.
Литература:
- Гусева, А. С. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг / А. С. Гусева, В. В. Козлов. — М.: Владос, 2014. — 187 с.
- Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в школьном возрасте / Т. В. Драгунова// Вопросы психологии. — 2012. — № 2. — С.14–20.
- Зеркин, Д. П. Основы конфликтологии/ Д. П. Зеркин. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2018. — 480 с.
- Ожегов, С. И.Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. — 1376 с.
- Попова, И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС/ И. Н. Попова// Народное образование. — 2013. — № 1. — С. 219–226.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. — М: Просвещение, 2015. — 31 с.
- Харламов, И. Ф. Педагогика/ И. Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 2015. — 520 с