В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.
Ключевые слова: конфликтное поведение, подросток, ребенок, интернат, коррекция, воспитание, помощь.
Нестабильность в обществе отражается на незащищенных слоях общества. Это приводит к тому, что увеличивается число людей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Большое количество детей оказываются на интернатном воспитании. Это все связано с падением семейных ценностей, финансовыми трудностями, увеличивается число сирот с отклонениями в умственном и психическом развитии, склонностями к девиациям [3 с.22–25].
У детей, которые воспитываются на интернатном попечении, в большинстве случаев диагностируется задержка умственного развития, склонность к отклоняющемуся поведению, нарушениям закона, и непринятие собственного «Я». У ребенка слабо развиты коммуникативные функции, он добивается внимания окружающих, агрессивен и склонен к оскорблению окружающих. Его не научили в интернате любить и не показали, как быть любимым.
Данная категория подростков не знают реальной жизни, они объединены социально-психологическим неблагополучием, они социально изолированы. Им свойственна социально-педагогическая запущенность, комплекс неполноценности, считают себя брошенными.
В этих условиях, подростки не видят естественных образцов поведения, они не знают, как должны общаться в семье, распределять социальные роли, все это порождает инфантилизм и социально-коммуникативные проблемы.
На 2015 год в России насчитывается более 700 тысяч детей, которые лишены семьи и семейного воспитания, из которых 90 % — социальные сироты, у них существуют проблемы адаптации после окончания школы. Каждый год примерно из 15 тысяч выпускников интернатов — 5 тысяч из них попадают в следственные изоляторы, 3 тысячи из них не имеют определенного места жительства, 2 тысячи из них — имеют суицидальные наклонности.
Изъятие ребенка из асоциальной семьи, предполагает воспитание в интернатных учреждениях, а уже в реабилитационных центрах, детям предлагается возможность повысить свой социальный статус, относительно родителей, которые принадлежат к категории алкоголиков, наркоманов, преступников.
Единицы выпускников интернатов получают высшее профессиональное образование и престижную работу, большинство из них не получают и рабочую специальность, тем самым пополняя нижние слои общества [2, с.79–87].
Даже после получения образования, создав семью, родив детей и воспитав внуков, они продолжают считать себя сиротами. Психологи связывают это с тем, что формирование личности в государственных учреждения происходит без материнской любви и отчей заботы, там дети не имеют возможности удовлетворить свое нормальное развитие потребностей.
В подростковом возрасте формируется чувство взрослости. Но ориентированность на ценности взрослых и сравнение себя с ними, заставляют подростков чувствовать себя маленькими и несамостоятельными. Взрослые, как бы, пренебрегая подростком, избегая его потребности, тем самым усугубляют конфликты, в которых и так живет подросток [2]. Эти конфликты могут быть как деструктивными, так и конструктивными — они помогают подростку адаптироваться в социальной среде.
Воспитание в интернатных условиях имеют однообразное общение, информационная депривация не дает подростку связывать хорошие и плохие поступки связывать с хорошими и плохими последствиями от сделанного. Здесь не формируются навыки конструктивного общения в социальной среде, так как воспитуемый не знает, как правильно соотнести поведение общества и сказанное им, подросток не конструктивно выходит из конфликтной ситуации. Специфическое поведение в конфликте, показывается, как неумение выйти самостоятельно из ситуации и не способность принять вину на себя [3].
В связи с вышесказанным, нужно сказать о том, что учреждения интернатного типа должны выполнять функцию не только образовательно-воспитательную, но и способствовать социализации личности, полноценному развитию подростка. Обязательно, заниматься с воспитанниками и выпускниками, компенсацией и исправлением развития, обеспечивая защищенность, как правовую, так и психологическую.
Анализ исследований показывает, что достичь полноценного развития детей-воспитанников интернатных учреждений можно только при учете особенностей психологического и социального развития и возможности оказания полноценной психолого-педагогической поддержки с позиций герменевтической (понимающе философии (В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр; Г. Н. Филонов) педагогики и психологии (А. А. Бодалев, О. Ф. Больнов, В. П. Зинченко, Д. С. Лихачев, А. Н. Славская, И. И. Сулима, Г. Л. Тульчинский, Н.Е Щуркова) [1,c. 138].
Изучение проблемы психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения подростков, находящихся в учреждениях интернатного типа рассматривались в трудах Ю. В. Васильковой, Т. И. Шульги, Н. А. Аблятипова, И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной, Р. В. Овчаровой. Психолого-педагогические особенности воспитанников интернатов рассматривались в трудах, Ж. Пиаже, Л. И. Божович, Н. Н. Толстых Б. Д. Эльконин, М. И. Лисина, А. М. Прихожан, И. А. Залысина, Е. У. Смирнова, и другими психологами и педагогами. Вопросами педагогической и психологической помощи подросткам, находящимся на государственном обеспечении, занимались Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, А. В. Быков и другие.
Данную категорию подростков, можно охарактеризовать как, «трудный ребенок», они имеют трудности в отношениях с окружающими людьми, их чувства поверхностны, присутствует привычка быть под контролем и жить по целеполаганию других. Они сложны во взаимоотношениях, их сфера самосознания глубоко нарушена, достигнута критическая точка овладения школьным учебным материалом, ярко выражено нарушение дисциплины и склонности к отклоняющемуся поведению.
Анализирую данные психологических и педагогических исследований, был сделан вывод о том, что подростки, воспитывающееся в учреждениях интернатного типа имеют особенности, такие как:
1. Ценности, принятые в обществе для них не играют важной роли. Они убеждены в том, что не нужны в обществе, не смогут чего-то добиться в своем будущем, что они не талантливы, не умны, не в состоянии добиться достойного положения среди своих сверстников. Не принимают участия в творческой, познавательной деятельности.
2. Но, не смотря на первый пункт, для них счастливая семейная жизнь стоит на первом месте в системе ценностей, после материальное благополучие и здоровье. Но, они считают, данные цели не досягаемыми в их жизни. Здесь и зарождается внутренний конфликт.
3. Уровень тревожности и агрессивности — повышен
4. Свободное время проводят — в подъездах, на улицах, на теплостанциях, на трубах и так далее [4].
По исследованиям Л. С. Выготского, можно выявить несколько групп интересов подростков — это интерес к своей личности, сопротивление, которое проявляется в, негативизме, хулиганстве, протесте и стремлении к героизму, в этом возрасте начинается ведение тайных дневников, в которых выражаются чувства, эмоции, мысли.
В исследованиях А. Л. Лихтарникова, выявлена такая тенденция, что подростки лишенные родителей, представляют счастливого человека себе как сытого, с игрушками, с подарками, с новой красивой одеждой, что сильно отличается от мнения ребенка живущего с родителями в ласке, любви и заботе. Игрушками, подросток из группы риска, компенсирует недостаток потребностей эмоционального тепла [5].
Главным моментов в психолого-педагогической коррекции, является опытное воздействие на внутренний мир воспитуемого, его желания, переживания.
Коррекционный процесс — это более распространённый термин в психолого-педагогической помощи. Психолого-педагогическая помощь — это систематизированная программа, направленная на повышение психолого-педагогических знаний человека, для реабилитации их психического здоровья.
Одной из форм, является — коррекция, которая осуществляется педагогом или воспитателем. Они должны организовать деятельность детей, таким образом, чтобы подростки научились взаимодействовать друг с другом, используя различные методы, к примеру, тренинги и консультирование.
Отметим, что имеется две формы оказания помощи — это симптоматическая и причинная. Первая, предполагает именно воздействие на отклонение. Вторая же, наоборот, воздействие лишь на причину, то есть, устранение факторов и условий, которые направляют и побуждают ребенка к тому или иному проявлению неадекватного поведения.
Приведенные формы имеют принципы организации процесса коррекции:
- принцип опоры, который показывает целостное развитие личности — это заключается в том, что коррекции подлежит не каждое отдельное отклонение, а психика личности в целом.
- активность всех сторон, которые участвуют в коррекции, здесь следует понимать, что в процессе коррекции должен участвовать как воспитатель, так и воспитанник. Подросток должен сам совершать те или иные действия, к которым его будет побуждать педагог.
- ориентация на зону «ближайшего развития», зона «ближайшего развития» — это есть будущие ребенка, то чего он ждет завтра.
- моделирование значимых отношений и деятельности — это позволяет создать предпосылки достижений ребенка.
- формирование стандартов поведения ребенка, заключается в помощи развития у ребенка норм поведения в обществе.
- изменение системы значимых отношений — здесь должно произойти изменения отношения к ребенку со стороны взрослых и сверстников.
Литература:
1. Акутина С. П. Направления психолого-педагогической поддержки детям и подросткам, проживающим в условиях интернатного учреждения в контексте герменевтического подхода / С. П. Акутина, М. В. Маркеева // Школа будущего. 2012. № 1. С. 137–143.
2. Лозовцева В. Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками- одноклассниками / В. Н. Лозовцева // Вопросы психологии. — 1986. — № 1. — С. 79–87.
3. Макаренко С. Скрытое социальное сиротство // Воспитание школьников.– 2006.– № 7. — С.22–25.
4. Фурманов И. А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства [Текст] / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Н. В. Фурманова.// — Минск: Тесей, 1999. — 160 с.
5. Шульга Т. И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: учебное пособие / Т. И. Шульга, Н.Я Олифиренко, А. В. Быков.– М.: Изд-во УРАО, 2003.– 400с.