В статье автор обозначает ключевые направления прокурорского надзора в сфере защиты социальных прав граждан. Предлагаются возможные мероприятия с целью совершенствования надзора в данном направлении прокурорской деятельности.
Ключевые слова: социальные права граждан, прокуратура, защита, совершенствование деятельности.
Проблема прав человека сложна и многопланова. Она относится к числу наиболее острых для российской действительности. Несмотря на существенное продвижение России по пути демократии, активизацию законотворческой деятельности и введение ряда юридических гарантий защищенности личности, в целом ситуация еще не стала совсем благополучной. Многочисленные источники, в том числе СМИ, сообщают, что в этой сфере имеется много серьезных нарушений. Некоторые из них носят системный и комплексный характер /
Во исполнение положений Конституции РФ Президент Российской Федерации подписал Указ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”. В этом нормативном акте сформированы национальные проекты по 13 стратегическим направлениям, в том числе и в социальной сфере, например, демографии, здравоохранении, образовании и др. [1] Прокуратура Российской Федерации, являясь одним из институциональных элементов конституционной системы защиты прав и свобод человека и занимая в ней особое место, призвана обеспечить исполнение законодательства в этой сфере общественных отношений. В то же время в силу ряда причин здесь еще имеется немало проблем, что обуславливает актуальность выбранной темы и поиска путей совершенствования прокурорского надзора по защите человека от беззакония, произвола и несправедливости.
Иными словами, верное определение задач позволит обеспечить полноту и всесторонность прокурорского надзора на конкретном участке (направлении, отрасли) прокурорского надзора, достижение единых целей деятельности прокуратуры Российской Федерации. Практический интерес представляет проблематика достижения цели защиты прав и свобод человека и гражданина при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов в различных сферах с целью обеспечения социальных гарантий. [2] С одной стороны, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, являющегося высшей ценностью в обществе, признается ст. 2 Конституции Российской Федерации по существу основной обязанностью государства. С другой стороны, сохраняется вопрос о соотношении, сбалансированности частных и общественных интересов, а также государственных интересов.
В таких случаях прокурору следует неформально подходить к рассмотрению обращения гражданина и использовать другие способы защиты нарушенного права. В частности, можно рассмотреть вопрос об изменении исковых требований и оснований иска. Например, вместо проигранных гражданином требований к администрации района о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке в очередь на получение жилья как ветерана Великой Отечественной войны предъявить иск об обязании администрации района признать ветерана нуждающимся в улучшении жилищных условий с целью предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Другой вариант — рассмотреть вопрос о возможности подачи апелляционного (кассационного) представления по искам о признании жилого дома самовольной постройкой и его сносе в случаях, когда не заявлялись одновременно требования о выселении и дело было рассмотрено без участия прокурора. [3]
Так, на сегодняшний день в Пензенской области прокурорскими проверками были выявлены факты нарушения трудовых, жилищных прав инвалидов, бюджетного законодательства при предоставлении им мер социальной поддержки, требований законодательства при предоставлении им государственных услуг по обеспечению техническими средствами реабилитации и путевками на санаторно-курортное лечение, лекарственными средствами, непринятия мер по обеспечению беспрепятственного доступа граждан с инвалидностью к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур, к информации, при организации парковочных мест для автомобилей инвалидов и другие. Активно отстаивались в судебных инстанциях жилищные права детей, в том числе на закрепление за ними права на жилье, приобретенное за счет средств материнского капитала.
Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» введены дополнительные гарантии социальной поддержки гражданам предпенсионного возраста. В связи с этим на прокуратуру возложены дополнительные обязанности — защищать права граждан предпенсионного возраста, в том числе в судах. Об этом говорится в п. 2.7.2 Приказа Генпрокуратуры РФ № 196 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» от 15 марта 2019 г. (далее — Приказ № 196). При этом законодатель предусмотрел не только гражданско-правовой порядок защиты прав граждан предпенсионного возраста, но и уголовно-правовой. Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 352-Ф3 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» в УК РФ введена статья 144.1, предусматривающая уголовное наказание за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста. [3]
Так по результатам прокурорского вмешательства в Пензенской области в 2020 году с 46 лицами предпенсионного возраста, осуществляющими трудовую деятельность, заключены трудовые договоры, а также выявлялись факты несвоевременного информирования работодателями органов занятости о предстоящих организационно-штатных мероприятиях, в том числе по сокращению численности (штата) работников.
На особом контроле прокуратуры остаются вопросы поддержки многодетных семей, семей с низкими доходами, детей-сирот и матерей, которые одни воспитывают детей. Одной из необходимых мер соблюдения социальной поддержки является выплата пособий на детей. Так, к примеру В Пензенской области с марта 2020 года по настоящее время выявили более 35 нарушений законодательства при назначении новых ежемесячных денежных выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Часто не соблюдались сроки принятия органами соцзащиты населения решений о назначении выплат. гражданам необоснованно отказывали, ссылаясь на недостаточность документов, что противоречит закону. В целом было внесено 11 представлений, возбуждено одно административное дело. Острым считается вопрос защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По материалам прокурорских проверок возбуждено 13 уголовных дел по фактам неисполнения должностными лицами обязанностей по обеспечению сирот жильем, предоставления им квартир ненадлежащего качества, а также неправомерного расходования бюджетных средств, выделяемых на эти цели. После вмешательства прокурора и поданных исков суд обязал администрацию района расторгнуть старые договоры найма и обеспечить сирот новыми квартирами. На собственника здания, который продал квартиры сиротам, возбуждено уголовное дело по статье о мошенничестве.
В целях снижения судебной нагрузки на прокуроров по делам связанным с социальной защитой населения, уменьшения количества так называемых бесспорных дел (где судья проверяет лишь формальные данные) прокурорским работникам следует более активно взаимодействовать с контролирующими органами, в необходимых случаях пользоваться полномочием, установленным п. 4 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации», — требовать от них незамедлительного проведения проверок и ревизий в поднадзорных объектах и субъектах надзора, использовать иные полномочия в сфере надзора за исполнением закона, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, вносить протесты, представления об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина, предостережения. [4]
На сегодняшний день для усовершенствования работы органов прокуратуры в сфере социальной защиты населения считаю необходимо разработать проект указания Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав социально незащищенных категорий населения (пенсионеров, инвалидов, ветеранов, многодетных семей и т. д.)», в котором акцентировать внимание прокуроров на важнейших особенностях прокурорского надзора в данной сфере с указанием всех возможных средств и способов его осуществления, разработать порядок отчетности нижестоящих прокуроров вышестоящим по состоянию надзора в данной сфере [5]. Кроме того, следует разработать методические рекомендации, в которых перечислить типичные нарушения законов в рассматриваемой сфере, а также меры, направленные на их устранение, что позволит совершенствовать практику прокурорского надзора.
В связи с тем, что функция социальной защиты в России децентрализована, регионы формируют собственную политику социальной защиты и оказания помощи населению, а полномочия по финансированию мер социальной поддержки возложены на разные уровни бюджета, в России отсутствует единая база данных получателей социальной помощи. Все органы власти, участвующие в предоставлении мер социальной поддержки, ведут свой собственный учет получателей, административные издержки такого учета являются весьма существенными. Информация о мерах социальной поддержки разрозненна и не унифицирована, в том числе по терминологии. В связи с этим для создания оптимальной работы прокуратуры по защите и мониторингу социальных прав граждан предлагается создать Единый информационный реестр системы социального обеспечения для осуществления прокурорского надзора в данной сфере. Предполагается, что эта система будет содержать сведения обо всех национальных программах и государственных, предоставляемых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, с детализированной информацией. Таким образом, создание данного реестра позволяет сделать предмет прокурорского надзора в этой области более открытым и целесообразным.
Все больше электронных технологий ставят на службу людям. Так, в последнее время все больше затрагивается тема о создании единой всероссийской платформы, помогающей решать различные вопросы, касающиеся социальной сферы. Четыре масштабных проекта цифровой трансформации в социальной сфере реализует правительство до 2030 года. Они сделают помощь гражданам более адресной и проактивной. «Чтобы человек получал ее без лишней волокиты и обращений в ведомства, быстро и удобно, — подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин. — Главная задача — усовершенствовать систему социального обеспечения и трудовых отношений за счет использования искусственного интеллекта, технологий анализа и обработки больших данных», — сказал глава кабмина на оперативном совещании со своими заместителями. Модернизация государственной службы занятости предполагает перевод всех услуг в этой сфере на портал «Работа в России». [6] Данные разработки значительно облегчат прокурорский надзор за защитой трудовых прав граждан и недопущения в них нарушений.
Таким образом, создание и функционирование социально ориентированного, справедливого государства, сохранение его внутренней устойчивости невозможно без сбалансированной политико-правовой системы, проведения конструктивной, основанной на праве социальной политики, содержательное наполнение которой обеспечивается, в частности, конституционным правом на социальное обеспечение, и именно поэтому так важно наличие надежного и эффективного механизма его реализации. Защита прав и законных интересов населения прокуратурой рассматривается как защита индивидуального интереса на получение обязательных социальных гарантий, а защита прав индивидуума на получение дополнительных социальных гарантий как защита общественного и государственного интереса.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. 2020. 4 июля
- Федеральный закон от 17 янв. 1992 г. № 2202–1 (в ред. от 09.11.2020 г.) О прокуратуре Российской Федерации: // Собрание Законодательства РФ. 1995. № 47, Ст. 4472.
- О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ. // Собрание Законодательства РФ. 07.08.1995. № 32. Ст.3198.
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”// «Российская газета» от 9.05.2018 г. N 97с
- Доклад Генерального прокурора Российской Федерации на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 18 апреля 2018 г. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ: https://genproc.gov.ru/smi/news/news-1366820 (дата обращения 10.11.2021)
- О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 № 8 // БВС РФ. 1996.№ 1.
- Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов: Приказ Генерального прокурора от 23.01.2018 № 24 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.11.2021).
- Статистические данные об основных показателях деятельности Прокуратуры Пензенской области 2020 г. // сайт Прокуратуры Пензенской области // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_58 (дата обращения: 11.11.2021 г.).
- Асачева М. В. О легальном определении понятия «социально незащищенные категории граждан» // Социальное и пенсионное право. 2014. № 4. С. 31–34
- Ахмедов Р. А. Роль прокуратуры РФ в защите прав и свобод человека и гражданина в современных условиях // Новая наука: от идеи к результату, 2017, № 2, С. 204–207.
- Гусев А. Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения // Журнал российского права. 2016. № 7 (235). С. 120–128.
- Егоров И. Прокурор и сирота // Российская газета. 2020. 14октября;
- Жигунова Г. В. Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества: монография / Г. В. Жигунова. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. 174 с
- Ильченко С. В. Основные направления совершенствования деятельности органов государственной власти по работе с обращениями граждан (на примере города Москвы) // Вестник экспериментального образования: научно-методический электронный журнал, № 6, 2016, С. 11–17.
- Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год // Российская газета. 2021. 2 апреля
- Кузьмин В. Расчет на поддержку// Российская газета. 2021. 12 ноября № 216, С.4
- Малько А. В., Афанасьев С. Ф., Терехин В. А. Судебная реформа как инструмент повышения эффективности правовой защищенности личности // Правоприменение — 2021, Т.5, С. 16–32
- Паламарчук А. В. Деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением социальных прав граждан//Законность. 2018, № 9,
- Скачкова, А. Е. Защита прокуратурой Российской Федерации социальных прав граждан в сфере бюджетного финансирования / А. Е. Скачкова. — Текст: электронный // Cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-prokuraturoy-rossiyskoy-federatsii-sotsialnyh-prav-grazhdan-v-sfere-byudzhetnogo-finansirovaniya/viewer (дата обращения: 02.05.2022).