В статье подчеркивается важность трудовых прав граждан и особая роль прокуратуры в обеспечении их соблюдения. Авторы обращают внимание на мероприятия, проводимые органами прокуратуры, направленными на защиту трудовых прав граждан.
Ключевые слова: прокуратура, трудовое законодательство, охрана труда, трудовые права, контроль, надзор.
Современные стандарты обеспечения трудовых прав требуют безопасных условий труда и справедливой оплаты, поскольку это напрямую влияет на благосостояние как отдельных лиц, так и всего государства. В связи с этим прокуратура играет важную роль в защите трудовых прав граждан, контроле за соблюдением трудового законодательства и реагировании на нарушения. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2020 году поступило около 2 млн обращений, связанных с нарушениями трудового законодательства [3].
В соответствии с отчетом Генерального прокурора И. Краснова, представленным на расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры, в 2020 году благодаря оперативным мерам, принятым в ответ на обращения граждан, была восстановлена задолженность по заработной плате почти на 24 миллиарда рублей. Прокурорские меры были применены в случаях незаконного введения произвольных сборов в организациях, принуждения работников оплачивать отпуск за свой счет, ликвидации предприятий и сокращения численности работников.
В течение 2021 года прокуратура выявила 996 случаев нарушений норм охраны труда во всех регионах России. Для устранения этих нарушений было подано 17 жалоб, в суд направлено 19 исков, подано 281 заявление, что привело к принятию дисциплинарных мер в отношении 161 должностного лица. Кроме того, 126 человек были привлечены к административной ответственности, и было объявлено 18 предупреждений. Важно отметить, что материалы прокурорских проверок, переданные в органы предварительного следствия, послужили основанием для возбуждения 3 уголовных дел [2].
Таким образом, очевидно, что существует значительное количество нарушений трудовых прав работников работодателями, и ключевой функцией прокуратуры является проведение своевременного надзора и восстановление нарушенных прав граждан.
По нашему мнению, прокурорский надзор в области соблюдения трудового законодательства и охраны труда охватывает следующие основные аспекты:
Во-первых, он осуществляет контроль за соблюдением и правоприменением Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации в области труда и соответствующих нормативных актов. В данную категорию можно отнести: нормативные акты, принятые на федеральном и региональном уровнях, а также локальные нормативные акты коммерческих и некоммерческих организаций, а также физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями. Прокуроры обязаны осуществлять контроль за соблюдением трудовых прав и интересов работников, установленных актами социального партнерства. Например, в соответствии с региональным соглашением в Иркутской области на 2021–2023 годы работодатели обязуются выплачивать заработную плату в сроки, установленные коллективными договорами, трудовыми контрактами и правилами внутреннего трудового распорядка. Они также должны обеспечивать индексацию заработной платы в соответствии с ростом потребительских цен на товары и услуги и не допускать задержек с выплатой заработной платы работникам [5].
Во-вторых, он следит за выплатами выходного пособия при сокращении численности или штата работников, о сохранении доли заработной платы в общих производственных затратах, а также о выплате процентной надбавки к заработной плате молодых работников, граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и в других особых климатических условиях.
Таким образом, прокурорская деятельность в сфере охраны труда направлена на обеспечение соблюдения законов и прав работников, что является ключевой задачей по обеспечению справедливых и безопасных условий труда.
Прокуратура имеет право выявлять факты нарушения работодателями положений регионального соглашения. Эти факты служат основанием для возбуждения административных процедур в отношении соответствующих работодателей, как это предусмотрено статьей 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП РФ). Кроме того, прокуроры могут вносить представления о необходимости устранения нарушений закона [1].
Другим важным аспектом является соответствие содержания актов контролирующих органов и локальных нормативных правовых актов, принятых в коммерческих и некоммерческих организациях, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, государственным стандартам трудовых отношений, установленным как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Кроме того, третьим важным аспектом является соблюдение регулирующими органами и их должностными лицами, включая руководителей организаций, прав сотрудников [4]. Считаем, целесообразно предоставить прокуратуре право подавать судебные иски в интересах сотрудников. Согласно толкованию положений статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор может обращаться в суд в случае, если, гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В данном случае перечень уважительных причин не раскрыт, что вызывает проблемы на практике. Также при возникновении обстоятельств препятствующих самостоятельно обратиться в суд за защитой своих трудовых прав, граждане не могут получить защиту со стороны органов прокуратуры. На наш взгляд, следует убрать ограниченные возможности обращения граждан в прокуратуру за защитой трудовых прав и внести соответствующие изменения в ст. 45 ГПК.
Таким образом, прокуратура занимается обеспечением соблюдения трудового законодательства и защитой трудовых прав граждан. Она реагирует на нарушения в сфере труда, инициирует административные процедуры и подает требования об устранении нарушений, следит за тем, чтобы действия работодателей соответствовали трудовым нормам и правам работников. Органы прокуратуры играют важную роль в обеспечении справедливых и безопасных условий труда и соблюдения трудового законодательства.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023) // Собрание законодательства РФ. 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
- Доклад Генерального прокурора РФ Игоря Краснова на расширенном заседании коллегии по итогам 2020 г. URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/634/events/65165 (дата обращения: 14.10.23).
- Выдренкова Н. Ю. Роль прокурорского надзора в сфере охраны труда работник// Марийский юридический вестник. 2021. № 4(36).С. 36–38.
- Комков С. А. Роль прокуратуры в защите трудовых прав наемных работников // Сибирский юридический вестник. 2022. № 1 (96). С. 57.
- Шадрин И. А. Роль органов прокуратуры в защите трудовых прав граждан // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2019. Т. 5 (71), № 1. С. 215.