На основе анализа сущности и предмета данной отрасли надзора определяются конкретные предложения по совершенствованию законодательства о прокуратуре.
Ключевые слова: прокурорский надзор, права человека и гражданина, проблемы, закон.
The article deals with some issues of prosecutorial supervision over the observance of human and civil rights. On the basis of the analysis of the nature and subject of this branch of supervision, specific proposals for improving the legislation on the Prosecutor's office are determined.
Keywords: public Prosecutor's supervision, the rights of man and of the citizen, challenges the law.
Объем прав и свобод человека, защищался органами правосудия, расширялся наряду с тем, как в процессе исторического развития государство законодательно признавала их новые виды. Исторически первыми государством были гарантированы гражданские и политические права человека (liberte). По сути эти права фактически является свободами — гарантируют человеку защиту от злоупотреблений (неправильного применения) публичной власти. Ко второму поколению прав и свобод относится группа социально-экономических и культурных прав (egalite). Третьим поколением является группа коллективных (солидарных) прав и свобод человека (fraternite). Четвертым — права человека в информационном обществе (коммуникационные права).
Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как самостоятельная отрасль надзора появилась в законе «О прокуратуре» в 1995 году и по настоящий момент является одной из приоритетных отраслей, поскольку население чаще всего за защитой своих нарушенных прав обращается в органы прокуратуры, нежели в адвокатуру и суды, поскольку в первом случае их обращения рассматриваются быстрее.
Выделение надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как отдельного направления прокурорской деятельности имеет большую практическую ценность.
Прокурорский надзор — это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, который должен обеспечить выполнение закона и его верховенство во всех сферах жизнедеятельности общества.
Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — России, представляет и защищает общественные интересы и интересы физических и юридических лиц. Основное содержание деятельности прокуратуры — надзор за соблюдением и правильным применением законов, регулирующих различные блоки социально-экономической жизни общества, по своей сути должен обеспечить точное и одинаковое их применение.
Предмет и объекты прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определены в ст. 26 Закона о прокуратуре и составляет деятельность государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений и их должностных лиц по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ и иных законодательных актах.
Реализация прокурором его полномочий осуществляется в форме соответствующих актов, являющихся юридическими фактами, порождающими прокурорско-наглядные правоотношения между прокурором, с одной стороны, и соответствующими должностными лицами, коллегиальными органами предприятий, учреждений и организаций (а в ряде случаев — и с гражданами) — с другой.
Выделение прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в самостоятельную отрасль надзора является спорным. Так, О. О. Небратенко рассматривает данную отрасль прокурорского надзора как один из элементов несудебного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина [3, С.38].
Анализ законодательного регулирования надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина позволяет, с позиции О. А. Кожевникова [2, С.111], считать, что данное направление (гл. 3) было выделено искусственно. При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод граждан прокурор, во-первых, использует те же полномочия, что и в общем надзоре.
Во-вторых, прокурор в данной отрасли надзора обладает и специальными полномочиями, к которым, в первую очередь, относится право прокурора рассматривать и проверять заявления жалобы и иные сообщения о нарушении прав личности; осуществляет дачу разъяснений пострадавшим порядка защиты их нарушенных прав; право предупреждать и пресекать нарушение прав и свобод человека и гражданина, привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон, и принимать меры по возмещению причиненного ущерба; при наличии оснований может принимать меры по уголовному преследованию.
Прокуратура оценивает деятельность юридических и физических лиц с точки зрения соответствия ее закону, не вмешиваясь при этом в решение их хозяйственных и оперативно-распорядительных задач.
Предметом данной отрасли прокурорского надзора является сфера общественных отношений; деятельность прокурора направлена на регулирование тех общественных отношений, которые связаны с соблюдением норм Конституции Российской Федерации и исполнением требований, предписанных законами. Следование Конституции РФ и исполнение требований законов является обязательным для всех тех физических и юридических лиц, на которые данные законы распространяются. В Федеральном законе «О прокуратуре РФ» прописаны эти лица.
Также тампрописано исключение: исполнением законов высшими органами исполнительной и представительной власти РФ не входит в предмет прокурорского надзора. Объектом прокурорского надзора являются организации, учреждения, предприятия, иные юридические лица, в которых прокурор осуществляет проверку исполнения законов.
Приведем пример, так, объектом прокурорского надзора может бытьорган законодательной или исполнительной власти субъекта федерации, орган местного самоуправления, федеральное министерство и др.
В процессе прокурорского надзора возможно вовлечение нескольких субъектов и объектов одновременно: например, несколько прокуроров могут одновременном проверять соблюдение законов в различных подразделениях одного учреждения. Предметом данного вида надзора является деятельность государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений и их должностных лиц по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ и иных законодательных актах. Все эти права и свободы можно разделить на три большие группы [5].
Так, прокурорами Ольгинского, Черниговского районов, Уссурийским городским прокурором, г. Артема, прокурором ЗАТО г. Большой Камень ряду работодателей внесены представления по фактам отсутствия в локальных правовых актах, регулирующих вопросы оплаты труда, сроков выплаты заработной платы, порядка индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Во исполнение представлений прокуроров работодателями в локальных правовых актах предусмотрены сроки выплаты заработной платы, порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Первая группа прав включает в себя личные права и свободы: право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, право на неприкосновенность жилища.
Эти права принадлежат как человеку, так и гражданину, являются естественными, неотчуждаемыми и принадлежат человеку от рождения.
Вторую группу прав образуют политические права, к которым относятся: право на свободу мысли и слова, право на объединения, право проводить митинги, демонстрации, шествия; право избирать и быть избранным. С помощью этого блока прав обеспечивается возможность граждан участвовать в политической жизни страны.
Третью группу прав и свобод человека и гражданина образуют социально-экономические права, в частности: право частной собственности, право на социальное обеспечение, право свободно распоряжаться своими способностями, право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
С помощью данной группы прав государство обеспечивает выполнение социальной функции. Однако масштабная проверка соблюдения прав инвалидов выявила целый ряд нарушений их социальных прав: нарушаются права на получение необходимых лекарств, назначения пенсий и иных выплат.
Также нарушения выявлены в области медицины и здравоохранения, в частности, много объектов здравоохранения не соответствуют требованиям законов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, нуждаются в капитальном ремонте, не обеспечены необходимым оборудованием и медикаментами [4, С.3].
Таким образом, надзор, осуществляемый сейчас за исполнением законов в сфере государственного управления, экономики, охраны прав и свобод граждан, то есть в области прокурорского надзора, привыкли называть общим универсальным наблюдением, вызывает острые дискуссии, и необходимо предпринимать меры по урегулированию прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина.
Литература:
- О прокуратуре РФ: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 29.07.2017) // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
- Кожевников О. А. О направлениях деятельности прокуратуры // Российский юридический журнал. 2016. № 1. С.111.
- Небратенко О. О. Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: монография. — Ростов н/Д: ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, 2015.
- Паламарчук А. В. Деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением социальных прав граждан// Законность.2012. № 9.С.3.
- Азизова В. Т. Сущность и предмет прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина // Наука сегодня. — 2017. — № 5. С.32.