Автор статьи проводит обзорный анализ действующего законодательства по вопросу прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также имеющихся проблем данной деятельности.
Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, права и свободы человека и гражданина.
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина является важнейшей конституционной гарантией в Российской Федерации. Вместе с тем, несмотря на конституционную природу данной гарантии, в современных реалиях общественных отношений, характеризуемых неблагоприятной эпидемиологической ситуацией и мировым кризисом, права и свободы человека и гражданина соблюдаются не всегда. Указанное требует от государства и общества в целом, действий, направленных на выявление проблем и противоречий общественных отношений в данной области, а также выработке путей по совершенствованию правового регулирования реализации конституционной гарантии соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации.
Одним из ключевых государственных органов, обеспечивающих реализацию конституционной гарантии соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации, является прокуратура. Компетенция данного органа предполагает осуществление прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод граждан. Вместе с тем, указанная деятельность сопряжена с рядом проблем, что и предопределило тему исследования.
На особую актуальность исследования данного вопроса указывает И. А. Мослов, который в своём исследовании, посвященном обеспечению законности применения административно-юрисдикционных средств в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации, указывает, что «деятельность прокурора по обеспечению защиты прав граждан в такое время имеет высокую значимость и весьма разносторонний характер, будучи направленной на содействие надлежащему применению законодательства об административных правонарушениях путем использования надзорных полномочий, а нередко — путем самостоятельного инициирования административного преследования и оспаривания судебных актов (ст. 24.6, 25.11, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Совершение административного правонарушения при чрезвычайных обстоятельствах признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность (п. 5 ч. 1 ст. 4.3 КоАП), однако в некоторых случаях законодатель предусмотрел применительно к исследуемой проблематике специальные составы административных правонарушений, которые по своему характеру весьма разнообразны и рассредоточены по Особенной части КоАП [1].
Д. А. Шушняев — прокурор отдела управления Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в своём исследовании, посвященном взаимодействию органов прокуратуры с органами муниципального земельного контроля, приходит к выводу о том, что «дискуссионным вопросом практического характера, касающимся привлечения специалистов, в том числе органов муниципального земельного контроля, к проведению прокурорских проверок, является вопрос о порядке и форме оформления результатов проверочных мероприятий. Нередко имеют место случаи отказа привлеченных к проведению проверки лиц к проставлению их подписей в акте проверки. При этом в качестве мотивов данного бездействия со стороны данных лиц выступает преднамеренное или ошибочное неверное толкование норм федерального законодательства, а именно Федерального закона N 294-ФЗ, на который они ссылаются, указывая на то обстоятельство, что они не проводили контрольно-надзорных мероприятий. В целях того, чтобы избежать возникновения подобных ситуаций, предлагаем внесение изменений в ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», которую следует дополнить ч. 14.1 следующего содержания: "14.1. Если к проведению проверки привлекались представители иных государственных органов и органов местного самоуправления в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций, то по ее результатам составляется акт проверки, в котором отражаются обстоятельства ее проведения, результаты, сведения о лицах, принимавших участие в проверочных мероприятиях. Акт подписывается прокурором, проводившим проверку, а также лицами, участвовавшими в ее проведении»» [2].
Е. А. Бобров — кандидат юридических наук, в своем исследовании, посвященном эффективности дачи заключения как формы участия прокурора в гражданском процессе, приходит к выводу о «возможности исключения из гражданского процесса второй формы — дачи прокурором заключения по конкретным видам споров по делам, рассматриваемым мировыми судьями, районными судами, областными и равными им судами. Это позволит расширить доступность и повысить результативность первой формы участия прокурора в гражданском процессе — по искам в защиту прав и свобод социально незащищенных граждан, включая неопределенный круг лиц, интересов государственных или муниципальных публичных образований, по социально приоритетным категориям споров (как и дел об оспаривании нормативных правовых актов в административном процессе). Вместе с этим в целях дальнейшего укрепления законности и обеспечения единства правоприменения следует сохранить заключение прокурора по всем делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, где формируется судебная практика (а в административном процессе — по делам об оспаривании нормативных правовых актов в судах всех инстанций)» [3].
А. И. Британов и М. М. Черепанов приходят к выводу, что «существует два основных вида проблем, которые способствуют возникновению перечисленных выше типичных нарушений законности. К первому виду можно отнести так называемые внешние проблемы, порождаемые ненадлежащими действиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также пробелами в правовом регулировании их ответственности за принятие незаконных правовых актов. Второй вид — так называемые внутренние проблемы, возникающие по вине самих прокуроров, осуществляющих надзор в рассматриваемой сфере. Важнейшей внутренней проблемой можно назвать ряд существенных упущений в организации прокурорского надзора за соответствием законам правовых актов региональных и муниципальных органов. К сожалению, не каждый прокурор, имеющий право законодательной инициативы в соответствии с конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, использует его и инициирует решение вопросов формирования нормативной базы в развитие федерального законодательства. К внутренним проблемам относится также очень большая нагрузка, возложенная на прокуратуры городов и районов, осуществляющих надзор в рассматриваемой сфере. Это связано с колоссальным количеством органов местного самоуправления, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации, которые каждый год издают тысячи нормативных и ненормативных правовых актов, подлежащих изучению прокурорами и на стадии их проектов, и после их вступления в юридическую силу. К внешним проблемам главным образом можно отнести недостаточный уровень правовой культуры и так называемый правовой нигилизм должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Обозначим негативные следствия этой проблемы [4].
Таким образом, несмотря на конституционную природу соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в современных реалиях общественных отношений, характеризуемых неблагоприятной эпидемиологической ситуацией и мировым кризисом, права и свободы человека и гражданина соблюдаются не всегда. Правовое регулирование прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина также требует дальнейшего совершенствования.
Литература:
1. Маслов И. А. Обеспечение законности применения административно-юрисдикционных средств в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации // Законность. — 2021. — № 8. — С. 22–26.
2. Шушняев Д. А. Некоторые проблемные аспекты взаимодействия органов прокуратуры с органами муниципального земельного контроля // Государственная власть и местное самоуправление. — 2020. — № 7. — С. 35–38.
3. Бобров Е. А. О проблеме эффективности дачи заключения как формы участия прокурора в гражданском процессе // Российская юстиция. — 2019. — № 4. — С. 29–31.
4. Британов А. И., Черепанов М. М. О проблемах прокурорского надзора за исполнением законов органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». — 2018. — № 3. — С. 63–71.