В статье поставлена задача выявить особенности системы бюджетирования коммерческого предприятия на примере ООО «Тайле Рус». Автором выявлено, что в ООО «Тайле Рус» двухуровневая система бюджетирования. Сначала формируются операционные бюджеты, на основании данных операционных бюджетов (бюджетов центров финансовой ответственности) составляются функциональные и сводные бюджеты предприятия.
Ключевые слова: бюджетирование, Положение о системе бюджетирования, бюджет, планирование финансовых потоков, модель.
Система бюджетирования включает в себя совокупность бюджетов как внутренних нормативно-правовых актов, принятых и утвержденных на самом высоком уровне, а также совокупность организационно-правовых и финансовых взаимоотношений в процессе формирования бюджетов, их исполнения и контроля за их реализацией.
В качестве базы исследования была выбрана компания ООО «Тайле Рус», основная деятельность которой согласно уставу — оптовая торговля прочей офисной техникой и оборудованием.
В ООО «Тайле Рус» разработано и применяется Положение о системе бюджетирования. В данном положении установлены цель, задачи, принципы, объекты и субъекты процесса бюджетирования на предприятии.
Положение о системе бюджетирования распространяется на всех сотрудников компании, участвующих в бизнес-процессах бюджетирования, на менеджеров компании, осуществляющих бюджетный контроль, а также на всех менеджеров компании в части ответственности за эффективное планирование и целевое использование бюджетных средств компании.
Вышеуказанные сотрудники обязаны выполнять все внутренние и законодательные регламенты бюджетной политики компании. Несоблюдение пунктов данного положения влечет за собой дисциплинарные взыскания административного характера, вплоть до увольнения. В Положении о системе бюджетирования ООО «Тайле Рус» установлено, что: «система бюджетирования — это совокупность бюджетных форм, формируемых ответственными специалистами компании с целью обеспечения эффективного управления финансовыми ресурсами предприятия».
Бюджеты ООО «Тайле Рус» разрабатываются согласно центрам финансовой ответственности. В ООО «Тайле Рус» выделяют следующие центры финансовой ответственности (таблица 1).
Таблица 1
Состав центров финансовой ответственности ООО «Тайле Рус»
Центр ответственности |
Центр затрат |
Центр дохода |
Центр прибыли |
Центр инвестиций |
Предприятие в целом |
х |
х |
х |
х |
Собственники компании и генеральный директор |
х |
|||
Финансовая служба |
х |
|||
Юридический отдел |
х |
|||
Отдел продаж |
х |
х |
х |
|
Отдел закупок |
х |
|||
Производственный отдел |
х |
х |
х |
|
Отдел информационных технологий |
х |
|||
Административно-хозяйственная служба |
х |
|||
Филиалы |
х |
х |
х |
|
представительства |
х |
х |
х |
|
Примечание — составлено автором |
||||
В рамках системы бюджетирования ООО «Тайле Рус» выделяют три вида бюджетов:
– операционные бюджеты,
– функциональные бюджеты,
– сводные бюджетные формы.
Операционные бюджеты формируются центрами финансовой ответственностью, включая отдельные филиалы и представительства. Функциональные бюджеты — это бюджеты, которые подразумевают под собой финансовые потоки по одному из ключевых бизнес-процессов предприятия, например, бюджеты оплаты труда. Функциональные бюджеты в определенной степени носят сводный характер, так как формируются в целом по предприятию. Сводные бюджеты — это бюджеты в целом по предприятию, содержание которых отражает одну из форм официальной бухгалтерской отчетности.
Можно сделать вывод о двухуровневой системе бюджетирования на предприятии. Сначала формируются операционные бюджеты, на основании данных операционных бюджетов (бюджетов центров финансовой ответственности) составляются функциональные и сводные бюджеты предприятия.
Выделим также основные этапы бюджетного процесса:
– планирование бюджетов,
– утверждение бюджетов,
– исполнение бюджетов,
– анализ исполнения бюджетов на регулярной основе,
– корректировка бюджетов в течение отчетного периода,
– оценка исполнения бюджетов по результатам отчетного периода.
Согласование проектов бюджетов в компании устанавливается в следующем порядке:
– владелец бюджета ЦФО согласовывает проект бюджета своего отдела (службы) с начальником, который возглавляет финансовую службу,
– начальник финансовой службы согласовывает проекты бюджетов ЦФО и сводных бюджетов с финансовым директором,
– финансовый директор согласовывает проект бюджета использования прибыли с учредителем компании,
– финансовый директор согласовывает проекты сводных бюджетов компании с директором компании.
Сроки согласования бюджетов определяются регламентом бюджетирования. В части распределения обязанностей в процессе формирования бюджетных форм в Положении о системе бюджетирования ООО «Тайле Рус» установлено следующее:
- Руководство компании должно своевременно определять и доводить до руководителей ЦФО бюджетные цели и нормативы. Владельцы бюджетов ЦФО должны обеспечить эффективное планирование, а также целевое использование финансовых (бюджетных) средств.
- Начальник финансовой службы должен обеспечить эффективный контроль над затратами компании и оперативный мониторинг выполнения бюджетов компании. Руководители подразделений компании должны поддерживать и обеспечивать выполнение требований положения в своих отделах (службах).
- Руководитель ЦФО несет всю полноту ответственности за:
– своевременность составления бюджетов ЦФО,
– достоверность представленной в них информации,
– своевременность представления проектов бюджетов.
- Главный бухгалтер компании отвечает за: качество осуществления бюджетного контроля, своевременность представления отчетов об исполнении бюджетов руководству компании, достоверность данных в этих отчетах. Бухгалтерия, как структурное подразделение входит в состав финансовой службы.
Важным этапом бюджетного процесса выступает контроль исполнения бюджетов. Контроль осуществляется на регулярной основе по истечении каждого месяца и квартала. По результатам контрольных процедур устанавливаются: размеры отклонения бюджетных (плановых) показателей от фактических показателей, причины отклонений фактических от плановых показателей. Информационное обеспечение данных о выполнении бюджетов осуществляется сотрудниками бухгалтерии и отдела информационных технологий. Бюджетная отчетность в компании подразделяется на: еженедельные (оперативные) данные о выполнении бюджетных планов, ежемесячную отчетность об исполнении бюджетов компании, ежеквартальную отчетность об исполнении бюджетов компании. Предназначение каждого вида отчетности и ее формы регламентированы перечнем бюджетных форм компании.
Литература:
- Барахоев, А. А. Внутрифирменное бюджетирование и его роль в совершенствовании деятельности российских предприятий / А. А. Барахоев // Международный студенческий научный вестник. — 2020. — № 3. — С. 101.
- Боярченкова, А. С. Проблемы финансового планирования и бюджетирования в системе управления организацией / А. С. Боярченкова // Via scientiarum — Дорога знаний. — 2020. — № 4. — С. 34–39.
- Деминова, С. В. Методы бюджетирования и финансового планирования в организации / С. В. Демидова // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. — 2020. — № 11. — С. 235–240.
- Кузнецова, И. С. Бюджетирование в бухгалтерском учете и контроле / И. С. Кузнецова // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — № 2(72). — С. 117–121.
- Кузьмина, Е. А. Бюджетирование: учебное пособие / Е. А. Кузьмина, М. И. Кузьмина, В. Ф. Трунина. — Волгоград: ВГТУ, 2020. — 88с.
- Черемисина, Т. Н. Бюджетирование как управленческая технология: проблемы и решения / Т. Н. Черемисина, Е. А. Баева, Н. М. Турбина // Евразийский юридический журнал. — 2020. — № 11(150). — С. 488–490.