Учет и анализ в системе внутрифирменного бюджетирования: проблемы и решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (228) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 18.10.2018

Статья просмотрена: 209 раз

Библиографическое описание:

Боксанова, Л. А. Учет и анализ в системе внутрифирменного бюджетирования: проблемы и решения / Л. А. Боксанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/228/53123/ (дата обращения: 16.12.2024).



Реалии текущего момента развития рынка таковы, что предприятиям для того, чтобы эффективно функционировать в нынешних условиях, необходимо внедрять современные технологии управления бизнесом. Одной из таких современных технологий и является бюджетирование.

Внедрение системы внутрифирменного бюджетирования позволяет правильно распределить ресурсы в соответствии со стратегическим планом компании, выявить роль факторов, влияющих на достижение целей предприятия, оптимизировать принятие управленческих решений, оценить возможные последствия этих решений в компаниях. В идеальном случае бюджетирование должно стать стержнем, вокруг которого концентрируется вся деятельность предприятия.

К внедрению бюджетирования на предприятии надо подходить как к построению системы внутрифирменного бюджетного управления, в свою очередь ориентировать работников на достижение конкретной цели в рамках стратегии предприятия, которая обеспечит координацию между подразделениями предприятия, поможет оценить деятельность отдельных руководителей и подразделений предприятия и повысит эффективность использования всех ресурсов компании.

Основной целью бухгалтерского учета является процесс, направленный на помощь предприятию в достижении произведенной бизнес-стратегии в первую очередь путем минимизации (оптимизации) затрат. Отличием системы бухгалтерского учета перед финансовым является то, что первая, кроме стандартных объектов, углубленных причинно-следственными факторами, включает еще и объекты, генерируемые собственно самой системой. В частности, специфическим приемом бухгалтерского учета является бюджетирование. Главными причинами, которые обусловливают использовать бюджетирование в системе учета является необходимость качественного планирования, прогнозирования, контроля и мотивации. Бюджетирование является специфическим приемом системы бухгалтерского учета, и в то же время выступает его объектом (процесс бюджетирования) и образует такие «новые» объекты бухгалтерского учета как:

1) бюджетные «места возникновения затрат», «центры затрат», «центры ответственности»;

2) бюджетные расходы;

3) бюджетные отклонения [1].

Первая группа — это звенья предприятия, выделенные в отдельную структурную единицу или в отдельный процесс, и которые являются объектом бюджетирования. Чаще всего, в учете такими центрами становятся «центры ответственности», «центры затрат».

Бюджетирование — это, с одной стороны, процесс составления планов и смет, а с другой — бухгалтерская технология, предназначенная для разработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых бухгалтерских решений. Как управленческая технология, бюджетирование является не только инструментом планирования. Это еще и инструмент контроля за состоянием и изменением положения дел с финансами в компании в целом или в отдельном виде бизнеса. Поэтому наряду с бюджетами на следующий период должны стоять отчеты об исполнении бюджетов за прошедшее время, а также сопоставляться плановые и фактические показатели [3].

По результатам сопоставления проводится так называемый анализ отклонений, то есть оценка уровня отклонений фактических показателей от плановых и причин их возникновения. Отклонения расходов могут быть положительными, когда фактические показатели ниже плановых, так и отрицательными, если фактические показатели превышают прогнозируемые или установленные ранее. Благодаря специфике полномочий и «встроенным» в систему бюджетирования механизмам (учета, контроля, анализа) любые отклонения от плановых показателей фиксируются не только по ответственному лицу каждого «центра ответственности», но и с детализацией по «центрам затрат» — машинах, аппаратах, агрегатах и «местам возникновения затрат». Бюджетные отклонения также могут быть утверждены и самим бюджетом, как возможные разницы от бюджетных показателей — плановые бюджетные отклонения. Совокупность объектов, подлежащих бухгалтерскому учету при бюджетировании в сочетании с процессом управления, образуют гибридное направление — бюджетное управление, включающее в себя как процесс бюджетирования, так и управление хозяйственными процессами и принятие решений [2].

Выделим основные проблемы, на которые необходимо обратить внимание при постановке бюджетирования:

1) нечетко поставленные или неверно определенные стратегические цели и задачи предприятия;

2) неправильный выбор ответственного за организацию процесса постановки системы бюджетирования на предприятии;

3) отсутствие единой нормативной базы, терминологии и методологии процесса бюджетирования;

4) неверное определение центров ответственности и соответствующих им уровней;

5) отсутствие механизма эффективной коммуникации подразделений предприятия в процессе бюджетирования;

6) неправильное распределение ролей в бюджетном процессе и отсутствие четкой ответственности за показатели бюджетов и их выполнение;

7) отсутствие связи между процессом бюджетирования и мотивацией персонала;

8) неэффективная система управленческого учета на предприятии;

9) применение усредненной схемы постановки бюджетирования, не учитывающей особенности и условия деятельности предприятия;

10) низкая оперативность внесения информации в систему бюджетирования, особенно на стадии внедрения и первичной отработки.

Для внедрения бюджетирования необходимо не только грамотное решение методологических проблем планирования и бухгалтерского учета, но и разработка соответствующих организационных процедур, регламентирующих все вопросы взаимоотношений отдельных структурных подразделений с руководством предприятия или фирмы.

Ведь сегодня для управления затратами, необходимо иметь информацию не только в целом по предприятию, но и по другим, более детализированным объектам учета затрат, например, таких, как расходы производственных подразделений, которые помогут оценить эффективность работы этих отдельных подразделений и их менеджеров. Необходимо иметь возможность проанализировать объекты учета затрат в различных разрезах и с разной степенью детализации или укрупнения. Поэтому бюджеты разрабатываются как в целом по предприятию, так и в разрезе его структурных производственных подразделений.

Бухгалтерский учет является информационной базой бюджетирования, а также одной из составляющих бюджетного процесса. Он предоставляет необходимую информацию, как для бюджетного планирования, так и для контроля и анализа исполнения бюджета. Процесс бюджетирования на предприятии можно разделить на три главных этапа:

  1. Составление планового бюджета
  2. Учет фактического исполнения бюджета.
  3. Контроль и анализ результатов выполнения бюджета.

Практика свидетельствует о том, что на предприятии необходимо построить такую систему бухгалтерского учета, которая регистрирует факты хозяйственной деятельности по отдельным переделам в разрезе операций технологического процесса, которые необходимы для обеспечения процесса сборки, контроля и анализа разработанного бюджета.

Анализ отклонений между фактически достигнутыми результатами и плановыми данными бюджета может помочь идентифицировать проблемную область, которая требует первоочередного внимания и выявить новые возможности, не предусмотренные в процессе разработки бюджета. Составление бюджетов способствует изучению в деталях деятельности всех подразделений предприятия и взаимоотношений одних «центров ответственности» с другими центрами в целом по предприятию [4].

Итак, можно сформулировать решение проблем при внедрении бюджетного планирования, которые заключаются в следующем:

‒ ежемесячное планирование бюджетов производственных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат;

‒ в рамках утверждения месячных бюджетов производственным подразделениям необходимо предоставить большую самостоятельность в расходовании из бюджета по оплате труда, которая повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;

‒ минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволит сократить непроизводительные затраты рабочего времени работников экономических служб предприятия;

‒ обеспечение режима строгой экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.

Есть типичные причины, которые могут привести к снижению эффективности бизнес — процесса бюджетирования:

‒ неэффективная организация процесса производства;

‒ отсутствие реальных нормативов при планировании расходов;

‒ отсутствие целевых установок при планировании.

В конечном итоге эффективность процесса бюджетирования определяется эффективностью работы предприятия в целом.

Для эффективного функционирования бюджетирования, бухгалтерский учет должен обрабатывать информацию о деятельности отдельных цехов-переделов — «центров ответственности» и отдельных агрегатов, машин, установок — «центров затрат», с детализацией последних за «место возникновения затрат», осуществляющих в бухгалтерском учете. Синтез бюджетирования и учета затрат по «местам возникновения» и «центрам ответственности» образует специфические объекты бухгалтерского учета расходов, а именно «бюджетные центры ответственности». Осуществленная оценка «центров ответственности», «центров затрат» и «мест возникновения» помогает совместить основные циклы хозяйственной деятельности, хозяйственные процессы и структурные единицы в составе бюджетных «центров ответственности» предприятий.

Таким образом, проанализированные нами проблемы, могут быть решены через:

‒ определение системы данных для внутрифирменного управления организацией;

‒ переход к децентрализованной структуре организации и выделение центров ответственности;

‒ формирование учетной политики управленческого учета, выделение объектов учета, подготовку учетных регистров управленческого учета, составление перечня хозяйственных операций, критериев их признания и оценки, разработку и утверждение регламента учета каждой операции;

‒ формирование механизма взаимодействия финансового и управленческого учета;

‒ выделение объектов калькулирования, выбор варианта калькулирования;

‒ создание базовых форм управленческой отчетности;

‒ выработку концепции и подбор программы для автоматизации управленческого учета;

‒ разработку процедур анализа, контроля и принятия решений на основе информации управленческого учета;

‒ создание регламентов действий всех структур в рамках системы управленческого учета и закрепление их в соответствующих корпоративных стандартах.

Организация системы управленческого учета полезна как организациям малого бизнеса, так и крупным компаниям. Различия заключаются лишь в объемах информации и итоговых показателях, при этом принципы организации системы управленческого учета остаются едиными для всех организаций.

Литература:

  1. Мельник А. Г. Методы бюджетного планирования // Финансы. — 2013. — № 12. — с. 37–46.
  2. Нестеров В. Н. Учетно-аналитическая система в формировании стратегии предприятия // Инновационное развитие экономики. — 2016. — № 6 (36). — С. 144–147.
  3. Партиния Г. А. Бюджетирование в системе управления затратами предприятия // Финансы. — 2013. — № 5. — с. 50–53.
  4. Шатова Е. В., Егорова Л. В. Бюджетирование и организация бухгалтерского учета // Вестник ИЭАУ. 2017. № 16. С. 8.
Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, управленческий учет, подразделение предприятия, предприятие, процесс, бюджетное планирование, бюджетный процесс, принятие решений, учет затрат, хозяйственная деятельность.


Похожие статьи

Экономический анализ предприятия и проблемы реализации внутрифирменного бюджетирования

Кадровое обеспечение предприятия: практика, проблемы и пути их решения

Правовое регулирование планирования доходов федерального бюджета: проблемы теории и практики

Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения

Кадровое планирование организации: необходимость, тенденции развития, пути совершенствования

Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности и личность студента: теоретический анализ проблемы

Правовое регулирование рекламы в предпринимательской деятельности: особенности и тенденции

Взаимодействие элементов образовательной системы: финансовый и управленческий аспект

Процессы документирования системы менеджмента качества в вузе: разработка и основные этапы

Актуальные проблемы образования в СПО: организация самостоятельной работы обучающихся

Похожие статьи

Экономический анализ предприятия и проблемы реализации внутрифирменного бюджетирования

Кадровое обеспечение предприятия: практика, проблемы и пути их решения

Правовое регулирование планирования доходов федерального бюджета: проблемы теории и практики

Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения

Кадровое планирование организации: необходимость, тенденции развития, пути совершенствования

Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности и личность студента: теоретический анализ проблемы

Правовое регулирование рекламы в предпринимательской деятельности: особенности и тенденции

Взаимодействие элементов образовательной системы: финансовый и управленческий аспект

Процессы документирования системы менеджмента качества в вузе: разработка и основные этапы

Актуальные проблемы образования в СПО: организация самостоятельной работы обучающихся

Задать вопрос