Бюджетирование в управленческом учете
Автор: Мартысюк Ангелина Владимировна
Рубрика: 15. Экономика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2019)
Дата публикации: 22.10.2019
Статья просмотрена: 144 раза
Библиографическое описание:
Мартысюк, А. В. Бюджетирование в управленческом учете / А. В. Мартысюк. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/350/15373/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются вопросы достижения экономической эффективности путем бюджетирования в управленческом учете предприятия.
Ключевые слова: бюджет, предприятие, расход, отчетный период, экономическая эффективность, плановый бюджет организации, продукт предприятия, производство продукции.
В современных условиях возникает вопрос организации мероприятий, которые будут позволять оптимизировать экономические результаты и принятие управленческих решений. Бюджетирование может присутствовать в любой сфере деятельности, в любом бизнесе: начиная от муниципальных служб и заканчивая частным предпринимательством. Составление бюджета является ключевым моментом и элементом работы современного предприятия. Бюджет позволяет координировать всю деятельность на всех этапах развития. Бюджетирование связано не только с производством того ли иного товара, но так же связано и с управлением организации — совокупность принципов, форм, методов, приемов средств управления, определение стратегических и тактических задач. Это является важнейшим инструментом направления и координирования деятельности организации. Любой бюджет можно распределить на плановые мероприятия и их количественные оценки в виде доходов или расходов, которые представляют информацию для формирования бюджета.
Финансовый и управленческий учет в сфере работы организации очень близки, поэтому включают в себя бюджетирование как инструмент планирования и распределения ресурсов, характеризующих денежные и натуральные показатели для достижения целей бизнеса. Основная сложность бюджетирования — прогнозирования в условия неопределенности вешней среды.
Объект бюджетирования — хозяйственная деятельность организации. Бюджетирование рассматривает организацию как единое целое, которое выражается в бюджетных показателях по подразделениям и центрам затрат предприятия с целью создания финансовой структуры организации. Это в совокупности с учетом по центрам ответственности и нормативным учетом повышает эффективность информационного обеспечения управления на предприятии и максимализации конечных финансовых результатов предприятия в целом. Качество показателей бюджетов становится выше, если в основу их расчета положены не приблизительные данные, а нормативные расчеты. Выявленные отклонения по факторам в системе аналитических счетов являются информационной базой анализа исполнения бюджетов.
Бюджетирование нужно предприятию для повышения экономической эффективности и финансовой устойчивости. Это происходит путем объединения усилий всех его подразделений для достижения конечного количественного результата, зафиксированного в системе бюджетов и планов производственно-финансовой деятельности организации. Использование бюджетных данных в процессе управленческого анализа способствует выработке обоснованных управленческих решений для достижения общих стратегических и тактических целей предприятия, в использовании корректирующих воздействий на отклонение параметров и их использование.
В информационном отношении бюджетирование — это система, интегрирующая результаты процессов планирования, учета, контроля и анализа стоимостных показателей деятельности предприятия, которое в совокупности с учетом по центрам ответственности и нормативным учетом повышает эффективность информационного обеспечения управления на предприятии. Использование нормативных расчетов позволяет повысить качество показателей бюджетов. Выявленные отклонения по факторам в системе аналитических счетов являются информационной базой анализа исполнения бюджетов [1].
В настоящее время на современных предприятиях применяют формирование двух бюджетов: фактический и плановый бюджет организации. Плановый бюджет организации показывает желаемый результат несения затрат в отчетный период на производство продукции или оказание услуг. Фактический бюджет организации показывает, сколько на самом деле предприятие за отчетный период понесло затрат на производство продукции или реализацию своих услуг. Фактический и плановый бюджет организации исчисляются в натуральном или стоимостном выражении. У предприятий с правильным планированием возникает потребность в сравнении и анализе затрат фактического бюджета и планового. Анализ бюджетов нужен для выявления отклонений между плановыми и фактическими затратами. В зависимости от распределения затрат по бухгалтерским счетам в соответствии с распределением формируются сметы плановых и фактических затрат (см. Табл. 1).
Таблица 1
Распределение затрат по бухгалтерскому счету
Вид расходов |
Бухгалтерский счет распределения |
Описание |
Цеховые расходы |
250100 |
Распределяется между продуктами основных цехов пропорционально объему выпуска продукции |
Общепроизводственные расходы |
250200 |
Сумма общепроизводственных расходов распределяется между продуктами предприятия пропорционально объему производства. Перечень продуктов к распределению утверждается ежегодно приложением к Учетной политике предприятия |
Общехозяйственные (управленские) расходы |
260100 |
Сумма расходов распределяется между продуктами предприятия пропорционально объему реализованной продукции |
Внепроизводственные (косвенные) расходы |
440220, 440110, 440000, 440210 |
Сумма расходов распределяется между продуктами предприятия пропорционально объему реализации |
Для выявления отклонений фактического бюджета от планового используют программу Microsoft Excel. Все расходы на производство продукции учитываются без НДС. Покупное сырье и катализаторы в себестоимости продукции учитываются по покупной цене плюс транспортно-заготовительные расходы. На основные позиции сырья и ресурсов транспортно-заготовительные расходы индивидуальны. По прочим вспомогательным материалам транспортно-заготовительные расходы учитываются по группам реагентов и ТМЦ, а внутри группы распределяются пропорционально стоимости реагентов и ТМЦ в отчетном периоде. Полуфабрикаты, топливо и энергия, стоки — учитываются по производственной себестоимости, т. к. являются продуктами внутризаводского потребления. Выявленные отклонения фактических затрат от плановых поясняют в том случае, если отклонение составляет менее или более 5 %, или менее или более 5 млн. руб.
Бюджетирование на предприятии — это система управления организацией с помощью бюджета. Она включает разработку бюджетной политики и структуры генерального бюджета предприятия, положений и регламентов бюджетирования; проектирование финансовой структуры управления; закрепление ответственности за бюджетами и их статьями; закрепление функций отделов по составлению, контролю и согласованию бюджетных статей.
Бюджет представляет собой план, выраженный в натуральных и денежных единицах. Бюджет предприятия может рассматриваться в различном качестве:
– экономический прогноз;
– средство координации денежных средств;
– средство контроля расходов и доходов;
– средство делегирования полномочий;
– основа для постановки задачи.
Стоит отметить, что бюджетирование, как и любой процесс в организации, имеет положительные и отрицательные стороны (см. Табл. 2).
Таблица 2
Достоинства инедостатки бюджетирования
Достоинства бюджетирования |
Недостатки бюджетирования |
Оказывает положительный настрой на мотивацию коллектива |
Различное восприятие бюджетов разными людьми |
Позволяет координировать работу предприятия |
Сложность и дороговизна системы бюджетирования |
Служит инструментом для сравнения достигнутых и желаемых результатов |
Противоречия между достижимостью целей и стимулирующим эффектом |
Системность бюджетирования в бюджетном процессе позволяет из совокупности бюджетов отдельных центров ответственности формировать сводный бюджет предприятия в целом — генеральный бюджет. Генеральный бюджет организации — информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах, скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для организации в целом. Его цель — объединить и суммировать частные бюджеты структурных подразделений организации [3].
Частные бюджеты структурных подразделений формируются на основе центров затрат. Центр затрат — шифр центра ответственности, который отвечает за формирование стоимости затрат. Например, каждому производственному цеху или каждому управленческому отделу присвоен свой шифр. Для предприятий, ориентированных на продажи и существующих в жесткой конкурентной среде, важным становится бюджет продаж. Вновь организованные производственные предприятия, а также предприятия, ориентированные на создание новых видов продукции, — для них важен бюджет производства. И бюджет продаж, и производственный бюджет, являясь частными бюджетами, в конкретных условиях могут стать наиболее значимой, сложной частью генерального бюджета. Можно сделать вывод, что совокупность разных бюджетов способна образовывать перенастраиваемые целостные системы, соответствующие определенному уровню использования ресурсов в соответствии с выбранными целями предприятия.
Таким образом, бюджетирование — это один из главных процессов планирования будущей деятельности предприятия и оформление его результатов в виде бюджета, который позволяет оптимизировать экономические результаты принимаемых управленческих решений. Бюджет присутствует в любой системе управления предприятием и активно используется административно-управленческим аппаратом для контроля и регулирования бизнеса и максимизации конечной прибыли. Бюджетирование обеспечивает предприятию финансовую устойчивость и экономическую эффективность.
Литература:
- Савчук В. П. Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия: учеб. пособие / В. П. Савчук — М.: Инфра-М, 2017. — 432 с.
- Колмыкова Е. С. Бюджетирование как инструмент финансового планирования [Текст] / Е. С. Колмыкова // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 456–458.
- Пипко В. А. Учет производства и калькулирование себестоимости продукции в условиях агробизнеса: учеб. пособие/ В. А. Пипко — М.: Инфра-М, 2014. — 208 с.
- Кураков Л. П. Рябинина Э. Н. Агатеева Г. Л. Бюджетирование как метод управления финансовыми ресурсами: Учебное пособие. — Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та. 2015. — с.135
- Щиборщ К. В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. — М.: дело и Сервис, 2016. — с.185.
Ключевые слова
предприятие, экономическая эффективность, бюджет, расход, производство продукции, отчетный период, плановый бюджет организации, продукт предприятияПохожие статьи
Особенности использования вспомогательных бюджетов в системе бюджетирования строительной организации
В данной статье рассматривается особенности использования вспомогательных бюджетов в строительной организации. Рассматриваются основные виды вспомогательных бюджетов. Предлагаются варианты составления вспомогательных бюджетов.
Бюджетирование как способ реализации задач финансово-управленческого учета на предприятии
В статье автор рассматривает бюджетирование как способ реализации задач финансового планирования хозяйственной деятельности предприятия и приводит пример формирования бюджета доходов и расходов предприятия.
Целевые средства в деятельности бюджетного учреждения: сущность и особенности учета
В статье рассматриваются сущность и особенности учета целевых средств в деятельности бюджетного учреждения, понятия бюджетных и денежных обязательств.
Управленческий учет и его роль в принятии управленческих решений
В данной статье освещается значимость управленческого учета для деятельности предприятия. Раскрывается роль управленческого учета в принятии управленческих решений.
Финансовый результат организации и основные направления его использования при анализе развития организации
В данной статье рассмотрены вопросы определения понятия финансового результата деятельности предприятия (прибыли) и его использования для оценки процесса развития организации.
Амортизационная политика предприятия: особенности формирования и применения в бухгалтерском и налоговом учете
В статье рассмотрены понятие и сущность амортизации, применяемые в настоящее время методы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете, особенности выбора предприятием амортизационной политики.
Учет и анализ доходов и расходов в организации
Данная статья посвящена теоретическому исследованию учета и анализа доходов и расходов в организации, где представлена сущность и задачи учета доходов и расходов, рассмотрена методика анализа и определены нормативно-правовые документы по регулировани...
Основы формирования налоговой политики в деятельности коммерческой организации
В статье рассматривается налоговая политика как составная часть финансовой политики, обеспечивающая гармоничное связывание результатов деятельности организации с решением общегосударственных задач путем безусловного выполнения требований налогового з...
Роль бюджетного процесса в управлении финансами предприятия. Виды и формы бюджетов. Цели, задачи и функции бюджетирования
В статье автор рассматривает роль бюджетного процесса в рамках управления финансами в компании. Поднимается вопрос постановки целей и задач бюджетирования. В работе раскрываются важность составления бюджета предприятия для стратегического планировани...
Основные проблемы при планировании доходов и расходов предприятия
В статье представлены основные проблемы, возникающие при планировании доходов и расходов деятельности, как на уровне всего предприятия, так и его подразделений.
Похожие статьи
Особенности использования вспомогательных бюджетов в системе бюджетирования строительной организации
В данной статье рассматривается особенности использования вспомогательных бюджетов в строительной организации. Рассматриваются основные виды вспомогательных бюджетов. Предлагаются варианты составления вспомогательных бюджетов.
Бюджетирование как способ реализации задач финансово-управленческого учета на предприятии
В статье автор рассматривает бюджетирование как способ реализации задач финансового планирования хозяйственной деятельности предприятия и приводит пример формирования бюджета доходов и расходов предприятия.
Целевые средства в деятельности бюджетного учреждения: сущность и особенности учета
В статье рассматриваются сущность и особенности учета целевых средств в деятельности бюджетного учреждения, понятия бюджетных и денежных обязательств.
Управленческий учет и его роль в принятии управленческих решений
В данной статье освещается значимость управленческого учета для деятельности предприятия. Раскрывается роль управленческого учета в принятии управленческих решений.
Финансовый результат организации и основные направления его использования при анализе развития организации
В данной статье рассмотрены вопросы определения понятия финансового результата деятельности предприятия (прибыли) и его использования для оценки процесса развития организации.
Амортизационная политика предприятия: особенности формирования и применения в бухгалтерском и налоговом учете
В статье рассмотрены понятие и сущность амортизации, применяемые в настоящее время методы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете, особенности выбора предприятием амортизационной политики.
Учет и анализ доходов и расходов в организации
Данная статья посвящена теоретическому исследованию учета и анализа доходов и расходов в организации, где представлена сущность и задачи учета доходов и расходов, рассмотрена методика анализа и определены нормативно-правовые документы по регулировани...
Основы формирования налоговой политики в деятельности коммерческой организации
В статье рассматривается налоговая политика как составная часть финансовой политики, обеспечивающая гармоничное связывание результатов деятельности организации с решением общегосударственных задач путем безусловного выполнения требований налогового з...
Роль бюджетного процесса в управлении финансами предприятия. Виды и формы бюджетов. Цели, задачи и функции бюджетирования
В статье автор рассматривает роль бюджетного процесса в рамках управления финансами в компании. Поднимается вопрос постановки целей и задач бюджетирования. В работе раскрываются важность составления бюджета предприятия для стратегического планировани...
Основные проблемы при планировании доходов и расходов предприятия
В статье представлены основные проблемы, возникающие при планировании доходов и расходов деятельности, как на уровне всего предприятия, так и его подразделений.