Бюджетирование в управленческом учете | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мартысюк, А. В. Бюджетирование в управленческом учете / А. В. Мартысюк. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/350/15373/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы достижения экономической эффективности путем бюджетирования в управленческом учете предприятия.

Ключевые слова: бюджет, предприятие, расход, отчетный период, экономическая эффективность, плановый бюджет организации, продукт предприятия, производство продукции.

В современных условиях возникает вопрос организации мероприятий, которые будут позволять оптимизировать экономические результаты и принятие управленческих решений. Бюджетирование может присутствовать в любой сфере деятельности, в любом бизнесе: начиная от муниципальных служб и заканчивая частным предпринимательством. Составление бюджета является ключевым моментом и элементом работы современного предприятия. Бюджет позволяет координировать всю деятельность на всех этапах развития. Бюджетирование связано не только с производством того ли иного товара, но так же связано и с управлением организации — совокупность принципов, форм, методов, приемов средств управления, определение стратегических и тактических задач. Это является важнейшим инструментом направления и координирования деятельности организации. Любой бюджет можно распределить на плановые мероприятия и их количественные оценки в виде доходов или расходов, которые представляют информацию для формирования бюджета.

Финансовый и управленческий учет в сфере работы организации очень близки, поэтому включают в себя бюджетирование как инструмент планирования и распределения ресурсов, характеризующих денежные и натуральные показатели для достижения целей бизнеса. Основная сложность бюджетирования — прогнозирования в условия неопределенности вешней среды.

Объект бюджетирования — хозяйственная деятельность организации. Бюджетирование рассматривает организацию как единое целое, которое выражается в бюджетных показателях по подразделениям и центрам затрат предприятия с целью создания финансовой структуры организации. Это в совокупности с учетом по центрам ответственности и нормативным учетом повышает эффективность информационного обеспечения управления на предприятии и максимализации конечных финансовых результатов предприятия в целом. Качество показателей бюджетов становится выше, если в основу их расчета положены не приблизительные данные, а нормативные расчеты. Выявленные отклонения по факторам в системе аналитических счетов являются информационной базой анализа исполнения бюджетов.

Бюджетирование нужно предприятию для повышения экономической эффективности и финансовой устойчивости. Это происходит путем объединения усилий всех его подразделений для достижения конечного количественного результата, зафиксированного в системе бюджетов и планов производственно-финансовой деятельности организации. Использование бюджетных данных в процессе управленческого анализа способствует выработке обоснованных управленческих решений для достижения общих стратегических и тактических целей предприятия, в использовании корректирующих воздействий на отклонение параметров и их использование.

В информационном отношении бюджетирование — это система, интегрирующая результаты процессов планирования, учета, контроля и анализа стоимостных показателей деятельности предприятия, которое в совокупности с учетом по центрам ответственности и нормативным учетом повышает эффективность информационного обеспечения управления на предприятии. Использование нормативных расчетов позволяет повысить качество показателей бюджетов. Выявленные отклонения по факторам в системе аналитических счетов являются информационной базой анализа исполнения бюджетов [1].

В настоящее время на современных предприятиях применяют формирование двух бюджетов: фактический и плановый бюджет организации. Плановый бюджет организации показывает желаемый результат несения затрат в отчетный период на производство продукции или оказание услуг. Фактический бюджет организации показывает, сколько на самом деле предприятие за отчетный период понесло затрат на производство продукции или реализацию своих услуг. Фактический и плановый бюджет организации исчисляются в натуральном или стоимостном выражении. У предприятий с правильным планированием возникает потребность в сравнении и анализе затрат фактического бюджета и планового. Анализ бюджетов нужен для выявления отклонений между плановыми и фактическими затратами. В зависимости от распределения затрат по бухгалтерским счетам в соответствии с распределением формируются сметы плановых и фактических затрат (см. Табл. 1).

Таблица 1

Распределение затрат по бухгалтерскому счету

Вид расходов

Бухгалтерский счет распределения

Описание

Цеховые расходы

250100

Распределяется между продуктами основных цехов пропорционально объему выпуска продукции

Общепроизводственные расходы

250200

Сумма общепроизводственных расходов распределяется между продуктами предприятия пропорционально объему производства. Перечень продуктов к распределению утверждается ежегодно приложением к Учетной политике предприятия

Общехозяйственные (управленские) расходы

260100

Сумма расходов распределяется между продуктами предприятия пропорционально объему реализованной продукции

Внепроизводственные (косвенные) расходы

440220, 440110, 440000, 440210

Сумма расходов распределяется между продуктами предприятия пропорционально объему реализации

Для выявления отклонений фактического бюджета от планового используют программу Microsoft Excel. Все расходы на производство продукции учитываются без НДС. Покупное сырье и катализаторы в себестоимости продукции учитываются по покупной цене плюс транспортно-заготовительные расходы. На основные позиции сырья и ресурсов транспортно-заготовительные расходы индивидуальны. По прочим вспомогательным материалам транспортно-заготовительные расходы учитываются по группам реагентов и ТМЦ, а внутри группы распределяются пропорционально стоимости реагентов и ТМЦ в отчетном периоде. Полуфабрикаты, топливо и энергия, стоки — учитываются по производственной себестоимости, т. к. являются продуктами внутризаводского потребления. Выявленные отклонения фактических затрат от плановых поясняют в том случае, если отклонение составляет менее или более 5 %, или менее или более 5 млн. руб.

Бюджетирование на предприятии — это система управления организацией с помощью бюджета. Она включает разработку бюджетной политики и структуры генерального бюджета предприятия, положений и регламентов бюджетирования; проектирование финансовой структуры управления; закрепление ответственности за бюджетами и их статьями; закрепление функций отделов по составлению, контролю и согласованию бюджетных статей.

Бюджет представляет собой план, выраженный в натуральных и денежных единицах. Бюджет предприятия может рассматриваться в различном качестве:

– экономический прогноз;

– средство координации денежных средств;

– средство контроля расходов и доходов;

– средство делегирования полномочий;

– основа для постановки задачи.

Стоит отметить, что бюджетирование, как и любой процесс в организации, имеет положительные и отрицательные стороны (см. Табл. 2).

Таблица 2

Достоинства инедостатки бюджетирования

Достоинства бюджетирования

Недостатки бюджетирования

Оказывает положительный настрой на мотивацию коллектива

Различное восприятие бюджетов разными людьми

Позволяет координировать работу предприятия

Сложность и дороговизна системы бюджетирования

Служит инструментом для сравнения достигнутых и желаемых результатов

Противоречия между достижимостью целей и стимулирующим эффектом

Системность бюджетирования в бюджетном процессе позволяет из совокупности бюджетов отдельных центров ответственности формировать сводный бюджет предприятия в целом — генеральный бюджет. Генеральный бюджет организации — информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах, скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для организации в целом. Его цель — объединить и суммировать частные бюджеты структурных подразделений организации [3].

Частные бюджеты структурных подразделений формируются на основе центров затрат. Центр затрат — шифр центра ответственности, который отвечает за формирование стоимости затрат. Например, каждому производственному цеху или каждому управленческому отделу присвоен свой шифр. Для предприятий, ориентированных на продажи и существующих в жесткой конкурентной среде, важным становится бюджет продаж. Вновь организованные производственные предприятия, а также предприятия, ориентированные на создание новых видов продукции, — для них важен бюджет производства. И бюджет продаж, и производственный бюджет, являясь частными бюджетами, в конкретных условиях могут стать наиболее значимой, сложной частью генерального бюджета. Можно сделать вывод, что совокупность разных бюджетов способна образовывать перенастраиваемые целостные системы, соответствующие определенному уровню использования ресурсов в соответствии с выбранными целями предприятия.

Таким образом, бюджетирование — это один из главных процессов планирования будущей деятельности предприятия и оформление его результатов в виде бюджета, который позволяет оптимизировать экономические результаты принимаемых управленческих решений. Бюджет присутствует в любой системе управления предприятием и активно используется административно-управленческим аппаратом для контроля и регулирования бизнеса и максимизации конечной прибыли. Бюджетирование обеспечивает предприятию финансовую устойчивость и экономическую эффективность.

Литература:

  1. Савчук В. П. Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия: учеб. пособие / В. П. Савчук — М.: Инфра-М, 2017. — 432 с.
  2. Колмыкова Е. С. Бюджетирование как инструмент финансового планирования [Текст] / Е. С. Колмыкова // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 456–458.
  3. Пипко В. А. Учет производства и калькулирование себестоимости продукции в условиях агробизнеса: учеб. пособие/ В. А. Пипко — М.: Инфра-М, 2014. — 208 с.
  4. Кураков Л. П. Рябинина Э. Н. Агатеева Г. Л. Бюджетирование как метод управления финансовыми ресурсами: Учебное пособие. — Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та. 2015. — с.135
  5. Щиборщ К. В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. — М.: дело и Сервис, 2016. — с.185.
Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, бюджет, отчетный период, плановый бюджет организации, продукт предприятия, производство продукции, расход, экономическая эффективность, генеральный бюджет, нормативный учет.

Ключевые слова

предприятие, экономическая эффективность, бюджет, расход, производство продукции, отчетный период, плановый бюджет организации, продукт предприятия

Похожие статьи

Особенности использования вспомогательных бюджетов в системе бюджетирования строительной организации

В данной статье рассматривается особенности использования вспомогательных бюджетов в строительной организации. Рассматриваются основные виды вспомогательных бюджетов. Предлагаются варианты составления вспомогательных бюджетов.

Бюджетирование как способ реализации задач финансово-управленческого учета на предприятии

В статье автор рассматривает бюджетирование как способ реализации задач финансового планирования хозяйственной деятельности предприятия и приводит пример формирования бюджета доходов и расходов предприятия.

Целевые средства в деятельности бюджетного учреждения: сущность и особенности учета

В статье рассматриваются сущность и особенности учета целевых средств в деятельности бюджетного учреждения, понятия бюджетных и денежных обязательств.

Управленческий учет и его роль в принятии управленческих решений

В данной статье освещается значимость управленческого учета для деятельности предприятия. Раскрывается роль управленческого учета в принятии управленческих решений.

Финансовый результат организации и основные направления его использования при анализе развития организации

В данной статье рассмотрены вопросы определения понятия финансового результата деятельности предприятия (прибыли) и его использования для оценки процесса развития организации.

Амортизационная политика предприятия: особенности формирования и применения в бухгалтерском и налоговом учете

В статье рассмотрены понятие и сущность амортизации, применяемые в настоящее время методы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете, особенности выбора предприятием амортизационной политики.

Учет и анализ доходов и расходов в организации

Данная статья посвящена теоретическому исследованию учета и анализа доходов и расходов в организации, где представлена сущность и задачи учета доходов и расходов, рассмотрена методика анализа и определены нормативно-правовые документы по регулировани...

Основы формирования налоговой политики в деятельности коммерческой организации

В статье рассматривается налоговая политика как составная часть финансовой политики, обеспечивающая гармоничное связывание результатов деятельности организации с решением общегосударственных задач путем безусловного выполнения требований налогового з...

Роль бюджетного процесса в управлении финансами предприятия. Виды и формы бюджетов. Цели, задачи и функции бюджетирования

В статье автор рассматривает роль бюджетного процесса в рамках управления финансами в компании. Поднимается вопрос постановки целей и задач бюджетирования. В работе раскрываются важность составления бюджета предприятия для стратегического планировани...

Основные проблемы при планировании доходов и расходов предприятия

В статье представлены основные проблемы, возникающие при планировании доходов и расходов деятельности, как на уровне всего предприятия, так и его подразделений.

Похожие статьи

Особенности использования вспомогательных бюджетов в системе бюджетирования строительной организации

В данной статье рассматривается особенности использования вспомогательных бюджетов в строительной организации. Рассматриваются основные виды вспомогательных бюджетов. Предлагаются варианты составления вспомогательных бюджетов.

Бюджетирование как способ реализации задач финансово-управленческого учета на предприятии

В статье автор рассматривает бюджетирование как способ реализации задач финансового планирования хозяйственной деятельности предприятия и приводит пример формирования бюджета доходов и расходов предприятия.

Целевые средства в деятельности бюджетного учреждения: сущность и особенности учета

В статье рассматриваются сущность и особенности учета целевых средств в деятельности бюджетного учреждения, понятия бюджетных и денежных обязательств.

Управленческий учет и его роль в принятии управленческих решений

В данной статье освещается значимость управленческого учета для деятельности предприятия. Раскрывается роль управленческого учета в принятии управленческих решений.

Финансовый результат организации и основные направления его использования при анализе развития организации

В данной статье рассмотрены вопросы определения понятия финансового результата деятельности предприятия (прибыли) и его использования для оценки процесса развития организации.

Амортизационная политика предприятия: особенности формирования и применения в бухгалтерском и налоговом учете

В статье рассмотрены понятие и сущность амортизации, применяемые в настоящее время методы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете, особенности выбора предприятием амортизационной политики.

Учет и анализ доходов и расходов в организации

Данная статья посвящена теоретическому исследованию учета и анализа доходов и расходов в организации, где представлена сущность и задачи учета доходов и расходов, рассмотрена методика анализа и определены нормативно-правовые документы по регулировани...

Основы формирования налоговой политики в деятельности коммерческой организации

В статье рассматривается налоговая политика как составная часть финансовой политики, обеспечивающая гармоничное связывание результатов деятельности организации с решением общегосударственных задач путем безусловного выполнения требований налогового з...

Роль бюджетного процесса в управлении финансами предприятия. Виды и формы бюджетов. Цели, задачи и функции бюджетирования

В статье автор рассматривает роль бюджетного процесса в рамках управления финансами в компании. Поднимается вопрос постановки целей и задач бюджетирования. В работе раскрываются важность составления бюджета предприятия для стратегического планировани...

Основные проблемы при планировании доходов и расходов предприятия

В статье представлены основные проблемы, возникающие при планировании доходов и расходов деятельности, как на уровне всего предприятия, так и его подразделений.