В статье представлена важность корпоративной культуры. Проблемы корпоративной культуры: напряженный психологический климат в организации; на предприятии и т. д. Для решения данных проблем необходимо совершенствование корпоративной политики, что приведет к повышению производительности и сокращению текучести кадров и повышению удовлетворенности работой сотрудников.
Ключевые слова: корпоративная, культура, ритуал, традиции, лозунги, организационные табу.
Корпоративная культура, как ресурс организации, бесценна. Она может быть эффективным средством управления персоналом и незаменимым маркетинговым инструментом. Развитая культура формирует имидж компании, а также является неотъемлемой частью процесса построения бренда. Полагаться на стихийную корпоративную культуру опасно. Ее невозможно контролировать и трудно исправить. Поэтому так важно уделять должное внимание внутренней культуре организации, формировать ее и в случае необходимости корректировать [1].
Для исследования выбрано ПАО «Уралкалий» — основной международный производитель калия, одного из самых важных элементов почвенного плодородия. На долю Компании приходится около 20 % мирового выпуска калийных удобрений. Продукция ПАО «Уралкалий» поставлялась на рынок более 70 странам мира.
Компонентами корпоративной культуры предприятия ПАО «Уралкалий» являются:
- принятая система лидерства, в нашем случае преобладает авторитарная.
- стили разрешения конфликтов: чаще всего компромисс, сотрудничество, приспособления.
- действующая система коммуникации: информация передается устно, а также в бумажном и электронном виде.
- положение индивида в организации: каждый сотрудник имеет права и обязанности, которое прописаны в должностной инструкции.
- особенности гендерных и межнациональных взаимоотношений: на предприятии работают в основном русские, но есть также сотрудники других национальностей, например, казахи, татары. Рабочие чаще всего мужчины, руководителями являются как мужчины, так и женщины. А служащие чаще всего женщины.
- принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы. В ПАО «Уралкалий» создан фирменный стиль.
Ежегодно проводятся корпоративные праздники: Новый год, 23 февраля, 8 марта, день рождения компании. Каждый новый сотрудник проходит стажировку в организации в течение трех месяцев.
Результаты опросника «Этапы формирования корпоративной культуры предприятия» (ККП) по всем параметрам представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты опросника «Этапы формирования корпоративной культуры предприятия» (ККП)
Параметр |
Средний балл |
1 |
2 |
субъективная оценка организации сотрудником (СОГС) |
1,75 |
оценка личности руководителя (ОЛР) |
2,17 |
удовлетворённость коммуникациями в организации (УКО) |
1,48 |
основные маркеры организации (ОМО): |
|
дистанция власти |
1,39 |
индивидуализм — коллективизм |
2,23 |
Стремление к избеганию неопределенности |
1,99 |
маскулинность — феминность |
2,07 |
временной горизонт ориентации на будущее |
2,22 |
управление персоналом (УП) |
2,22 |
уникальность идеи организации для сотрудника (УИО) |
2,02 |
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
- Средний уровень по шкале «субъективная оценка организации сотрудником» (СООС) соответствует позитивному восприятию сотрудником организации и своего места в ней, что не исключает поиски других вариантов. В ПАО «Уралкалий» средний балл равен 1,75.
- Средний уровень по шкале «Оценка личности руководителя» предполагает нормальное эмоциональное отношение работников к своему руководству, признание его позитивных и негативных черт.
- Низкий уровень по шкале «Удовлетворённость коммуникациями в организации» характеризует неудовлетворённость сотрудников психологическим климатом и стилем коммуникаций, принятом в организации. Сотрудники не чувствуют своей принадлежности организации.
- Баллы по каждой из субшкал шкалы «Основные маркеры организации» показывают уровень выраженности соответствующего маркера. По каждой субшкале в ПАО «Уралкалий» получены баллы в диапазоне от 1,39 до 2,22, то есть высокие.
- Средний балл соответствует удовлетворённости работы управленческой команды, но не исключает ситуативные проблемы. В ПАО «Уралкалий» балл равен 2,22.
- Средний балл свойственен организациям, либо находящимся в процессе формирования, либо завершающих свой жизненный цикл. В ПАО «Уралкалий» средний балл равен 2,02.
Так же в рамках данного исследования был проведен опрос, в котором приняли участие 80 сотрудников (более 50 %). В частности, было проведено исследование терминальных ценностей. Результаты опроса представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты опроса по исследованию терминальных ценностей работников «Уралкалий»
В процессе опроса были выявлены предпочтения представителей данного предприятия. Сотрудники «Уралкалий» выбрали следующие терминальные ценности (ценности-цели):
1) 35 % опрошенных отдали предпочтение здоровью;
2) 32 % опрошенных сотрудников отдали предпочтение счастливой семейной жизни;
3) 29 % опрошенных сотрудников отдали предпочтение любви;
4) 26 % опрошенных сотрудников отдали предпочтение уверенности в себе;
5) 23 % опрошенных сотрудников отдали предпочтение жизненной мудрости.
Далее было проведено исследование инструментальных ценностей. Результаты опроса представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты опроса по исследованию инструментальных ценностей работников «Уралкалий»
Инструментальными ценностями, которые предпочли работники «Уралкалий» оказались следующие: воспитанность — 38 %, честность — 35 % и т. д.;
Проблемы корпоративной культуры:
1. Напряженный психологический климат в организации;
2. На предприятии недостаточно ритуалов и традиции;
3. Стратегия развития большинством сотрудников не понятна;
4. Сотрудниками организации не характерны преданность делу и взаимное доверие;
5. Низкий уровень коллективизма, индивидуализм в организации преобладает, что негативно сказывается на функционировании деятельности предприятия.
Для решения данных проблем необходимо совершенствование корпоративной политики, что приведет к повышению производительности и сокращению текучести кадров и повышению удовлетворенности работой сотрудников.
Литература:
- Дробаха Ю. В. Корпоративная культура как фактор успешного развития компании (на примере «большой четверки»)// В сборнике: Реформы в России и проблемы управления — 2017. Материалы 32-й Всероссийской научной конференции молодых ученых. 2017. С. 39–40.
- Перекрестова В. А., Фурсова П. В. Корпоративная культура и ее роль в жизни организа-ции//Человек. Социум. Общество. 2020. № 8. С. 15–21.
- Тищенко Н. Н., Лучинкина А. И. Методические особенности исследования корпоративной культуры организации //Человеческий капитал. 2021. № 7 (151). С. 87–94.