Корпоративная культура является средством управления персоналом и незаменимым маркетинговым инструментом. Важно понимать, что формирование корпоративной культуры может осуществляться двумя способами: стихийно и целенаправленно. Стихийный способ подразумевает спонтанное формирование корпоративной культуры на основе тех моделей коммуникации, которые выбирают сами сотрудники компании. Стихийно сформированная корпоративная культура опасна, так как ее невозможно контролировать и сложно исправить. Поэтому важно уделять внимание внутренней культуре организации, формировать ее и корректировать в случае необходимости.
Ключевые слова: корпоративная культура, персонал организации, элементы культуры, подходы, финансовые результаты, прибыль, рентабельность.
В настоящее время концепция управления в России рассматривает социальную ответственность руководства как ключевой элемент эффективного производства, уделяется внимание сотрудникам организации и условиям для развития их потенциала [4, c. 22].
Корпоративная культура проявляется, прежде всего, в организационном поведении всех сотрудников. Сюда следует отнести устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей; дисциплину труда и культуру ее исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям и инновациям; общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в корпоративном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом [5, c. 27].
Как правило, главным критерием корпоративной культуры является поведение сотрудников компании. Существует четыре группы объективных и субъективных компонентов атмосферы компании [1, c. 69]:
— профессионализм сотрудников и уровень их взаимодействия;
— лояльность к фирме;
— взаимоотношения в организации;
— моральное и материальное поощрение.
Корпоративная культура любой компании всегда должна соответствовать внешней среде и стратегии компании. При наличии такого рода соответствия могут быть созданы такие условия, при которых сотрудники компании работают с полной самоотдачей и высочайшей производительностью, что делает компанию очень конкурентоспособной [3, c. 1248].
От сильной корпоративной культуры предприятий выигрывают и все заинтересованные стороны (общество в целом, работодатели, партнеры), так как, в конечном счете, она обеспечивает высокое качество производимой сельскохозяйственной продукции и ориентацию на долгосрочные взаимоотношения с покупателями этой продукции [2, c. 97]. Поэтому важно уделять особое внимание вопросам корпоративной культуры в системе управления персоналом ООО «Агрофирма «Победа».
С целью оценки корпоративной культуры в системе управления персонала ООО «Агрофирма «Победа» проведен SWOT-анализ.
Матрица SWOT-анализа ООО «Агрофирма «Победа» представлена в таблице 1.
Таблица 1
Матрица SWOT-анализа ООО «Агрофирма «Победа»
1. Сильные стороны |
3. Возможности |
1.1 Наличие и поддержка необходимых технологий при производстве сельскохозяйственной продукции. 1.2 Оптимальный ассортимент сельскохозяйственной продукции. 1.3 Высокая квалификация рабочих профессий в области сельского хозяйства. |
3.1 Увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции в связи с ростом потребности на нее. 3.2 Выход на новые рынки или сегменты рынка. 3.3 Реструктуризация долгов на долгосрочный период |
2. Слабые стороны |
4. Угрозы |
2.1 Нехватка финансовых ресурсов 2.2 Наличие конкурентов 2.3 Кадровые проблемы |
4.1. Снижение доли на рынке 4.2 Уход специалистов 4.3 Банкротство |
Матрица SWOT-анализа ООО «Агрофирма «Победа» иллюстрирует следующее.
Оптимальный ассортимент сельскохозяйственной продукции позволит избежать снижения доли на рынке, а увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции в связи с ростом потребности на нее решит проблему ухода кадров, и даже поможет создать дополнительные рабочие места.
За счет выхода на новые сегменты рынка и реструктуризации долгов в на долгосрочный период ООО «Агрофирма «Победа» сможет преодолеть имеющуюся слабость в виде нехватки финансовых ресурсов. Проведение реструктуризации долгов на долгосрочный период в ближайшее время позволит организации уменьшить отток денежных средств. Следовательно, предприятие сможет выделить больше денежных средств на укрепление сильных сторон и развитие других возможностей.
Самые ярко выраженные слабые стороны данной организации имеют взаимосвязанный характер. Проблема нехватки денежных средств может быть решена за счет реструктуризации долгов. Если будет решена данная проблема, значит, можно будет выделить необходимое количество средств на развитие корпоративной культуры.
Корпоративная культура ООО «Агрофирма «Победа» включает социальную и философскую составляющие, оптимальное взаимодействие которых дает сильный синергетический эффект. Он представил следующую схему (рисунок 1).
Рис. 1. Схема структурных элементов корпоративной культуры ООО «Агрофирма «Победа»
Выяснили факт об отсутствии «Кодекса деловой этики».
Наличие сильной корпоративной культуры дает ООО «Агрофирма «Победа» ряд преимуществ: улучшение социального климата в коллективе, лояльность персонала и обусловленная ею преемственность традиций, более эффективная работа с потребителями, усиление позиций на конкурентном рынке и т. п.
Для того чтобы повысить эффективность деятельности предприятия и повысить уровень лояльности персонала к организации необходимо внедрить на предприятии документально оформленную корпоративную культуру. Цель введения в действие Кодекса состоит в описании и внедрении в повседневную практику сотрудников ООО «Агрофирма «Победа» принципов, правил и норм поведения, способствующих эффективному развитию агрофирмы, консолидации усилий сотрудников в обеспечении высокого потенциала и повышению качества профессиональной деятельности его сотрудников.
Для ООО «Агрофирма «Победа» предлагается сформировать эффективные механизмы внутренних коммуникаций с помощью следующих средств: корпоративные издания, доска объявлений, ящик для жалоб и предложений, для повышения эффективности вертикальных, а в большей степени горизонтальных коммуникаций создать группу в WhatsApp, корпоративные мероприятия, традиции компании в области культуры и спорта.
Также рекомендуется проведение спортивных и здоровьесберегающих программ, с целью мотивации персонала ООО «Агрофирма «Победа» — различные поощрения, благодарности и звания.
Мониторинг корпоративной культуры актуален тем, что регулярный анализ корпоративной культуры в соответствии с изменениями внутренних и внешних факторов, своевременная коррекция и гибкость организационных решений способствуют тому, что агрофирме не придется переживать критические реконструкции в системе управления персоналом.
Разработанные мероприятия позволят сформировать собственный облик ООО «Агрофирма «Победа», в основе которого лежат качество производимой сельскохозяйственной продукции, правила поведения и нравственные принципы работников.
Литература:
- Довженко, А. А. Корпоративная культура как стратегический инструмент управления организации / А. А. Довженко // Проблемы массовой коммуникации: Материалы международной научно-практической конференции исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью, Воронеж, 16–18 мая 2019 года / Под общей редакцией профессора В. В. Тулупова. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2019. — С. 68–71.
- Исбулатов, И. А. Корпоративная культура как один из инструментов конкурентоспособности организации / И. А. Исбулатов // Формирование конкурентной среды, конкурентоспособность и стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 18–19 мая 2021 года. — Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. — С. 96–101.
- Кудрявых, О. Д. Изучение элементов корпоративной культуры и обобщенные результаты анализа корпоративной культуры / О. Д. Кудрявых, Т. А. Власова // Форум молодых ученых. — 2018. — № 12–2(28). — С. 1247–1250.
- Михайлова, Ю. А. Трансформация корпоративной культуры предприятия: путь к культуре успеха / Ю. А. Михайлова // Экономический форум: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 июня 2020 года. — Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2020. — С. 21–25.
- Шабашева, П. В. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности организации / П. В. Шабашева // Студенческий вестник. — 2021. — № 21–2(166). — С. 27–30.