На территории России огромное количество различных водоёмов: моря, полноводные и мелководные реки и речушки, водохранилища, озёра и пруды. Большое количество людей в хорошую погоду отдыхает у воды. Одним из важнейших навыков для безопасной и здоровой жизни является навык плавания. Это не просто умение держаться на воде или умение проплыть 5–10 метров, а способность уверенно проплывать не менее трёхсот — пятисот метров без остановки. Известно, что большая часть детей разного возраста не умеет плавать, а многие просто боятся воды.
Поэтому перед нами стоит задача массового обучения плаванию. У нас в стране есть много различных бассейнов. Многие из которых глубокие, неприспособленные для начального обучения плаванию детей. При этом и в них ведется активная работа по начальному обучению плаванию детей. Большинство методик по обучению плаванию детей предполагает выполнение упражнений в мелком бассейне, но некоторые из них можно использовать и в глубоком. Основной трудностью при обучении плаванию детей в глубоком бассейне является то, что единственной надежной опорой ребёнка является стенка бассейна (бортик).
Нами был проведён педагогический эксперимент по обучению плаванию детей младшего школьного возраста (ученики 1–3 классов).
В эксперименте участвовали две группы (контрольная и экспериментальная) по 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек). В экспериментальной группе детей обучали плаванию в глубоком бассейне. В контрольной группе дети занималась по традиционной методике в мелком бассейне. Длительность занятий была одинакова, цели занятий тоже сходны. Было проведено 32 урока по 45 минут. На занятиях в глубоком бассейне использовались различные поддерживающие средства.
Перед началом эксперимента уровень физического развития и плавательной подготовленности были равноценны. Дети выполняли 4 упражнения:
- Звездочка на спине, с.
- Звездочка на груди, с.
- Проплывание 25 м кролем на груди, с.
- Проплывание 25 м кролем на спине, с.
Тесты 1–2 были проведены после 1-го этапа обучения (освоение основных плавательных навыков), а 3–4 — в конце 2-го этапа.
1-й этап включал в себя упражнения, направленные на освоение с водой — овладение умениями погружаться под воду (нырять); скользить в горизонтальном положении; правильно дышать; выполнять элементарные гребковые движения;
2-й этап предусматривал изучение элементов движений спортивных способов плавания и совершенствование полученных навыков и умений.
Экспериментальная часть работы составлена на основании практического опыта обучения плаванию учащихся начальной школы (1–3 классов) в условиях глубокого бассейна.
Следует отметить, что состав обучающихся очень неоднороден, так как в группе были дети, никогда ранее не занимавшиеся плаванием и дети, пришедшие из детских садиков с бассейном, имевшие уже практический опыт и навыки, полученные в «лягушатнике». На начальном этапе освоения с водой они практически не отличались друг от друга.
Последовательность обучения плаванию в условиях глубокого бассейна:
- Упражнения на суше — имитационные.
- Различные виды погружений с головой.
- Упражнения в воде у бортика: движения ногами, руками, на задержке дыхания и с дыханием.
- Упражнения с подвижной опорой (с различными поддерживающими средствами: шест, доска, нарукавники и т. д.).
- Упражнения в положении на груди и на спине без опоры.
- Элементарные прыжки в воду.
Обучение проводилось с использованием надувных поддерживающих средств: пояс Fashy, нарукавники, плавательные доски и страховочный шест (3 м).
Перед началом занятий в воде необходимо убедить ребенка в абсолютной безопасности занятий на глубине, а также в том, что он обязательно быстро научится плавать, если будет стараться. Огромное значение имеет первое занятие в глубокой воде. Задача этого урока — помочь ребенку преодолеть страх, свободно передвигаться и ориентироваться. Для этого предлагается детям спускаться по одному по лесенке в воду (спиной к воде и держась руками за поручни) и держась руками за борт бассейна, передвигаться вдоль него в воде. Затем ребёнок, используя поддерживающие плавательные средства (нарукавники, пояс) должен оторваться от бортика, почувствовать, что он может передвигаться самостоятельно. На следующем этапе необходимо научить ребёнка опускать лицо в воду, погружаться, делать выдохи в воду. Далее с помощью страховочного шеста или плавательной доски выполнять скольжения в горизонтальном положении на груди и на спине. А затем добавляем элементарные гребковые движения.
Когда ученик психологически готов первый раз снять пояс или нарукавники, предлагаем ему прыгнуть с бортика в воду и доплыть до лесенки (при необходимости поддерживаем его шестом). Чаще всего это возможно сделать на 4 -5 занятии.
Далее, уже без нарукавников и пояса, школьник учится выполнять известные ему упражнения (погружения, выдохи в воду, скольжения на груди и на спине, элементарные гребковые движения) с помощью плавательной доски.
К 8–10-му занятию ребята могут выполнять в воде уже множество плавательных упражнений с доской: на спине с движениями ногами и с различными исходными положениями рук, знакомятся с движениями рук при плавании на спине и осваивают плавание на груди с помощью движений ногами и дыханием. Каждому ребенку предлагается проплыть 25 м на спине работая ногами и произвольно на груди (кто сколько сможет). В это время необходимо добиться правильного положения тела в воде.
Постепенно доля упражнений с досками в учебном занятии уменьшается, а процент плавательных упражнений без поддерживающих средств возрастает.
В таблице 1 представлены результаты тестирования до и после эксперимента на первом этапе обучения.
Таблица 1
Результаты тестирования первого этапа обучения
Показатели |
Группа |
До эксперимента, с |
После эксперимента с |
Прирост |
|||
M |
σ |
M |
σ |
с |
% |
||
Звездочка на спине |
ЭГ |
24,6 |
8,1 |
43,2 |
9,8 |
18,6 |
75,6 |
КГ |
25,2 |
6,6 |
37,7 |
8,1 |
12,5 |
49,6 |
|
Звездочка на груди |
ЭГ |
9,3 |
6,7 |
17,3 |
7,5 |
8,0 |
86,1 |
КГ |
9,1 |
5,8 |
14,2 |
6,9 |
5,1 |
56,1 |
|
Примечание : ЭГ — экспериментальная группа, КГ — контрольная группа, М — время удержания положения.
Как видно из таблицы, исходная плавательная подготовленность была примерно одинаковой в экспериментальной и в контрольной группах. Так, продолжительность удержания положения в упражнении «Звездочка на спине» в ЭГ составила 24,6±8,1 с, в КГ — 25,2±6,6 с (различия статистически недостоверны, p>0,05). При втором тестировании в конце второго этапа в обеих группах было зафиксировано улучшение плавательной подготовленности. Однако величина прироста различалась. Прирост показателей в ЭГ составил 75,6–86,1 %, в КГ — 49,6–56,1 %.
Рис. 1. Прирост показателей плавательной подготовленности (%) на первом этапе: 1 — «Звездочка на спине», 2 — «Звездочка на груди»
На втором этапе обучения дети осваивали технику плавания кролем на груди и на спине.
Таблица 2
Результаты тестирования второго этапа обучения
Проплывание 25 м |
Группа |
До эксперимента с |
После эксперимента, с |
Прирост |
|||
M |
σ |
M |
σ |
с |
% |
||
На груди |
ЭГ |
39,1 |
5,5 |
25,3 |
7,3 |
13,8 |
35,8 |
КГ |
42,9 |
7,4 |
33,7 |
9,1 |
9,2 |
21,7 |
|
На спине |
ЭГ |
39,9 |
8,3 |
26,1 |
4,3 |
14,8 |
37,3 |
КГ |
44,2 |
9,3 |
34,1 |
5,2 |
10,1 |
23,2 |
|
Примечание . ЭГ — экспериментальная группа, КГ — контрольная группа, М — время проплывания.
Как видно из табл. 2, в начале тестирования дети экспериментальной группы показывали лучшие результаты, чем в контрольной. Ввиду сравнительно высокой дисперсии результатов эти различия статистически недостоверны (p = 0,085>0,05 и p = 0,065>0,05, соответственно, для кроля на груди и на спине). При втором тестировании время на дистанции 25 м различались с высокой вероятностью (p <0,01). Прирост результатов, как и на первом этапе эксперимента, в ЭГ был существенно выше, чем в КГ: 35,8–37,3 % против 21,7–23,2 % для кроля на груди и на спине.
Рис. 2. Прирост показателей плавательной подготовленности (%) на втором этапе: 3 — плавание 25 м кролем на груди, 4 — плавание 25 м кролем на спине
По окончании эксперимента можно сделать вывод о том, что обучение технике плавания кролем на груди и кролем на спине в глубоком бассейне даёт хорошие результаты и является более эффективным, т. к. ребята быстрее переходят к выполнению движений без опоры.
Однако при обучении плаванию детей 1–3 классов в условиях глубокого бассейна возможность использования игрового метода ограничена, что приводит к однообразию и монотонности занятия. Для разнообразия и придания занятиям эмоциональности можно рекомендовать различные прыжки в воду и ныряния.
Литература:
- Булгакова Н. Ж. Плавание / Булгакова Нина Жановна. — М.: Астрель: АСТ, 2005. — 159 с.
- Кашкин А. А. Плавание. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва / А. А. Кашкин, О. И. Попов, В. В. Смирнов. — М.: Советский спорт, 2004. — 216 с
- Косьяненко Д. А. Методика обучения плаванию девочек 7–10 лет в условиях глубокого закрытого плавательного бассейна: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. — Волгоград: ВГАФК, 2005. — 24 с.
- Максимова С. А. Программа начального обучения плаванию детей 5–7 лет в условиях глубоководного бассейна /С. А. Максимова. ˗ Ряз. обл. ин-т развития образования. Рязань, 2005. — 20 с.