В настоящей статье представлены данные о физическом и функциональном состоянии детей со сколиозом 1-й степени. Под нашим наблюдением находились 20 детей в возрасте от 10 до 15 лет. В ходе апробации предложенной нами программы корригирующих мероприятий у детей со сколиозом 1-й степени были получены положительные результаты оздоровительной работы.
Ключевые слова: дети, сколиоз, коррекция, ЛФК, лечебное плавание.
Сколиоз — это довольно распространенное заболевание, которое встречающееся примерно в 15–20 % случаев у детей и подростков. В последние десятилетия отмечается рост заболеваемости сколиозом в связи с тем, что дети все меньше времени стали уделять спорту, физическим нагрузкам и все больше стали проводить время сидя у компьютера. Отсюда понятна и основная причина, способствующая развитию данного заболевания [4].
Известно, что в патогенезе сколиоза лежит искривление позвоночника во фронтальной плоскости с ротацией тел позвонков (скручиванием их в процессе роста), которое приводит к нарушениям работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем и к физическим дефектам. Все эти нарушения проявляется на фоне дисплазии соединительно-тканного аппарата, возникновения нервных и эндокринных нарушений [8].
Сколиоз обычно формируется и прогрессирует в юности во время активного роста детей, особенно во время периода полового созревания. Считается, что причина возникновения сколиоза неизвестна в 80 % случаев, а в остальных 20 % это следствие врожденных деформаций позвонков [5].
Согласно наблюдениям Г. А. Халемского [7], дети, больные сколиозом, отличаются от здоровых отставанием в физическом развитии, задержкой двигательных способностей, слабым развитием навыков и умений, отсутствием адаптации к физической нагрузке вследствие освобождения от уроков физического воспитания в общеобразовательной школе. Они хуже усваивают учебную программу, у них замедлена моторика речи и письма, нарушена координация движений, слабо выражены двигательные умения и навыки, замедлены рефлекторные реакции.
Несмотря на наличие многочисленных реабилитационных программ, на сегодняшний день от 45 % до 74 % детей и подростков страдают сколиозом и имеют другие проблемы с позвоночником [3]. В связи с этим вопрос о разработке новых, эффективных программ по коррекции сколиоза у детей остается актуальным.
Цель работы — разработать и апробировать комплексную программу коррекции морфофункционального состояния детей со сколиозом 1 степени и проверить ее эффективность.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Детского специализированного психоневрологического санатория «Тополек» в период с 30 октября по 23 декабря 2017 года. Под наблюдением находилось 20 человек в возрасте от 10 лет до 15 лет, которым был поставлен диагноз сколиоз 1 степени. Было получено согласие родителей на участие детей в эксперименте. Обследуемые дети были разделены на две сопоставимые группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ).
В КГ вошли дети, которые получали ЛФК (изометрические упражнения для укрепления мышц брюшного пресса), корректирующие корсеты и физиотерапию. Дети из ЭГ получали занятия в виде ЛФК и плавания (по 2 занятия в неделю). Программа коррекции проводилась в течение 2 месяцев. Длительность каждого занятия составляла 40 минут. Занятия по ЛФК проводились в зале лечебной физкультуры, оборудованным шведской стенкой, гимнастическими скамейками, набивными мячами, фитболами, бодибарами и др. Лечебное плавание проводилось в бассейне санатория, который оборудован всем необходимым инвентарём (водные мячи, надувные пояса, тонущие кольца, плавательные доски и пр.). Занятия были нацелены на коррекцию функций позвоночника, стабилизацию достигнутых результатов и предотвращение дальнейшего развития данного заболевания.
Перед проведением и после корригирующих мероприятий оценивалось функциональное и физическое состояние детей. Определялось время задержки дыхания на вдохе и на выдохе (проба Штанге и проба Генчи). С помощью спирометра определялась жизненная емкость легких (мл).
Оценка степени утомления мышц живота (УМЖ) проводилась следующим образом: ребенок, лежа на спине, поднимал прямые ноги на угол 45◦ и фиксировал их до полного утомления мышц. Определялось время фиксации ног в секундах.
Аналогичным образом определялось утомление мышц спины (УМС) (ребенок, лежа на животе поперек скамейки поднимал верхнюю часть туловища и фиксировал его до полного утомления мышц (руки при этом находились за спиной, ноги удерживал помощник). Фиксировалось время выполнения контрольного теста в секундах)).
В дальнейшем проводился тест «наклон туловища вперед» (НТВ) следующим образом: ребенок выполнял наклон вперед, не сгибая ноги в коленных суставах. Тест НПВ считался равным нулю тогда, когда пальцы испытуемого касались пола. Промежуток от пола до пальцев определялся в сантиметрах. Полученные в ходе исследования данные обрабатывались статистически с помощью параметрического t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования. Анализируя полученные результаты исследования, мы видим, что в экспериментальной и контрольной группах показатели физического и функционального состояния после корригирующих занятий заметно улучшились. Однако более детальный анализ данных показывает то, что улучшение соматического состояния (физического и функционального) в экспериментальной группе было более существенное, чем в контрольной (табл. 1).
Таблица 1
Показатели физического ифункционального состояния детей экспериментальной иконтрольной групп до ипосле корригирующих занятий
Группа |
УМС, с |
УМЖ, с |
ПШ, с |
ПГ, с |
ЖЕЛ, л |
|
ЭГ, n=10 |
до |
138,8 + 9,63 |
35,3 + 3,21 |
33,2 + 3,82 |
19,6 + 2,40 |
2330 + 183,8 |
после |
150,9 + 9,16 |
41,0 + 3,40 |
41,8 + 4,62 |
27,8 + 2,87* |
2750 + 140,0 |
|
КГ, n=10 |
до |
122,9 + 13,48 |
34,5 + 4,28 |
34,3 + 3,44 |
18,3 + 1,62 |
2290 + 176,6 |
после |
132,0 + 13,13 |
35,8 + 2,96 |
34,5 + 3,34 |
21,9 + 1,53 |
2380 + 165,1 |
|
Норма |
150 |
60 |
60 |
30 |
2500 |
|
* — p< 0,05
Наибольшие изменения выявлены при проведении пробы Генчи. Так, в экспериментальной группе до и после корригирующих занятий задержка дыхания на выдохе составляет соответственно (19,6 + 2,40) и (27,8 + 2,87) с p< 0,05. В контрольной группе значения аналогичного показателя равны: (18,3 + 1,62) и (21,9 + 1,53) с p> 0,05.
Нами также детально изучены индивидуальные значения показателей детей в тесте «наклон туловища вперед». Как выяснилось, у большинства детей ЭГ и КГ улучшились показатели гибкости позвоночного столба, причем прирост показателя в обследуемых группах составляет в общей сложности +6–7 см (табл. 2).
Таблица 2
Индивидуальные показатели наклона туловища вперед удетей экспериментальной иконтрольной групп до ипосле корригирующих занятий
ЭГ, n=10 |
КГ, n=10 |
||||
Испытуемый |
до |
после |
Испытуемый |
до |
после |
В.С. |
-11 |
-9 |
А.К. |
-7 |
-5 |
И.А. |
-4 |
-3 |
К.С. |
0 |
0 |
А.Ш. |
0 |
0 |
М.Л. |
-9 |
-7 |
А.Б. |
-9 |
-7 |
В.Э. |
+4 |
+2 |
Е.К. |
+6 |
+4 |
Д.С. |
-17 |
-16 |
А.Р. |
+4 |
+5 |
А.К. |
+7 |
+5 |
К.Р. |
+7 |
+6 |
К.Е. |
0 |
+1 |
В.И. |
-9 |
-10 |
К.К. |
+15 |
+13 |
Е.К. |
-9 |
-8 |
А.Ш. |
-2 |
-2 |
А.А. |
0 |
0 |
Е.П. |
0 |
0 |
Проанализировав данные литературных источников можно с уверенностью сказать, что определяющую роль в коррекции состояния детей со сколиозом занимает ЛФК. Клинико-физиологическим обоснованием к использованию ЛФК в комплексной системе реабилитации детей со сколиозом является связь условий формирования и развития костно-связочного аппарата позвоночника с функциональным состоянием мышечной системы [2]. Как видно из результатов нашей работы, ЛФК способствует укреплению мышечного корсета, удерживающего позвоночник в состоянии максимальной коррекции. ЛФК обеспечивает стабилизацию позвоночного столба и препятствует развитию болезни. Итак, можно отметить, что для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата используются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения. Они могут быть симметричными, асимметричными, деторсионными. При сколиозе I степени чаще применяют общеразвивающие, дыхательные и специальные симметричные упражнения. По мнению Т. А. Фонарёвой, М. И. Фонарёва [6], симметричные упражнения не нарушают возникших компенсаторных приспособлений и не приводят к прогрессии противоискривлений. Важным достоинством таких упражнений является простота их подбора и методология, не требующая учёта сложных биомеханических условий работы искривленного позвоночно-двигательного участка и отдельных частей опорно-двигательного аппарата.
Лечебное плавание, как заметили Л. А. Бородич и Р. Д. Назарова [1], также имеет высокую эффективность в физической реабилитации детей со сколиозом. Оно укрепляет здоровье, прививает жизненно важные навыки, воспитывает морально-волевые качества. Во время плавания происходит непринужденная разгрузка позвоночника, вследствие чего пропадает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливается среда для нормального роста тел позвонков. Кроме того, самовытяжение позвоночного столба во время движения в воде дополняет разгрузку зон роста. Также укрепляются все скелетные мышцы, улучшается координация движений, прививается чувство правильной осанки. Плавание рекомендуется всем детям со сколиозом, независимо от степени сколиоза, его развития и вида реабилитации. Однако при выборе упражнений в воде учитывают степень сколиоза. В частности, при сколиозе I степени используют исключительно симметричные плавательные упражнения: брасс на животе, удлиненный момент скольжения, кроль на животе для ног.
Подводя итог обсуждению результатов исследования, мы можем с уверенностью говорить о том, что использование простейших корригирующих методик позволило улучшить физическое состояние детей и приблизить функции позвоночного столба к норме.
Заключение. Таким образом, анализ научно-методической и медицинской литературы показал, что дети со сколиозом имеют вторичные отклонения в состоянии здоровья и общее отставание в развитии. В связи с этим, нами была разработана и апробирована программа коррекции сколиоза I степени, которая включала лечебную гимнастику и лечебное плавание. Проведенное исследование показало, что в экспериментальной группе улучшения соматического и функционального состояния наступали быстрее и были более значительными, чем в контрольной, что на наш взгляд, говорит о достаточно высокой эффективности предложенной программы.
Литература:
- Бородич, Л. А. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков: кн. для учителя /Л. А. Бородич, Р. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 1988. — 77 с.
- Ловейко, И. Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей /И. Д. Ловейко, М. И. Фонарев. — Л.: Медицина, 1988. — 143 с.
- Медицина: До 74 % школьников Белгорода страдают сколиозом [Электронный ресурс] на сайте Информационного агентства «Бел. Ру» — Режим доступа: http://bel.ru/news/medicine/do-74-shkolnikov-belgoroda-stradayut-skoliozom.html, свободный.
- Методы лечения сколиоза на разных стадиях болезни [Электронный ресурс] на сайте Израильской медицинской службы — Режим доступа: https://www.medical-service.org/ %D0 %BE %D1 %80 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %BF %D0 %B5 %D0 %B4 %D0 %B8 %D1 %8F/ %D1 %81 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %BB %D0 %B8 %D0 %BE %D0 %B7, свободный.
- Сколиоз, лечение сколиоза, причины сколиоза — ОАО Медицина [Электронный ресурс] на сайте Клиники «Медицина» — Режим доступа: https://www.medicina.ru/services_add/skalioz/, свободный.
- Фонарев, М. И. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях /М. И. Фонарев, Т. А. Фонарева. — Л.: Медицина, 1981. — 166с.
- Халемский Г. А. Коррекция нарушений осанки у школьников: Методические рекомендации [Текст] / Г. А. Халемский — М.: Изд-во Детство-Пресс, 2001. — 55 с.
- Халемский Г. А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки [Текст] / Г. А. Халемский, Ж. А. Лобанова, Т. И. Мартыненко и др. — М.: Изд-во Н. Ц. ЭНАС, 2001. — 5 с.