В данной статье рассказывается о пользе плавания и его влияние на формирование правильной осанки человека. Цель: изучить положительное влияние плавания на осанку занимающихся. Метод исследования: для изучения данной темы были изучены теоретический анализ, обобщение литературных источников и документов, педагогические наблюдения и эксперимент. Результаты исследования: в ходе исследования были получены результаты сдачи нормативов по плаванию и ОФП, согласно которым школьники имеют среднюю физическую подготовку. Первой причиной этого является то, что часть школьников до начала эксперимента не имели интерес к плаванию. Второе это то, что ребята в силу слабого здоровья не могут показать хорошие результаты. Вывод: таким образом, плаванию необходимо уделять внимание с раннего детства. А также необходимо обеспечить условиями для занятия плаванием не только большие города, но и маленькие города, села, ПГТ и т. д.
Ключевые слова: плавание, осанка, изучение, исследование, спорт.
Плавание имеет некоторые свои уникальные особенности в отличие от других физических упражнений. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Самовытяжение во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки. Основным стилем плавания для детей, имеющих сколиоз, является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены, а также брасс на спине. По мнению А. Ф. Каптелина [4, с.13], стили кроль и дельфин в чистом виде не могут использоваться в методиках лечебного плавания. При наличии у детей нефиксированных нарушений осанки — сутулости и круглой спине — может быть рекомендовано плавание на спине, так как разгибание в плечевых суставах способствует прогибу в грудном отделе позвоночника и растягиванию укороченных больших грудных мышц. Коррекции сутулости способствует плавание с работой ног стилем брасс [4, с.36].
Особенно хорошую нагрузку на мышцы туловища, сближающую лопатки и приближающую их к грудной клетке, создает плавание стилем баттерфляй, так как при выносе рук над поверхностью воды возникает особенно ощутимое мышечное усилие [1, с.87].
Большое внимание уделяется технике скольжения на груди и на спине с вытягиванием позвоночника в воде. Обучение плаванию следует проводить с большой осторожностью, особенное внимание уделять движению ног в способе плавания брасс. Только после того, как этот навык хорошо усвоен, постепенно переходят к освоению плавания в полной координации [3, с.62].
Возраст 7–11 лет наиболее результативен для профилактики и коррекции нарушений осанки, так как первый ростовой скачок прошел (5–7 лет), а второй (12–15) еще предстоит. Данный возраст характеризуется относительно стойким развитием опорно-двигательного аппарата, в частности позвоночника. Этот возраст (7–11 лет) является благоприятным для закладки всего спектра физических качеств и координационных способностей. Именно в этом возрасте чаще наблюдаются изменения в осанке. С другой стороны, именно в этом возрасте легче всего исправить имеющиеся нарушения осанки, так как они носят функциональный характер. Период 7–11 лет совпадает с возрастным периодом развития двигательной координации, в котором целесообразно обучение плаванию детей данного возраста [2, с.10].
С целью изучения и определения влияния занятий по плаванию на осанку у детей 7–11 лет проводились контрольно-педагогические испытания по определению уровня физической подготовленности. Нами были подобраны контрольные упражнения для исследования физической подготовленности:
- Подтягивание на перекладине. При подтягивании используется любой хват — ширина хвата в диапазоне от ширины плеч и незначительно — на 10–15 см — шире. Туловище перед началом подтягивания выпрямлено, прямые расслабленные ноги скрещены и не касаются земли. Сгибание рук производится исключительно за счет равномерного напряжения мышц. Сгибание ног и всевозможные рывки запрещаются. Высота подтягивания должна соответствовать уровню нижнего края подбородка. При опускании руки: должны полностью разгибаться.
- Сгибание туловища из положения лежа на спине с согнутыми ногами, руки за головой. В исходном положении тестируемый лежит на спине, ноги согнуты в коленях под углом 90°, Стопы поставлены на всю плоскость на ширине плеч. Руки около висков. Усилием мышц брюшного пресса туловище сгибается до вертикального по отношению к плоскости опоры положения и возвращается в исходное положение. Нижнее положение фиксируется по касанию опоры лопатками.
- В упоре лежа, руки на скамейку. Сгибание и разгибание рук. Грудью касаться скамейки, не нарушая прямой линии тела. Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий. Темп произвольный. Определяется силовая выносливость верхнего плечевого пояса.
- Ласточка. Ребенок стоит на одной ноге, вторую выпрямляет и поднимает назад до отказа, наклоняет корпус и разводит руки в стороны.
- Гибкость. Лежа на груди, поперек скамейки так, чтобы верхняя часть туловища до подвздошных гребней находилась на весу, руки на поясе (ноги удерживает человек, проводящий обследование). Главным показателем выносливости служит время удержания соответствующей позы. Определяется статическая выносливость мышц спины.
- Для определения умения плавать (предварительная проверка): предлагается проплыть 25 метров любым способом, чтобы понять уровень умения плавать, умение держаться на воде, понять приблизительную привычную технику.
Таким образом, анализ данных собственных наблюдений показал, что у большей части школьников есть предрасположенность к занятиям плаванием, желание посещать занятия в бассейне и обучаться новому. Данные выводы позволяют нам предположить, что целенаправленное применение средств начального обучения плаванию в сочетании с комплексом комбинированных упражнений общей физической подготовки в воде, связанных с развитием физических качеств, повышением эффективности обучения и формированием осанки даст возможность в процессе занятий не только овладеть навыком плавания и улучшить физическое развитие, но и исправить нарушения осанки у детей младшего школьного возраста.
Литература:
- Ашмарин, Б. А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учеб. Пособие / Б. А. Ашмарин, 2010. -297 с. — Текст: непосредственный.
- Белякова, Н. Т. Формирование осанки у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: автореферат диссертации канд. пед. наук / Н. Т. Белякова.- М.: Знание, 1968. — 18 с. — Текст: электронный.
- Гринев, В.Т., Погребной, А.И., Костюк, Ю.И., Звягинцева, Т. М. Биомеханические основы обучения плаванию / В. Т. Гринев, А. И. Погребной, Ю. И. Костюк. — Краснодар, 1990. — 81 с. — Текст: электронный.
- Каптелин, А. Ф. Восстановительное лечение при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие /А. Ф. Каптелин. — М.: Медицина, 1999. — 404 с. — Текст: электронный.