Влияние коррекционной гимнастики в воде на психомоторное развитие детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кожина, Т. С. Влияние коррекционной гимнастики в воде на психомоторное развитие детей с ОВЗ / Т. С. Кожина, К. А. Дасаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32009/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье обоснована актуальность изучения проблемы влияния коррекционной гимнастики в воде на психомоторное развитие детей с ОВЗ. Описаны этапы обучения плаванию детей, использование различных подходов и методов обучения. Наглядно отражена динамика индивидуального развития на примере двух детей. Поэтапно представлена организация обучения плаванию, которая напрямую связана с оздоровительной работой.

Ключевые слова: коррекционная гимнастика, дети с ОВЗ, индивидуально-дифференцированный подход, принцип от простого к сложному, индекс здоровья

Коррекционная гимнастика в воде является одним из основных средств коррекции в двигательной сфере, эмоционально-волевой сфере детей с ОВЗ. Именно в воде, гимнастика приобретает удивительный вид физических упражнений.

В чём же тайна воды? Все мы знаем, что вода снимает нервное напряжение, дарит радость и даёт всплеск положительных эмоций. Но есть ещё одно уникальное свойство воды — она является одним из лучших энергоинформационных носителей.

Так почему же именно вода? Почему мы используем воду на своих занятиях?

Упражнения в воде улучшают деятельность нервной системы и подвижность суставов. Значительно увеличивается легочная вентиляция, количество поглощаемого организмом кислорода. Пребывание в воде, а тем более упражнения в ней, улучшают обмен веществ в организме; давление воды на грудную клетку ребенка затрудняет вдох, что вызывает усиленную работу дыхательных мышц, способствуя их развитию, что в свою очередь, оказывает благотворное влияние на сердечно — сосудистую и нервную системы ребенка.

У нас в саду, есть уникальная возможность использовать чудесные свойства воды для коррекционной работы с детьми. Как же, это происходит на занятиях?

Обучение детей плаванию делится на несколько этапов:

1 этап — заключается в проведении упражнений на суше, имитирующих основные плавательные движения.

2 этап — освоение ребенком пребывания в воде и обучение движениям в ней.

3 этап — обучение движениям рук и ног при плавании.

4 этап — обучения полной координации плавательных движений.

Обратите внимание, что в нашем случае, мы не обучаем детей различным стилям плавания и не учим их нырять. Наша задача — это коррекция двигательной сферы, развитие эмоционально-волевой сферы, и преодоление детьми различных барьеров общения, понимания себя и других.

Коррекционная гимнастика в воде используется как продолжение целенаправленной коррекционной работы учителя-дефектолога. Основой коррекционной работы является тематический подход (лексические темы), обеспечивающий концентрированное изучение материала, а основной принцип организации работы — принцип комплексности — взаимодействие специалистов. Эта работа осуществляется в процессе каждодневных занятий, каждое из которых имеет четкую структуру.

В нашей работе используется индивидуально — дифференцированный подход, так как все дети по-разному ведут себя в воде: кто-то боится, кто-то уверен в своих силах; есть чрезмерно подвижные и наоборот — медлительные; способности и познавательные навыки у детей также разные. А научившись в воде расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

При выполнении всех упражнений мы соблюдаться принцип от простого к сложному.

На занятиях широко используются звуковые и речевые сопровождения, т. к. слова, фразы, понятия улучшают и нормализуют психологическую деятельность обучающихся, улучшают процесс восприятия и понимания речи, обогащают словарь. Занимающиеся часто теряют интерес к выполнению упражнений, поэтому необходимо использовать игровой метод, а также оценивать и фиксировать уровень овладения занимающимися упражнений по освоению с водой. Все методы обучения применяются комплексно.

Положительное влияние коррекционной гимнастики в воде, отражено в диаграммах, на примере 2-х детей. Показатели заносятся в личную карточку ребенка.

Рис. 1. динамика индивидуального развития ребенка

На конец года у Сони П. наблюдается положительная динамика, которая ярко выражена на рис.1. Соня в начале года очень боялась воды. Сейчас же, с водой она подружилась, смело и активно выполняет задания.

Рис. 2. динамика индивидуального развития ребенка

На начало года Настя не всегда понимала простейшие инструкции педагога, внимание было рассеянным, задания выполнялись, но с осторожностью. На конец года Настя стала более внимательной, выполняет простейшие инструкции.

Организация обучения плаванию, напрямую связана с оздоровительной работой, которая проводится в нашем саду. Работа эта проходит поэтапно.

На 1 этапе идёт:

– работа с родителями;

– учёт уровня состояния здоровья детей;

– учёт показания и противопоказания занятий в воде.

На основе этого формируются группы для занятий, с учётом уровня состояния здоровья детей, который отражён на рис.3.

Рис. 3.Статистические данные по группам здоровья детей

На 2 этапе, происходит непосредственная работа по выполнению коррекционной гимнастики в воде.

3 этап — мониторинг: физического состояния, уровня плавательных навыков и уровня заболеваемости, который отражен на рис.1. и рис.2.

Рис. 4. Статистические данные по заболеваемости

Как видно из данного рисунка, уровень заболеваемости снизился.

Рис. 5. Индекс здоровья

Показатель индекса здоровья за 3 года значительно увеличился.

Таким образом, недостатки психомоторного развития детей с ОВЗ существенно сглаживаются под влиянием комплексной коррекционно-воспитательной работы, систематически осуществляемой в ДОО.

Основные термины (генерируются автоматически): вод, коррекционная гимнастика, ребенок, этап, двигательная сфера, индивидуальное развитие ребенка, коррекционная работа, нервная система, оздоровительная работа, психомоторное развитие детей.


Ключевые слова

дети с ОВЗ, коррекционная гимнастика, индивидуально-дифференцированный подход, принцип от простого к сложному, индекс здоровья

Похожие статьи

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Особенности интерпретации проективного теста «Рисунок семьи» у младших школьников с нарушением слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, специфика интерпретации рисуночных тестов у младших школьников с нарушением слуха. Кратко описываются особенности высших психических функций у глухих и слабослышащих детей, расс...

Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте

В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...

Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения

В статье раскрыты понятия индивидуальный подход и дифференцированный подход, понятие общей и мелкой моторики. Представлен материал, отражающий особенности моторного развития слабовидящих детей, результаты экспериментального изучения мелкой моторики р...

Формирование социально-эмоционального интеллекта у старших дошкольников посредством сказкотерапии с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича

В данной статье рассматриваются определяющие составные социального и эмоционального интеллекта, их структурные особенности и связь между ними. Определена важная роль в формировании социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста поср...

Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ

Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...

Организация изобразительной деятельности слабовидящих детей в теории и практике специального образования

В статье описываются особенности изобразительной деятельности детей с пониженным зрением или с пограничным зрением между слабовидением и нормой (III категория). Приведены программы по изобразительному искусству для обучения изобразительному искусству...

Социализация ребенка с ОВЗ в группе через формирование толерантного отношения дошкольников к людям с ОВЗ

Рассматривается социализация особой категории детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Авторы уделяют внимание толерантности дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья. Описана ко...

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной...

Похожие статьи

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Особенности интерпретации проективного теста «Рисунок семьи» у младших школьников с нарушением слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, специфика интерпретации рисуночных тестов у младших школьников с нарушением слуха. Кратко описываются особенности высших психических функций у глухих и слабослышащих детей, расс...

Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте

В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...

Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения

В статье раскрыты понятия индивидуальный подход и дифференцированный подход, понятие общей и мелкой моторики. Представлен материал, отражающий особенности моторного развития слабовидящих детей, результаты экспериментального изучения мелкой моторики р...

Формирование социально-эмоционального интеллекта у старших дошкольников посредством сказкотерапии с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича

В данной статье рассматриваются определяющие составные социального и эмоционального интеллекта, их структурные особенности и связь между ними. Определена важная роль в формировании социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста поср...

Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ

Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...

Организация изобразительной деятельности слабовидящих детей в теории и практике специального образования

В статье описываются особенности изобразительной деятельности детей с пониженным зрением или с пограничным зрением между слабовидением и нормой (III категория). Приведены программы по изобразительному искусству для обучения изобразительному искусству...

Социализация ребенка с ОВЗ в группе через формирование толерантного отношения дошкольников к людям с ОВЗ

Рассматривается социализация особой категории детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Авторы уделяют внимание толерантности дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья. Описана ко...

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной...

Задать вопрос