В данной статье обоснована актуальность изучения проблемы влияния коррекционной гимнастики в воде на психомоторное развитие детей с ОВЗ. Описаны этапы обучения плаванию детей, использование различных подходов и методов обучения. Наглядно отражена динамика индивидуального развития на примере двух детей. Поэтапно представлена организация обучения плаванию, которая напрямую связана с оздоровительной работой.
Ключевые слова: коррекционная гимнастика, дети с ОВЗ, индивидуально-дифференцированный подход, принцип от простого к сложному, индекс здоровья
Коррекционная гимнастика в воде является одним из основных средств коррекции в двигательной сфере, эмоционально-волевой сфере детей с ОВЗ. Именно в воде, гимнастика приобретает удивительный вид физических упражнений.
В чём же тайна воды? Все мы знаем, что вода снимает нервное напряжение, дарит радость и даёт всплеск положительных эмоций. Но есть ещё одно уникальное свойство воды — она является одним из лучших энергоинформационных носителей.
Так почему же именно вода? Почему мы используем воду на своих занятиях?
Упражнения в воде улучшают деятельность нервной системы и подвижность суставов. Значительно увеличивается легочная вентиляция, количество поглощаемого организмом кислорода. Пребывание в воде, а тем более упражнения в ней, улучшают обмен веществ в организме; давление воды на грудную клетку ребенка затрудняет вдох, что вызывает усиленную работу дыхательных мышц, способствуя их развитию, что в свою очередь, оказывает благотворное влияние на сердечно — сосудистую и нервную системы ребенка.
У нас в саду, есть уникальная возможность использовать чудесные свойства воды для коррекционной работы с детьми. Как же, это происходит на занятиях?
Обучение детей плаванию делится на несколько этапов:
1 этап — заключается в проведении упражнений на суше, имитирующих основные плавательные движения.
2 этап — освоение ребенком пребывания в воде и обучение движениям в ней.
3 этап — обучение движениям рук и ног при плавании.
4 этап — обучения полной координации плавательных движений.
Обратите внимание, что в нашем случае, мы не обучаем детей различным стилям плавания и не учим их нырять. Наша задача — это коррекция двигательной сферы, развитие эмоционально-волевой сферы, и преодоление детьми различных барьеров общения, понимания себя и других.
Коррекционная гимнастика в воде используется как продолжение целенаправленной коррекционной работы учителя-дефектолога. Основой коррекционной работы является тематический подход (лексические темы), обеспечивающий концентрированное изучение материала, а основной принцип организации работы — принцип комплексности — взаимодействие специалистов. Эта работа осуществляется в процессе каждодневных занятий, каждое из которых имеет четкую структуру.
В нашей работе используется индивидуально — дифференцированный подход, так как все дети по-разному ведут себя в воде: кто-то боится, кто-то уверен в своих силах; есть чрезмерно подвижные и наоборот — медлительные; способности и познавательные навыки у детей также разные. А научившись в воде расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
При выполнении всех упражнений мы соблюдаться принцип от простого к сложному.
На занятиях широко используются звуковые и речевые сопровождения, т. к. слова, фразы, понятия улучшают и нормализуют психологическую деятельность обучающихся, улучшают процесс восприятия и понимания речи, обогащают словарь. Занимающиеся часто теряют интерес к выполнению упражнений, поэтому необходимо использовать игровой метод, а также оценивать и фиксировать уровень овладения занимающимися упражнений по освоению с водой. Все методы обучения применяются комплексно.
Положительное влияние коррекционной гимнастики в воде, отражено в диаграммах, на примере 2-х детей. Показатели заносятся в личную карточку ребенка.
Рис. 1. динамика индивидуального развития ребенка
На конец года у Сони П. наблюдается положительная динамика, которая ярко выражена на рис.1. Соня в начале года очень боялась воды. Сейчас же, с водой она подружилась, смело и активно выполняет задания.
Рис. 2. динамика индивидуального развития ребенка
На начало года Настя не всегда понимала простейшие инструкции педагога, внимание было рассеянным, задания выполнялись, но с осторожностью. На конец года Настя стала более внимательной, выполняет простейшие инструкции.
Организация обучения плаванию, напрямую связана с оздоровительной работой, которая проводится в нашем саду. Работа эта проходит поэтапно.
На 1 этапе идёт:
– работа с родителями;
– учёт уровня состояния здоровья детей;
– учёт показания и противопоказания занятий в воде.
На основе этого формируются группы для занятий, с учётом уровня состояния здоровья детей, который отражён на рис.3.
Рис. 3.Статистические данные по группам здоровья детей
На 2 этапе, происходит непосредственная работа по выполнению коррекционной гимнастики в воде.
3 этап — мониторинг: физического состояния, уровня плавательных навыков и уровня заболеваемости, который отражен на рис.1. и рис.2.
Рис. 4. Статистические данные по заболеваемости
Как видно из данного рисунка, уровень заболеваемости снизился.
Рис. 5. Индекс здоровья
Показатель индекса здоровья за 3 года значительно увеличился.
Таким образом, недостатки психомоторного развития детей с ОВЗ существенно сглаживаются под влиянием комплексной коррекционно-воспитательной работы, систематически осуществляемой в ДОО.