В статье поднимаются актуальные вопросы влияния оздоровительного плавания на физическое развитие и здоровье детей 9–10 лет. Рассматривается польза плавания для школьников. В статье рассматривается влияние плавания на нервную и сердечно-сосудистую и другие системы. В процессе исследования использовались такие методы, как: теоретический анализ научно-методической литературы, оценка физического развития школьников, педагогическое наблюдение и методы математической статистики. В результате педагогического эксперимента установлено, что занятия плаванием укрепляют здоровье детей и повышают физическое развитие.
Ключевые слова: оздоровительное плавание, физическое развитие, школьники 9–10 лет, физическое воспитание.
The article raises topical issues of the influence of health swimming on the physical development and health of children aged 9–10. The benefits of swimming for schoolchildren are considered. The article examines the influence of swimming on the nervous, cardiovascular and other systems. The following methods were used in the study: theoretical analysis of scientific and methodological literature, assessment of the physical development of schoolchildren, pedagogical observation and methods of mathematical statistics. As a result of the pedagogical experiment, it was established that swimming strengthens children's health and improves physical development.
Keywords: health swimming, physical development, schoolchildren 9–10 years old, physical education.
Проблематика влияния спортивных мероприятий на детский организм остаётся важнейшим вопросом физического воспитания подрастающего поколения, и потому важно отслеживать динамику влияния водных процедур на здоровье детей. Так как постоянное движение является естественной важной потребностью организма человека, то вопрос о плавании занимает столь же важное место, как и любой вид спортивной оздоровительной деятельности. Избыток или недостаток движения — причина многих заболеваний. Движение как активная деятельность необходимо является естественной потребностью организма любого человека и в особенности — детей. Избыток или недостаток движения может стать одной из причин заболевания.
Для формирования положительного отношения к плаванию, необходимо обучать упражнениям в воде, прививать положительное отношение к водным процедурам. Но каково положительное, оздоровительное влияние плавания на детский организм?
— Улучшение сердечно-сосудистой системы организма
Благодаря постоянному движению и напряжению мышц, мускулов Сердце быстрее начинает прогонять кровь по телу, насыщенную кислородом, затем к внутренним органам, и к головному мозгу. При плавательных движениях происходит давление воды, от чего и благодаря чему все мышцы начинают усиленнее работать в воде, заставляют дыхание глубже, интенсивнее и в полную силу вбирать воздух при выныривании из воды. Так же необходимо остановиться на изменениях в крови. Это серьёзно влияет на дыхательную систему, которая по-своему особенна у детей в виду узких дыхательные путей, большого количества в слизистых и стенках путей кровеносных, лимфатических сосудов, а также возможность возникновения воспалительных процессов с возникновением инфекций из-за ранимости слизистых оболочек.
При нахождении ученика в воде у него увеличивается количество форменных элементов в крови: эритроцитов, лейкоцитов, а также гемоглобина. Необходимо помнить о том, что нагрузку на сердце во время плавания можно произвольно дозировать, то есть равномерно распределять и этим использовать занятия плаванием как эффективный вид лечебной физической культуры для тех, у кого ослаблена сердечная деятельность. Систематические занятия плаванием способствуют улучшению терморегуляции, увеличению интенсивности кровотока и укреплению сердечных мышц. Умеренные плавательные нагрузки благотворно воздействуют на нервную систему, «снимая» утомление, улучшая сон и повышая после тренировок работоспособность.
— Повышение выносливости мышечной системы
Плавательные движения можно совершать при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, при этом вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Когда напряжены крупные мышцы, мелкие расслаблены, затем наоборот, таким образом, они чередуются, и мышцы не устают. Развивают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений. Они также своевременно формируют «мышечный корсет». Вовремя непосредственно плавания тело продолжительно находится в горизонтальном положении, благодаря чему сила воды может удерживает человека на поверхности, что очень благоприятно для позвоночника, на него не давит вес тела, позвоночник расслаблен и выпрямлен, это создает условия для правильной и красивой осанки, предупреждая искривления позвоночника. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.
Поэтому для развития мышечной системы занятия плаванием очень благоприятны, так как работают все мышцы, что не встречается в других видах спорта. Благодаря этому мышцы ребёнка становится способными выдерживать сильные интенсивные нагрузки и позволяет телу быть значительно выносливее и крепче.
— Влияние на нервную систему
Важно помнить, что вода, действуя на кожные рецепторы, многократно повышает электрическую активность нейронов головного мозга, заставляя нервные клетки работать интенсивнее и сильнее. Плавание оказывает уравновешивающее действие на автономную нервную систему ребенка, умерено снижая тонус ее симпатического отдела и повышая активность парасимпатического. Это приводит к нормализации деятельности нервной системы, дыхательной (повышая активность дыхательного центра), пищеварительной систем. Систематическое пребывание в воде во время занятий плаванием оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему, повышая эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий и спокойный сон. Крепкий сон же улучшает стрессоустойчивость психики ребёнка.
— Психологический эффект
На занятиях по плаванию закрепляются уже имеющиеся у детей умения и навыки в беге, прыжках, ходьбе, так как упражнения, проводимые в воде, на начальном этапе обучения почти полностью повторяют упражнения и подвижные игры, выполняемые ими, например, в зале. Но основной задачей занятий плаванием является формирование нового навыка — скольжения на воде. Этот навык — базовое движение в плавании, а его формирование во многом зависит от развития двигательных способностей, среди которых ведущее место занимают гибкость, координация движений, мышечная сила и выносливость в мышечной работе. В процессе занятий плаванием дети обогащаются не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным, спортивным, укрепляют навыки общения, что формирует у них уверенность в своих силах.
— Улучшение терморегуляции тела
При вхождении в холодную воду ребенок делает глубокий вдох, что способствует усилению кровообращения. Кожа охлаждается, происходит сужение сосудов и перераспределение крови в кровеносной системе: кровь оттекает от поверхностных сосудов, что уменьшает теплоотдачу. Через некоторое время организм приспосабливается к пониженной температуре, сосуды снова расширяются и повышается температура тела. В результате регулярных занятий плаванием и постепенного снижения температуры воды от занятия к занятию время приспособительной реакции детей уменьшается, тем самым вызывая эффект закаливания. Закалённые дети быстрее приспосабливаются к изменяющимся условиям внешней среды, а, следовательно, его организм становится более устойчивым к простудным заболеваниям.
— Общая польза от занятий плаванием
Выводя пользу вообще, в целом для организма от плавания, можно сделать такие выводы: регулярное и постоянное занятие плаванием позволяет организму ребёнка, его телу, психике оставаться в полной мере здоровыми и работоспособными.
Чтобы доказать приведенные выше аргументы было проведено научное исследование, в котором приняло участие 3 спортсмена, занимающегося плаванием 3 раза в неделю по 45 минут — экспериментальная группа 1, и 3 спортсмена не занимающихся спортом вовсе — экспериментальная группа 2. Все испытуемые прошли обследование на физическое развитие, в которых были следующие показатели: рост (см), вес (кг), ЖЕЛ (литр). Также среди школьников была проведена сдача нормативов по физической подготовке. В контрольный тест были включены следующие нормативы: челночный бег 3*10 (сек), прыжок в длину с места (см), подъем и опускание туловища из положения лежа на спине за 30 сек (раз)
Далее проведены результаты исследования.
Таблица 1
Сравнение физического развития и физической подготовленности у ЭГ1 и ЭГ2
Показатели |
Экспериментальная группа 1 |
Экспериментальная группа 2 |
||||
Испыт. № 1 |
Испыт. № 2 |
Испыт. № 3 |
Испыт. № 1 |
Испыт. № 2 |
Испыт. № 3 |
|
Физическое развитие |
||||||
Рост (см) |
132 |
131.5 |
131 |
130 |
129 |
128 |
Вес (кг) |
31 |
28 |
28 |
30 |
28 |
27 |
ЖЕЛ (литр) |
1,3 |
1,5 |
1,25 |
0,85 |
0,95 |
0,9 |
Физическая подготовленность |
||||||
Челночный бег 3*10 (сек) |
9.06 |
9.19 |
9.15 |
9.25 |
9.2 |
9.36 |
Прыжок в длину с места (см) |
145 |
130 |
129 |
120 |
125 |
118 |
Подъем и опускание туловища из положения лежа на спине за 30 сек (раз) |
31 |
29 |
29 |
25 |
26 |
15 |
Исходя из таблицы 1, можно заметить, что рост и вес у испытуемых в обеих группах в среднем составляет одинаковые показатели, а вот жизненный объем легких в экспериментальной группе 1 в среднем больше на 0,45 литра, чем в экспериментальной группе 2. Это говорит о том, что у детей улучшается дыхательный ритм, дыхание становится более глубоким, что способствует увеличению ЖЕЛ.
Среднее значение показателей челночного бега у детей из ЭГ1 составляет примерно 9,1, в то время когда у ЭГ2 этот критерий составил 9,27. Данные результаты говорят о том, что у школьников, посещающих секции по плаванию более хорошо развиты координация движений, выносливость и ловкость. ЭГ1 выполнила норматив «прыжок в длину с места» лучше, чем ЭГ2 на 13,6 см, а норматив «подъем и опускание туловища в положении лежа за 30 сек» на 7,6 раза.
Заключение
В процессе педагогического эксперимента и анализа полученных данных было отмечено, что более физически развитыми являются школьники, ходившие на секции по плаванию. Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению ряда качеств движений, необходимых ему в повседневной жизни. Занятия плаванием способствует развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость, является эффективным средством воспитания, повышения работоспособности, удовлетворения двигательных потребностей.
Литература:
- Аксельрод С. Л. Спорт и здоровье / С. Л. Аксельрод. — М.: Просвещение, 1987. — 128 с.
- Амосов Н. М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 64 с.
- Амосов Н. М. Физиологическая активность и сердце / Н. М. Амосов, Я. А. Бендет. — Киев: Здоровье, 1989. — 212 с. ISBN 5–311–00360-Х.
- Баршай В. М. Физкультура в школе и дома / В. М. Баршай. — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 246 с. ISBN 5–222–01664–1.
- Белов В. И. Энциклопедия здоровья: молодость до ста лет / В. И. Белов. — М.: Химия, 1994. — 399 с. ISBN 5–7245–0997–0.
- Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 206 с. ISBN 5–278–00214-X.