Особенности регионального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд на примере Санкт-Петербурга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 04.02.2022

Статья просмотрена: 177 раз

Библиографическое описание:

Амбросов, А. И. Особенности регионального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд на примере Санкт-Петербурга / А. И. Амбросов, С. В. Пискунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88577/ (дата обращения: 24.07.2024).



В статье рассматриваются особенности регионального законодательства (на примере Санкт-Петербурга), сформированного с целью восполнения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Ключевые слова: региональное законодательство, государственные закупки, контрактные отношения, закупки, государственные нужды.

Сфера государственных закупок — это «мейнстрим» настоящего времени в контексте симбиоза права, экономики и ИТ-сферы. Институт государственных закупок получил свой старт в 1997 году, устремился в направлении расширения по мере того, как отечественные и зарубежные учёные в области права, государственного управления, финансов, менеджмента и информационных технологий направили свои знания на исследование новой сферы общественных отношений, которая тесно связана не только с политической и экономической жизнью нашего государства, но и с проблемами социальной интеграции, экономической устойчивости и роста. Институт государственных закупок стал инструментом освоения бюджетных денежных средств и занял особое место в современном государственном строительстве, как одна из шестеренок в механизме государственного управления. При помощи закупок удовлетворяются общественные потребности, реализуется приоритетная политика государства и муниципальных образований, что определяет значимость и актуальность текущего и предстоящих исследований.

Региональное законодательство или законодательство субъектов Российской Федерации, как и институт государственных (муниципальных) закупок, относительно молодой социально-правовой феномен, который берёт свою отправную точку в 1990 году в период суверенитизации субъектов, однако правовое закрепление наступает в 1993 году принятием Конституции России.

Роль регионального законодательства — дополнить законодательство федерального уровня, следовательно, региональное законодательство в сфере осуществления государственных закупок товаров, работ, услуг (далее — ТРУ) — это «надстройка», цель которой — реализация положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закона № 44-ФЗ) на территории отдельного региона [2].

В Санкт-Петербурге основным региональным нормативным документом, принятым в порядке, установленном частью 3 статьи 2 Закона № 44-ФЗ, является постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1095 «О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга» (далее — Постановление № 1095) [3].

По структуре Постановление № 1095 состоит из двух положений и восьми приложений, что сопровождается сложной для восприятия структурой ввиду перегруженности отдельными приложениями. Вместе с тем необходимо отметить, что содержание Постановления № 1095 носит восполнительный характер и не дублирует положения Закона № 44-ФЗ. Однако ряд положений Постановления № 1095 носит исключительный характер и не встречается в других регионах (например, Реестр конечных каталожных наименований (ККН) или реестр товаров для обеспечения нужд Санкт-Петербурга).

Интересным представляется путь, который избрал Санкт-Петербург в направлении выстраивания своей как нормативной, так и программно-информационной политики в направлении осуществления государственных закупок. Постановление № 1095 — это своего рода «Закон № 44-ФЗ» только регионального уровня, а Автоматизированная информационная система государственных закупок Санкт-Петербурга (далее — АИС ГЗ) — это «региональная единая информационная система в сфере закупок» (далее — ЕИС).

АИС ГЗ выступает посредником между заказчиком и ЕИС, а его база данных интегрирована с другими автоматизированными системами

Санкт-Петербурга (например, с автоматизированной информационной системой бюджетного процесса — Электронное Казначейство (АИС БП-ЭК)), что способствует достижению ключевых характеристик контрактной системы: доступность и прозрачность данных, единство контрактной системы, конкурентные условия и профессионализм заказчиков.

Положение об АИС ГЗ и порядок работы с системой заказчиками Санкт-Петербурга устанавливает постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.12.2019 № 1032 (далее — Постановление № 1032) [4].

Постановление № 1032 утверждает Положение об АИС ГЗ, которое регламентирует состав и описание модульных блоков АИС ГЗ, порядок доступа и работы с информацией, содержащейся в базах данных АИС ГЗ. Необходимо отметить, что общие требования к АИС ГЗ и его функционал выстроены в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Вся система АИС ГЗ включает в себя: Портал 44 (предназначенный для осуществления закупок в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ); Портал 223 (предназначенный для осуществления закупок в соответствии с положениями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») [1]; Электронный магазин (предназначен для осуществления неконкурентных закупок в соответствии с положениями пунктов 4, 5 и 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ); АИП (модуль, разработанный для автоматизации процессов, связанных с адресной инвестиционной программой Санкт-Петербурга); ППР АЦГЗ (аналитический центр для мониторинга и контроля закупок ТРУ); ППР Регламентные отчёты (формирование структурированных отчётов по заданным критериям сортировки данных).

Также АИС ГЗ включает в себя множество вспомогательных инструментов для работы заказчиков Санкт-Петербурга: пять реестров (заказчиков, поставщиков, контрактов, план-графиков закупок ТРУ и товаров); справочник конечных каталожных наименований (ККН); каталог товаров, работ, услуг (КТРУ); правила нормирования; справочник Международных непатентованных наименований (МНН); библиотека типовых контрактов (типовых условий) и др.

Уполномоченным органом государственной власти Санкт-Петербурга, ответственным за функционирование АИС ГЗ, а также за реализацию политики в сфере закупок ТРУ для обеспечения нужд Санкт-Петербурга, координацию деятельности заказчиков Санкт-Петербурга (в соответствии с пунктом 3 Постановления № 1095), назначен Комитет государственного заказа Санкт-Петербурга (КГЗ СПб). В ходе осуществления своей деятельности КГЗ СПб принимает нормативные документы, направленные на восполнение федерального и регионального законодательства в сфере закупок ТРУ, а также направленные на реализацию полномочий, которыми его наделяет Постановление № 1095.

Анализ регионального законодательства в сфере закупок ТРУ для государственных нужд показал, что Санкт-Петербург пошёл по самостоятельному пути выстраивания системы государственных закупок. На сегодняшний день сформирована обширная нормативно правовая база, которая насчитывает более 100 документов, направленных на воплощение правовых принципов, заложенных федеральным законодателем в Законе № 44-ФЗ. Так, основная масса региональных документов принимаются с целью реализации отдельных положений Закона № 44-ФЗ, однако необходимо отметить, что такая тенденция наблюдается преимущественно в отношении норм Закона № 44-ФЗ (в сравнении с родственным Законом № 223-ФЗ).

Представляется возможным заключить, что в Санкт-Петербурге сформировалась достаточно слаженная система осуществления государственных закупок как на правовом, так и организационном уровне, однако среди правоприменителей имеет место точка зрения в отношении несогласованности отельных нормативных документов с положениями Закона № 44-ФЗ. Например предлагается пересмотреть порядок оценки исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга [5] по показателю 3.5, так как действующая редакция противоречит положению статьи 46 Закона № 44-ФЗ, которая устанавливает запрет на проведение переговоров с участником закупки, однако необходимость достижения установленного значения в 75 % фактически заставляет заказчиков вступать в контакт с участниками особой закупки с целью достижения более высокого балла по показателю, что наглядно демонстрирует необходимость продолжения системной работы в направлении совершенствования и приведения в соответствие с федеральным законодательством региональной системы закупок ТРУ для обеспечения нужд Санкт-Петербурга.

Литература:

  1. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СЗ РФ. 2011. № 30 (часть I). Ст. 4571.
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
  3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1095 «О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга» // Оф. сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 14.01.2014.
  4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.12.2019 № 1032 «О государственной информационной системе Санкт-Петербурга «Автоматизированная информационная система государственных закупок Санкт-Петербурга» // Оф. сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 20.01.2020.
  5. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 09.02.2017 № 9-рп «Об утверждении Порядка оценки эффективности деятельности заказчиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга» // Оф. документ опубликован не был.
Основные термины (генерируются автоматически): региональное законодательство, Санкт-Петербург, контрактная система, закупка, сфера закупок, автоматизированная информационная система, государственное управление, обеспечение нужд Санкт-Петербурга, постановление Правительства Санкт-Петербурга, сфера закупок товаров.


Похожие статьи

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для...

 В статье рассмотрены основные проблемы контрактной системы в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нормативно — правовой основы регулирования государственных и муниципальных закупок.

Проблемные вопросы единой информационной системы...

Единая информационная система в сфере закупок является одним из видов государственных информационных ресурсов для обеспечения управленческой деятельности органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок.

Правовые пробелы, существующие при заключении и исполнении...

 Система закупок (размещения заказов) для обеспечения государственных, муниципальных нужд, существует в современной России не один

Несмотря на то, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для...

История развития контрактной системы закупок для...

В статье определяется развитие контрактной системы закупок для государственных нужд.

Контрактная система на территории России начала развиваться еще в XVI в. Первый документ, который содержал сведения о закупках для обеспечения Российского государства был создан...

Теоретические основы развития закупок для государственных...

Система государственных закупок играет очень важную роль в развитии экономики государства в целом. От того с какой эффективностью государство производит закупку товаров работ и услуг для своих нужд, зависят многие показатели, в том числе и эффективность...

Актуальные проблемы контрактной системы в сфере публичных...

 Статья посвящена решению основных проблем контрактной системы в сфере публичных закупок. Контрактная система в сфере публичных закупок заключается в создании единых условий в целях обеспечения конкуренции участников данного процесса.

Предпосылки и перспективы развития законодательства в сфере...

Сидорович А. Р. Новации законодательства в сфере государственных закупок: ключевые аспекты Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / А. Р. Сидорович...

Планирование закупок для государственных и муниципальных...

Планы закупок регулируются ст. 17 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно ч. 1 ст. 17 вышеуказанного закона такие...

Совершенствование механизмов внутреннего государственного...

сфера закупок, контрактная система, Федеральное казначейство, Забайкальский край, сфера закупок товаров, Российская Федерация, мероприятие, орган контроля, национальный проект...

Похожие статьи

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для...

 В статье рассмотрены основные проблемы контрактной системы в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нормативно — правовой основы регулирования государственных и муниципальных закупок.

Проблемные вопросы единой информационной системы...

Единая информационная система в сфере закупок является одним из видов государственных информационных ресурсов для обеспечения управленческой деятельности органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок.

Правовые пробелы, существующие при заключении и исполнении...

 Система закупок (размещения заказов) для обеспечения государственных, муниципальных нужд, существует в современной России не один

Несмотря на то, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для...

История развития контрактной системы закупок для...

В статье определяется развитие контрактной системы закупок для государственных нужд.

Контрактная система на территории России начала развиваться еще в XVI в. Первый документ, который содержал сведения о закупках для обеспечения Российского государства был создан...

Теоретические основы развития закупок для государственных...

Система государственных закупок играет очень важную роль в развитии экономики государства в целом. От того с какой эффективностью государство производит закупку товаров работ и услуг для своих нужд, зависят многие показатели, в том числе и эффективность...

Актуальные проблемы контрактной системы в сфере публичных...

 Статья посвящена решению основных проблем контрактной системы в сфере публичных закупок. Контрактная система в сфере публичных закупок заключается в создании единых условий в целях обеспечения конкуренции участников данного процесса.

Предпосылки и перспективы развития законодательства в сфере...

Сидорович А. Р. Новации законодательства в сфере государственных закупок: ключевые аспекты Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / А. Р. Сидорович...

Планирование закупок для государственных и муниципальных...

Планы закупок регулируются ст. 17 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно ч. 1 ст. 17 вышеуказанного закона такие...

Совершенствование механизмов внутреннего государственного...

сфера закупок, контрактная система, Федеральное казначейство, Забайкальский край, сфера закупок товаров, Российская Федерация, мероприятие, орган контроля, национальный проект...

Задать вопрос