В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием банков в контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Производятся классификация и исследование механизмов участия банков в контрактной системе с учетом сложившегося правового регулирования.
Ключевые слова: банк, банковское сопровождение контракта, контрактная система, финансовые услуги
Контрактная система закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд играет важную роль в развитии отечественной экономики. Поэтому ее функционирование не может не затрагивать деятельность банков.
1 января 2014 года в силу вступил Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — Закон № 44-ФЗ). Его принятие не только существенно изменило систему государственных и муниципальных закупок, но и повлияло на функционирование всей отечественной экономики.
Отметим, что для науки экономическая сущность проблем контрактной системы представляет, как минимум, не меньший интерес, нежели правовая сущность. [2; С. 3]
На основании вышесказанного, необходимо проанализировать роль банков в рамках контрактной системы в сфере закупок, установив механизмы их участия в ней.
Важно отметить, что отдельные нормы Закона № 44-ФЗ связаны с регулированием деятельности банков. В первую очередь, это нормы о банковском сопровождении контрактов (статья 35 Закона № 44-ФЗ). Согласно указанной статье Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.
Случаи осуществления банковского сопровождения контрактов согласно указанной статье определяют в пределах своих предметов ведения Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация.
Также необходимо упомянуть содержащиеся в Законе № 44-ФЗ правовые нормы об обеспечении исполнения контракта в форме банковской гарантии.
Важно отметить, что общий объем выдаваемых банковских гарантий составляет более чем одну третью от общего объема закупок. [1; С. 8] Данный факт красноречиво свидетельствует о важном значении банковского сектора в существовании и работе отечественной контрактной системы.
Определение банковской гарантии в контрактной системе следующее: это обязательство, выданное банком по просьбе поставщика товаров, работ или услуг, государственному или муниципальному заказчику, по которому гарант (банк) обязуется произвести бенефициару (заказчику) платеж в случае ненадлежащего исполнения принципалом (поставщиком) условий контракта. [1; С. 3]
Банковская гарантия представляет собой способ обеспечения исполнения обязательств. В контрактной системе ее роль очевидна: выступать в качестве способа гарантирования государством надлежащего исполнения контрактов, по которым закупаются товары, работы и услуги для государственных и муниципальных нужд.
Отличительной особенностью банковской гарантии от иных способов обеспечения исполнения обязательств (включая также предусмотренное в Законе № 44-ФЗ внесение денежных средств на счет заказчика) является наличие особого субъекта (банка).
Следует отметить, что хотя банковские гарантии и являются широко распространенным способом обеспечения исполнения контракта, практика их применения в рамках контрактной системы выявила определенные сложности. Так, в научной литературе обращается внимание на ряд практических проблем, осложняющих выдачу банковских гарантий участникам закупочных процедур в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Среди таковых перечисляются:
- Низкий уровень заинтересованности представителей банковского сектора в предоставлении банковских гарантий в связи с существованием более прибыльных вариантов использования средств.
- Наличие строгих требований к получателям банковских гарантий, установленных Центральным банком РФ.
- Неготовность банков обслужить поток желающих получить банковские гарантии в целях участия в закупочных процедурах.
- Неравномерное территориальное развитие инфраструктуры некоторых банков. [5; С. 122]
Таким образом, банковские гарантии хотя и значимы с точки зрения функционирования контактной системы, однако не являются при этом безупречно действующим на практике механизмом обеспечения исполнения государственных и муниципальных контрактов.
Помимо прочих, следует выделить еще одно направление деятельности банков, регулируемое нормативными актами в сфере контрактной системы. А именно, согласно Постановлению Правительства РФ № 901 от 10.10.2013 «О требованиях к финансовой устойчивости банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, и требованиях к условиям договоров о ведении счетов, заключаемых оператором электронной площадки с банком, для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок», существуют требования к финансовой устойчивости банков, в которых операторы электронных площадок обязаны открывать счета для учета средств, которые вносятся участниками закупок для обеспечения своих заявок. Указанное Постановление принято для минимизации рисков в финансовой сфере. [3; С. 244–249]
Среди требований, перечисленных в указанном Постановлении, особо отметим следующие:
- Банк должен участвовать в системе обязательного страхования вкладов физических лиц.
- Банку не должно быть запрещено Центральным банком РФ отрывать счета и вклады физических лиц.
- На последнюю отчетную дату банк должен иметь собственные средства в размере не менее чем 15 млрд. рублей.
Также отметим, что в научной литературе обращается внимание на тот факт, что Постановление устанавливает требования к условиям договоров между банком и электронной площадкой. [4; С. 28] Данное обстоятельство обусловлено необходимостью обеспечить эффективную работу банков и гарантировать их ответственность за функционирование счетов, открываемых для электронных площадок.
Отметим также, что распространенной в последние годы стала практика закупки финансовых услуг по предоставлению кредитов субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. В таких закупках банки участвуют с целью стать исполнителями по контрактам на оказание финансовых услуг. Задача банка, в зависимости от способа проведения закупки, или предложить наиболее выгодную цену своих услуг, или цену и иные условия оказания услуг, которые в совокупности будут наиболее выгодны для заказчика.
Отметим также, что закупки могут осуществляться заказчиками с привлечение кредитных средств банков, что также делает банки заинтересованными в механизмах и результатах проведения закупок для государственных и муниципальных нужд.
Например, А. И. Мифтахов отмечает, что в соответствии с Законом № 44-ФЗ осуществляются закупки в рамках проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства через федеральные целевые программы и с привлечением кредитных ресурсов Внешэкономбанка. [6; С. 76]
Таким образом, Закон № 44-ФЗ в совокупности с другими нормативными правовыми актами предусматривает широкий спектр механизмов участия банков в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Полагаем, что можно выделить следующие такие механизмы:
- Банковское сопровождение государственных и муниципальных контрактов.
- Выдача банковских гарантий как способ обеспечения исполнения контрактов поставщикам (подрядчиками, исполнителями).
- Открытие счетов в целях функционирования электронных торговых площадок, работающих в рамках контрактной системы.
- Участие в качестве исполнителей в закупках финансовых услуг (в первую очередь, услуг по предоставлению кредитов) для государственных и муниципальных нужд.
- Кредитное финансирование закупок для государственных и муниципальных нужд.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что банки занимают важное место в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Они не только обеспечивают ее деятельность, но и принимают активное участие в ее функционировании.
Литература:
- Дегтяренко, К. Н. Роль банковской гарантии в сфере госзаказа / К. Н.Дегтяренко, А. В. Матвеев// APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. — № 3. — 2015. — С. 1–10.
- Демин, А. А. Институциональные преобразования системы размещения государственного заказа в Россиигосзаказа / А. А. Демин, Н. К. Демина // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. — № 1. — 2008. — С. 2–22.
- Зинчик, Н. С. Налоговое стимулирование как инструмент повышения инвестиционной активности промышленных предприятий // Вестник ИНЖЭКОНА. — № 7 (42). — 2010. — С. 244–249.
- Крылова, Е. Б. Отдельные аспекты финансирования государственных и муниципальных закупок в России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — № 2–1 (22). — Т. 6. — 2015. — С. 24–29.
- Мельников, В. В. Применение банковской гарантии как инструмента обеспечения участия в процедурах государственных закупок / В. В. Мельников, В. А. Тюрина // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). — № 3. –Т. 5. — 2014. — С. 116–123.
- Мифтахов, А. И. Специфика использования государством банковских механизмов финансирования // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — № 7–8 (51). — 2015. — С. 74–78.