Статья посвящена рассмотрению особенностей правового регулирования договора поставки для государственных и муниципальных нужд. Автор рассматривает понятие договора поставки для государственных и муниципальных нужд, а также способы регулирования таких договоров с точки зрения действующего российского законодательства.
Ключевые слова: договор поставки для государственных и муниципальных нужд, государственные закупки, правовое регулирование, законодательство.
Роль государственных и муниципальных закупок в функционировании государства весьма высока, так как, исходя из определения данного термина — это приобретение товаров и услуг, а также выполнение работ для государственных или муниципальных нужд.
Система государственных (муниципальных) закупок — это комплексная система обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах как отдельно взятого учреждения, так и нужд государства, субъекта федерации или муниципалитета в целом.
Деятельность обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируется множеством нормативных правовых актов. Базовым регламентом такой деятельности является Федеральный закон Российской Федерации от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Система государственного заказа в Российской Федерации является одной из самых развитых и эффективных систем обеспечения нужд государства во всем мире как с точки зрения нормативно-правового регулирования, так и с точки зрения его практического применения в работе системы. Нельзя не отметить, что система закупок для государственных и муниципальных нужд непрестанно совершенствуется, и в этой связи возникает объективная потребность дальнейших правовых разработок в данной сфере.
Выполнение государственного и муниципального заказа является инструментом эффективного осуществления исполнительным органом возложенных на него функций и, как следствие, реализации потребностей всего общества. Посредством заключения государственных или муниципальных контрактов поддерживается необходимый уровень обороноспособности и безопасности государства, обеспечивается жизнеспособность социальной сферы, образования, медицины и др. В то же время формально-определенные способы закупки товаров для государственных нужд выступают средством поддержки малого и среднего бизнеса.
Отношения, связанные с поставкой товаров для государственных и муниципальных нужд, регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации как один из видов договора купли-продажи [1]. Основная цель норм § 4 гл. 30 Гражданского Кодекса Российской Федерации состоит в закреплении законоположений, которые учитывают такую особенность данных правоотношений как участие в них государства.
Помимо норм, изложенных в Гражданском Кодексе Российской Федерации, действуют специальные законы, регламентирующие поставку товаров для государственных и муниципальных нужд, это: Федеральный закон от 02.12.1994 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» [2], Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» [3], Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[4], Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»[5].
Нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» носят общий характер для отношений государственных и муниципальных поставок. Вместе с тем особенности размещения, к примеру, государственного оборонного заказа или заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв могут регулироваться иными федеральными законами. При этом закон о контрактной системе закупок остается головным.
Кроме того, существует ряд подзаконных актов, содержащих в себе нормы, определяющие порядок правового регулирования договоров поставки для государственных и муниципальных нужд, как, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» [6].
В целом анализ системы источников правового регулирования поставки товаров для государственных и муниципальных нужд позволяет, исходя из особенностей регламентации определенных групп отношений, выделить:
– нормативные правовые акты, определяющие понятийно-категорийный аппарат в сфере государственного и муниципального заказа;
– нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные виды государственного и муниципального заказа;
– нормативные правовые акты, определяющие правовое положение субъектов — участников отношений, направленные на удовлетворение государственных и муниципальных нужд (например, Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).
Таким образом, современное законодательство в сфере государственного заказа восприняло конструктивный опыт правового регулирования данных отношений, сформулированный в ранее действовавшем законодательстве. Несомненно, новые правила в области поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, которые получили законодательное закрепление в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», могут повысить эффективность правового регулирования рассматриваемых отношений.
Следует признать, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» действительно внес существенные изменения в области правового регулирования заключения договоров поставки для государственных и муниципальных нужд, смог разрешить большинство существующих ранее вопросов, но несмотря на это некоторые из них до сих пор являются актуальными проблемами в части правового регулирования данных договоров.
Литература:
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // СЗ РФ N 5 Ст. 410
- Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» «Российская газета» от 21 декабря 1994 г.
- Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» «Российская газета» от 17 января 1995 г.
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 года N 14 ст. 1652
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» «Российская газета» от 31 декабря 2012 г.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» «Российская газета» от 2 декабря 2013 г.