В статье рассматриваются проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок, представлены права и обязанности сторон договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок, проблемы правоприменительной практики и направления совершенствования законодательства.
Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, договор, закупки товаров, договоры поставок, государственные нужды.
Правовое регулирование договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок играет важную роль в обеспечении прозрачности, эффективности и законности этих процедур. Законодательство устанавливает жёсткие требования к процедурам проведения государственных и муниципальных закупок. Это включает в себя публикацию информации о тендерах, условиях контрактов и результатах закупок. Благодаря этому процесс становится более открытым и подотчётным, что снижает вероятность коррупции. Правовое регулирование государственных и муниципальных закупок направлено на защиту интересов государственных и муниципальных органов, а также общества в целом, путём установления чётких критериев для выбора поставщиков и выполнения контрактных обязательств. Это гарантирует, что товары, работы или услуги, закупаемые за счёт бюджетных средств, соответствуют установленным требованиям качества и по разумной цене. Это способствует не только улучшению качества поставляемых товаров и услуг, но и оптимизации расходов бюджетных средств.
Строгие правила и процедуры заключения договоров минимизируют риски, связанные с ненадлежащим выполнением обязательств контрагентами. Законодательные требования к страхованию, банковским гарантиям и другим мерам обеспечения исполнения контрактов повышают надёжность сделок. Применение правовых норм для регулирования договорных отношений включает в себя механизмы контроля и надзора за исполнением контрактов [4].
Таким образом, правовое регулирование договорных отношений является неотъемлемой частью системы государственных и муниципальных закупок, обеспечивающей их эффективность, прозрачность и законность. Оно создаёт условия для рационального и эффективного использования бюджетных средств, в то же время защищая общественные интересы и стимулируя здоровую конкуренцию [6].
В Российской Федерации базовым источником регулирования института закупок для государственных и муниципальных нужд признается Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Целями его принятия являются как конкретизация положений гражданского законодательства, так и правовое регулирование правоотношений, связанных с реализацией властных полномочий субъектов публичного права, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации определено понятие государственного и муниципального контрактов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, оговаривая, что это сделки, по которым поставщик (подрядчик, исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров [2].
Согласно пункту 8 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе: государственный контракт, муниципальный контракт — это гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд [3].
Исходя из приведенных выше определений, можно сказать, государственные и муниципальные закупки — это процесс приобретения товаров, работ и услуг органами государственной власти и местного самоуправления для обеспечения выполнения их функций и задач. Данные закупки регулируются законодательными и нормативными актами с целью обеспечения прозрачности, эффективности и конкурентности.
Одной из проблем правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок является отсутствие единого подхода к классификации и критериям отнесения контрактов к определенным категориям. Например, отдельные виды контрактов считаются государственными или муниципальными, но при этом не регулируются соответствующим законодательством. Это создает юридическую неопределенность и усложняет правовой статус контрактов [5].
Также необходимо обратить внимание на проблему отсутствия единых принципов формирования и исполнения государственных (муниципальных) контрактов. В текущей практике применяются различные подходы и критерии, что приводит к несогласованности и неопределенности правовых норм. Это затрудняет контроль со стороны государства и муниципалитетов, а также усиливает возможности коррупции. Направлениями совершенствования законодательства в данной сфере являются установление четких и однозначных правовых норм, определяющих статус сторон государственного (муниципального) контракта и их права и обязанности. Это позволит избежать противоречий и конфликтов в процессе исполнения контрактов. Также необходимо разработать единый критерий классификации контрактов и определить юридический статус контрактов, которые на данный момент не регулируются соответствующим законодательством. Это сделает систему государственных (муниципальных) контрактов более прозрачной. Кроме того, следует разработать общие принципы формирования и исполнения государственных (муниципальных) контрактов, которые будут являться основополагающими для всех видов контрактов. Это создаст равные условия для всех сторон и упростит контроль за исполнением контрактов.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 (дата обращения: 21.05.2024)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 10.09.2024).
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14.
- Ефимцева Т. В. Правовое регулирование подряда для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской федерации: проблемы и перспективы / Т. В. Ефимцева, И. М. Шевлякова // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. — 2020. — № 2. — С. 112–118.
- Кондаков А. А. Проблемы гражданско-правового регулирования договора поставки товаров для государственных нужд / А. А. Кондаков // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2021. — № 5(57). — С. 358–363.
- Юдин А. А., Тарабукина Т. В. Понятие, принципы и правовое регулирование контрактной системы // Московский экономический журнал. 2021. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-printsipy-i-pravovoe-regulirovanie-kontraktnoy-sistemy (дата обращения: 22.04.2024).