Встатье рассматриваются особенности государственных закупок, правовое регулирование государственных закупок.
Ключевые слова: государственные закупки, государственный заказ, государственные нужды.
Существуют некоторые проблемы в проведении государственных закупок и это является актуальным и важным вопросом не только для заказчика какой-либо продукции (товара, работы или услуги), но и для поставщика данной продукции (товара, работы или услуги). Исходя из этого, крайне важным является обучение специалистов, как у заказчика, так и у поставщика (в форме дополнительного образования: переподготовки специалистов или повышения квалификации) по государственным закупкам.
«При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки» [1].
Кто же такие заказчики и поставщики продукции (товаров, работ или услуг)? Законодатель приводит следующие определения:
– «участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
– определение поставщика (подрядчика, исполнителя) — совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, …, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных … случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
– государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ или субъекта РФ и осуществляющие закупки;
– муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;
– заказчик — государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки» [2].
«Государственные закупки осуществляются для решения общенациональных задач, где главенствует приоритет удовлетворения потребностей общества, реализующийся через выполнение государством своих организационно хозяйствующих функций» [3].
Существует несколько этапов у государственных (муниципальных закупок:
– Первый этап. Данный этап называется формированием государственного заказа . На данной стадии формируется консолидированный перечень государственного заказа на основе объёмов и номенклатуры государственного спроса, проводимого органами государственной власти, получателями и распорядителями бюджетных средств.
– Второй этап. На данном этапе государственный заказ выступает в качестве оферты — то есть государственные органы, бюджетные учреждения или иные уполномоченные получатели бюджетных средств в качестве «государственных заказчиков» обращаются к хозяйствующим субъектам различной формы собственности с предложением поставить товары, выполнить работы или оказать услуги с указанием сроков, объёмов, ассортимента и т. д.
– Третий этап. На данном этапе заключается государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг с участником размещения государственного заказа, предложившим условия, наиболее оптимально удовлетворяющие государственного заказчика, который в последующем подлежит реализации (выполнению).
Таким образом, можно сказать, что государственные (муниципальные) закупки являются неотъемлемой частью в работе государственных (муниципальных) органов власти, государственными корпорациями, юридическими лицами и др.
Усовершенствование системы закупок для государственных (муниципальных) нужд необходимо осуществлять на всех стадиях размещения заказа, используя инструменты проектного управления, которые включают в себя детальное планирование, сопоставление различных вариантов достижения желаемых результатов, оценку и управление рисками, а также меры по повышению качества и целевого расходования средств в ходе исполнения государственного контракта.
Литература:
- О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями и дополнениями): Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ (ред. от 16.04.2022г.)// Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями): Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 01.05.2022 г.) // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
- Положительные и отрицательные эффекты института государственных закупок. Ковалева Е. А. Положительные и отрицательные эффекты института государственных закупок // Вестник ЧГУ, 2010. № 5 С. 121.