Особенности осуществления закупок у единственного поставщика в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Автор: Бескровный Евгений Владимирович
Рубрика: Гражданское право и процесс
Опубликовано в Новый юридический вестник №6 (13) ноябрь 2019 г.
Дата публикации: 01.11.2019
Статья просмотрена: 398 раз
Библиографическое описание:
Бескровный, Е. В. Особенности осуществления закупок у единственного поставщика в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / Е. В. Бескровный. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 6 (13). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/143/4561/ (дата обращения: 21.11.2024).
В статье исследуется порядок осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Особое внимание уделяется рассмотрению особенностей осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2019 году.
Ключевые слова: контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, закупки, государственные закупки, единственный поставщик, 44-ФЗ, закупочная сессия, ЕАТ «Березка».
В последние годы государством уделяется повышенное внимание к такой немаловажной сфере деятельности органов государственной власти, как закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Это и неудивительно, ведь в условиях введенных санкций и экономического кризиса государство просто вынуждено эффективно и экономно расходовать бюджетные средства, извлекая из них максимальную пользу.
Организация и проведение государственных закупок в России в 2019 году представляет собой сложную систему, которая состоит из различных элементов, куда входят: определение государственных нужд, формирование и размещение заказов, заключение государственных контрактов, исполнение договорных обязательств, а также проведение претензионной и судебно-исковой работы, в случае нарушения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий государственных контрактов.
При осуществлении закупок государственные заказчики используют, так называемые, конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Неконкурентным же способом осуществления закупки является закупка у единственного поставщика, при котором, до недавнего времени, заказчик самостоятельно принимал решение о заключении договора без проведения конкурентных процедур, но об этом чуть позже.
Как показывают статистические данные, доля закупок, осуществляемых у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) достигает 20 % от общего числа закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Именно поэтому в последнее время государство так активно пытается усовершенствовать и сделать более эффективным «институт» закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В статье 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержится исчерпывающий перечень случаев, при которых заказчиком может осуществляться закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности, к таким случаям относятся:
– осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария;
– осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации;
– осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
В рамках данной статьи предлагаю остановиться более подробно на крайнем случае.
Так, право заказчика на осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрено п.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При этом, пунктом 1 распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р «О создании единого агрегатора торговли» установлено, что в целях совершенствования методологии определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, а также расширения возможности участия в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реализовать пилотный проект, предусматривающий создание единого агрегатора торговли — информационного ресурса, с использованием которого заказчики вправе с 1 июля 2018 г. осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с пунктами 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Пунктом 7 этого же распоряжения Правительства установлено, что федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения — заказчики, вправе осуществлять закупки без использования единого агрегатора торговли при условии осуществления закупки по цене контракта ниже цены, по которой закупка могла быть осуществлена с использованием единого агрегатора торговли, или при отсутствии в едином агрегаторе торговли (ЕАТ) товаров, работ, услуг, соответствующих потребностям таких органов и учреждений.
В связи с противоречием 1 и 7 пунктов распоряжения Правительства, в части касающейся того, является ли использование ЕАТ при осуществлении заказчиком закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» правом заказчика или все же заказчик обязан осуществлять такие закупки с использованием ЕАТ и лишь в случаях, определенных пунктом 7 распоряжения Правительства, он вправе осуществлять закупки без использования ЕАТ, рядом заказчиков были направлены письма в Министерство финансов Российской Федерации с просьбой разъяснить вышеуказанные моменты. В ответ на обращения заказчиков Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что закупки с использованием ЕАТ осуществляют федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения. Также Минфин России сообщил, что порядок приобретения товаров, работ, услуг, отсутствующих в ЕАТ, а также порядок осуществления закупки при отсутствии предложений от участников закупок на размещенное заказчиком объявление о проведении закупочной сессии, в настоящее время нормативными правовыми актами не установлены [6].
На основании вышеуказанного можно сделать вывод, что в настоящее время заказчики обязаны осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с использованием ЕАТ, при этом, в случае осуществления закупки по цене контракта ниже цены, по которой закупка могла быть осуществлена с использованием ЕАТ, или при отсутствии в ЕАТ товаров, работ, услуг, соответствующих потребностям органов и учреждений, заказчики вправе осуществлять закупки без использования ЕАТ.
Порядок осуществления закупки товаров (работ, услуг) с использованием ЕАТ, а также действия заказчика и участника закупочной сессии регулируются регламентом функционирования единого агрегатора торговли [5].
Данный регламент содержит ряд используемых терминов и понятий, в частности в нем даются определения таким терминам, как:
Закупочная сессия — закупочная процедура, начинающаяся с момента размещения на официальном сайте ЕАТ в разделе «Закупки» соответствующего объявления о намерении Заказчика совершить закупку в соответствии с настоящим Регламентом.
Стартовая цена — начальная цена закупочной̆ сессии, указанная в объявлении о закупочной сессии.
Также, регламент определяет, что участником закупочной сессии считается любой участник закупки или участник закупки-агент, имеющий депозит и предлагающий объекты закупки, потребность в которых сформирована в объявлении о закупочной сессии на указанных заказчиком условиях.
Что же касается порядка проведения закупочной сессии и определения победителя закупочной сессии, регламент устанавливает следующий порядок: «С момента начала закупочной сессии участник закупки или участник закупки-агент осуществляет с применением простой или усиленной квалифицированной электронной подписи подачу ценовых предложений с указанием позиции каталога ТРУ ЕАТ и цены каждого объекта закупки на протяжении 2 (двух) часов или 24 (двадцати четырёх) часов. Ценовые предложения участников закупки или участников закупки-агентов не могут быть выше стартовой цены. Участник закупки или участник закупки-агент вправе подать несколько ценовых предложений в рамках одной закупочной сессии, при этом каждое последующее по времени ценовое предложение не может быть больше ранее поданного данным участником закупки или участником закупки-агентом ценового предложения в рамках одной закупочной сессии. Победителем закупочной сессии признается участник закупки в рамках закупочной сессии, подавший наименьшее ценовое предложение в рамках закупочной сессии”..
Таким образом, на основании анализа положений регламента функционирования единого агрегатора торговли, можно сделать следующие выводы:
- закупка для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», проводимая с использованием ЕАТ не может признаваться неконкурентным способом осуществления закупки;
- закупочная сессия, проводимая с использованием ЕАТ, представляет собой способ закупки, сочетающий в себе признаки таких конкурентных способов закупок как аукцион в электронной форме и запрос котировок в электронной форме;
- регламент функционирования ЕАТ не содержит положений об ответственности победителя закупочной сессии, в случае, если такой победитель не осуществляет действий по подписанию контракта в срок, предусмотренный регламентом, что безусловно снижает оперативность и эффективность осуществления закупок с использованием ЕАТ и дает возможность победителям закупочной сессии безнаказанно отказываться от заключения государственного контракта по результатам закупочной сессии.
Ввиду несомненной значимости «института» осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» хотелось бы обратить внимание еще на ряд неопределенностей (пробелов, неточностей), которые не позволяют сегодня эффективно осуществлять закупки с использованием ЕАТ: отсутствие в настоящее время нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления закупок с использованием ЕАТ, отсутствие ограничений на подачу по окончании закупочной сессии участниками такой сессии ценовых предложений заказчику ниже, ценового предложения победителя закупочной сессии, а также отсутствие обязательных требований к содержанию государственных контрактов, заключаемых в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Подводя итог всему вышеуказанному, хотелось бы отметить, что, в настоящее время, в законодательстве, регулирующем осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» имеются многочисленные пробелы, неточности и существенные недоработки. Думается, что внесение изменений в законодательство по упомянутым вопросам позволило бы восполнить многочисленные пробелы и разрешить ряд неточностей при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Но, несмотря на все недостатки законодательства, регулирующего осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», данные статистики свидетельствуют о значительном количестве государственных контрактов, заключенных именно по данному пункту, как с использование ЕАТ «Березка», так и вне агрегатора торговли, что безусловно подтверждает необходимость усовершенствования действующего законодательства, регулирующего данную сферу правоотношений.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 03.07.2019)//СПС «Консультант плюс».
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 01.10.2019)//СПС «Консультант плюс».
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (ред. от 27.12.2018)//СПС «Консультант плюс».
- Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р «О создании единого агрегатора торговли»//СПС «Консультант плюс».
- Регламент функционирования единого агрегатора торговли от 29.12.2018 г. (с изменениями, утвержденными приказом от 28.02.2019 г. № 10)//https://agregatoreat.ru/materials/regulations.
- Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21.06.2019 №24-06-05/45414//СПС «Консультант плюс».
Ключевые слова
государственные закупки, закупки, 44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, единственный поставщик, закупочная сессия, ЕАТ «Березка»Похожие статьи
Установление единых требований к предоставлению информации и документов в составе заявки участника закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
В статье рассмотрена необходимость корректировки норм Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в части установления единых требований к предоставлению ин...
Основные отличия Федерального закона № 44-ФЗ от Федерального закона № 223-ФЗ
В статье авторы пытаются определить различия осуществления закупочной деятельности в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № ...
К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В статье рассмотрены основные нововведения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сравнении с действующим до 01.01.2014 г. Федерал...
Особенности регионального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд на примере Санкт-Петербурга
В статье рассматриваются особенности регионального законодательства (на примере Санкт-Петербурга), сформированного с целью восполнения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственн...
Особенности организации экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
В статье представлен порядок организации экспертных работ и взаимодействия с экспертами в ходе проведения экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий Государственной програм...
Инновация «юридических тендеров»: в чьих интересах?
В статье анализируется предложение Федеральной палаты адвокатов РФ о внесении изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»...
Ключевые изменения в законе № 223-ФЗ: новая классификация способов закупки, их назначение при осуществлении закупочной деятельности
Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с 01.07.2018 года изложен в новой редакции, представляющей собой очередной этап проводимой Правительством РФ реформы закупок отдельных вид...
Актуальные проблемы контрактной системы в сфере публичных закупок
Статья посвящена решению основных проблем контрактной системы в сфере публичных закупок. Контрактная система в сфере публичных закупок заключается в создании единых условий в целях обеспечения конкуренции участников данного процесса. Любому заинтерес...
Осуществление принципов открытости и прозрачности с помощью единой информационной системы в сфере закупок
Статья посвящена осуществлению принципов открытости и прозрачности в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд через применение единой информационной системы в сфере закупок.
Похожие статьи
Установление единых требований к предоставлению информации и документов в составе заявки участника закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
В статье рассмотрена необходимость корректировки норм Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в части установления единых требований к предоставлению ин...
Основные отличия Федерального закона № 44-ФЗ от Федерального закона № 223-ФЗ
В статье авторы пытаются определить различия осуществления закупочной деятельности в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № ...
К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В статье рассмотрены основные нововведения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сравнении с действующим до 01.01.2014 г. Федерал...
Особенности регионального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд на примере Санкт-Петербурга
В статье рассматриваются особенности регионального законодательства (на примере Санкт-Петербурга), сформированного с целью восполнения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственн...
Особенности организации экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
В статье представлен порядок организации экспертных работ и взаимодействия с экспертами в ходе проведения экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий Государственной програм...
Инновация «юридических тендеров»: в чьих интересах?
В статье анализируется предложение Федеральной палаты адвокатов РФ о внесении изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»...
Ключевые изменения в законе № 223-ФЗ: новая классификация способов закупки, их назначение при осуществлении закупочной деятельности
Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с 01.07.2018 года изложен в новой редакции, представляющей собой очередной этап проводимой Правительством РФ реформы закупок отдельных вид...
Актуальные проблемы контрактной системы в сфере публичных закупок
Статья посвящена решению основных проблем контрактной системы в сфере публичных закупок. Контрактная система в сфере публичных закупок заключается в создании единых условий в целях обеспечения конкуренции участников данного процесса. Любому заинтерес...
Осуществление принципов открытости и прозрачности с помощью единой информационной системы в сфере закупок
Статья посвящена осуществлению принципов открытости и прозрачности в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд через применение единой информационной системы в сфере закупок.