Проблема разработки системы операционного менеджмента затрат на хлебопекарных предприятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (4) апрель 2009 г.

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Кучерявенко, С. А. Проблема разработки системы операционного менеджмента затрат на хлебопекарных предприятиях / С. А. Кучерявенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 4 (4). — С. 95-99. — URL: https://moluch.ru/archive/4/318/ (дата обращения: 17.12.2024).

В процессе развития рыночных отношений необходимость постоянной трансформации системы  управления предприятием очевидна. Одним из важнейших направлений этой деятельности выступает совершенствование управления затратами. К началу экономических реформ отечественными предприятиями был накоплен опыт текущего и оперативного управления всеми аспектами финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе и опыт управления затратами. Однако в условиях рыночной экономики хозяйствования использование этих инструментов и методов управления затратами недостаточно и зачастую неприемлемо.

Новый подход к формированию затрат на производство и реализацию  продукции определяется потребностями предприятия в эффективном решении проблем, связанных с нестабильностью цен на сырье, материалы, энергию, топливо; жесткой конкуренцией; несовершенством инфраструктуры. На практике данная проблема ограничивается отображением самого факта совершения хозяйственной операции на счетах  бухгалтерского учета и отчетности. Одним из вариантов решения данной проблемы является совершенствование менеджмента затрат на предприятиях в соответствии с современными требованиями.

Экономическая природа затрат раскрывается непосредственно в управлении затратами  на предприятии. Исходя из авторского определения затрат их экономическая природа заключается в стоимости всех необходимых ресурсов (товаров и деловых услуг) для производства и реализации, включая расходы по их приобретению. Последние в рыночной системе могут существенно колебаться, в частности в рассматриваемой отрасли. Поэтому мы считаем, что в основе управления затратами на предприятии должна лежать классификация затрат по источникам их возникновения, то есть, видам бизнес-отношений  (рис.1). 

С помощью данной цепочки произведена попытка выстроить отношения по управлению затратами с учетом степени их значимости и последовательности их возникновения при организации нового предприятия, либо диверсификации предприятия.

Следует отметить, что для соблюдения целостности этой цепочки, а так же направленности на минимизацию и оптимизацию  затрат,  необходимо соблюдение принципа рациональности. Данный принцип  предполагает баланс между извлекаемыми  выгодами из отношений и затратами на отношения. Предложенная цепочка отношений по управлению затратами является мобильной и может быть дополнена блоками отношений  по управлению затратами в зависимости от организационной формы, специфики деятельности предприятия, территориальной направленности и т.д.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Цепочка  возникновения затрат по видам бизнес-отношений (авторск.)

 

 

Деление затрат по видам бизнес-отношений особенно важно в условиях рыночной экономики. На стадии планирования затрат очень важно рационально распределить имеющиеся ресурсы предприятия. Различные экономические ситуации на рынке (инфляция, жесткая конкуренция и т.д.), заставляют принимать оперативные решения по стимулированию, увеличению доли затрат на определенные отношения  и минимизации их объема на другие отношения. Поэтому в основе управления затратами на предприятии должна лежать классификация затрат по видам бизнес-отношений (таблица 1).

Отсюда вытекает методическая роль цепочки возникновения затрат по видам бизнес-отношений и классификации затрат на ее основе, которая может служить основанием   в системе планирования затрат.

  Эти инструменты управления затратами, на наш взгляд, позволят:

-  во-первых, более тщательно рассмотреть причины текущего роста затрат и отклонений от их планируемого уровня,

-  во-вторых,  обнаружить возможные резервы для их снижения – за счет выбора  наиболее выгодных форм и условий бизнес-отношений, то есть, условий заключаемых контрактов на поставку сырья, материалов и оборудования, а также схем и графиков проведения сторонних работ и услуг, включая финансовые, консалтинговые, маркетинговые, сервисные и пр.

 

 Таблица 1

Классификация затрат по видам бизнес-отношений

Вид бизнес-отношений

Виды затрат

1. Отношения с государственными органами

- налоги, сборы;

- обязательные платежи, членские взносы;

- прочие затраты.

2. Отношения с наемным персоналом

- затраты на поиск кадров, отбор, тестирование;

- заработная плата, отчисления;

- затраты на повышение квалификации персонала;

- затраты на улучшение условий труда, страхование;

- затраты на сплочение коллектива;

-затраты на мотивацию персонала.

3. Отношения с бизнес -партнерами (инвесторами, акционерами)

- затраты на выпуск ценных бумаг;

- дивиденды, проценты по кредитам;

- представительские расходы, затраты на проведение аудита, затраты на проведение экспертиз;

- прочие затраты.

4.Отношения с поставщиками

- информационные затраты, затраты на получение инновационных идей, продуктов;

- транспортные затраты;

- затраты на стимулирование поставщиков;

- затраты на проверку надежности поставщика;

- прочие затраты.

5. Отношения с покупателями, с посредниками

- затраты на рекламу, расходы на проведение трейдмаркетинговых мероприятий, расходы на изучение мнения потребителя;

- затраты на обработку заказов;

- создание эффективной технологии обслуживания;

- внедрение клиенто-ориентированных технологий, затраты на создание сетей дистрибуции.

6.Прочие бизнес отношения

- затраты на совершенствование  форм оплаты;

- формирование имиджа и фирменного стиля;

- затраты на спонсорство и прочие затраты.

 

Как показало проведенное исследование, в настоящее время  система управления затратами в российской хлебопекарной отрасли нуждается в существенной реорганизации. На многих предприятиях хлебопекарной промышленности основной задачей в области  оперативного менеджмента затрат является максимальное завышение себестоимости, целью которого является стремление избежать чрезмерного налогообложения. Но на сегодняшний день  скрывать доходы не только не законно, но и не эффективно,  поскольку рациональное управление затратами для многих хлебопекарных предприятий становится единственным способом достижения конкурентоспособности на рынке товаропроизводителей. Кроме того, хлебобулочная продукция во все времена была затратной, поэтому завышение себестоимости и без того затратной продукции не является решением проблемы.

Формирование системы  операционного менеджмента  затрат  невозможно без  совершенствования схем, моделей, методов планирования, учета и калькулирования. Предложенная в классификация затрат  по видам бизнес-отношений позволит повысить эффективность  планирования, контроля и прогнозирования затрат и анализ их отклонений,  усилит аналитичность, обеспечит эффективную базу для создания гибкой системы операционного менеджмента затрат.  Опираясь на разработанную автором классификацию затрат, в данной работе предложен алгоритм функционирования  системы операционного менеджмента затрат на хлебопекарном предприятии (рис.2). В основу алгоритма заложен принцип планирования затрат по видам бизнес-отношений.  Данный подход позволяет пойти от обратного, вначале определив бизнес-отношения, которые будут возникать в ходе осуществления основных видов деятельности, разграничить затраты в зависимости от того, к обеспечению каких видов бизнес-отношений они относятся, а затем построить эффективную систему управления ими.

В ходе проведенного исследования становится очевидным необходимость  совершенствования  системы операционного  менеджмента затрат в соответствии с потребностями конкретного предприятия, спецификой хлебопечения и условиями рынка. В данном контексте, значительная роль уделяется информации, ведь от того, какие именно информационные потоки имеют место на предприятии, зависит практически вся его деятельность. Как и любой информационный поток, поток информации на хлебопекарном предприятии характеризуется: видом документа, проблематикой, исполнителем, получателем, периодичностью. В связи с этим, нами предлагается формирование системы управления затратами на предприятиях хлебопекарной отрасли на основе формирования  системы  информации. Считаем, что именно рациональная система информации может стать базой для моделирования процесса формирования затрат и реализации функций управления.

Ввиду вышеизложенного, формирование  системы управления затратами на предприятиях хлебопекарной промышленности с применением систематизации информационных потоков должно осуществляться по следующим этапам:

1) Определение цели и задач  внедрения системы управления затратами. Четкое понимание цели позволит сотрудникам, занимающимся ее реализацией в жизнь, подготовить информацию, максимально удовлетворяющую требованиям административного аппарата,  своевременно и без лишних затрат.

2) Структуризация информационных потоков. Что позволит более четко подтвердить математическими расчетами обоснованность и выбор управленческого решения. 

3) Формирование единых требований к оформлению основных форм отчетности. Данное требование позволит систематизировать и унифицировать  данные о затратах в целом по хлебному дивизиону, а так же облегчит процесс их совершенствования в дальнейшем. 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Алгоритм функционирования системы операционного менеджмента затрат                            на хлебопекарном предприятии (авторск.)

 

Следует отметить, эффективность пересмотра и совершенствования системы операционного менеджмента затрат на хлебозаводах которые имеют типовую систему управления затратами. Поскольку  это позволит  предотвратить ее неэффективность и учесть изменения во внешней и внутренней среде, а  в будущем позволит значительно повысить результативность деятельности хлебопекарных предприятий.

Основные термины (генерируются автоматически): затрата, вид бизнес-отношений, классификация затрат, операционный менеджмент затрат, предприятие, управление затратами, отношение, хлебопекарное предприятие, жесткая конкуренция, хлебопекарная промышленность.


Похожие статьи

Задать вопрос