Управление затратами в корпорациях пищевой промышленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 09.01.2019

Статья просмотрена: 580 раз

Библиографическое описание:

Якобидзе, Е. С. Управление затратами в корпорациях пищевой промышленности / Е. С. Якобидзе. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 300-303. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55401/ (дата обращения: 17.12.2024).



В современных условиях глобализации и значительной конкуренции компаний пищевой промышленности, на первый план выходит поддержание конкурентоспособности корпорации, создание преимуществ продукции компании по сравнению с конкурентами, оптимизация соотношения цена-качество. Таким образом, всё большее значение приобретает объем затрат на выпуск качественной продукции и его сравнение с конкурентами на рынке. [1, с. 261]

Применение существующих на данный момент финансовых методов калькулирования и учета затрат далеко не всегда является качественным и не позволяет в полной мере определить реальную стоимость тех или иных видов производимой продукции, что вызывает затруднения при оценке возможности оптимизации деятельности корпорации, сложности при осуществлении планирования издержек, снижение качества учетной информации. Это объясняет актуальность рассмотрения проблемы финансовых методов управления затратами в пищевой промышленности.

Согласно практике и исследованиям экономистов, эффективность используемых методов управления затратами можно оценить по наличию следующих характеристик системы:

1.) Оперативность и аналитическая ценность получаемой информации;

2.) Возможность осуществлять эффективное планирование и прогнозирование затрат корпорации.

3.) Возможность контроля затрат по местам их возникновения.

4.) Возможность расчета точки безубыточности корпорации.

5.) Объективность себестоимости и возможность определить ее структуру.

6.) Возможность отнесения всех видов затрат на виды продукции.

7.) Возможность анализа сезонности и структуры затрат

8.) Наличие информации для оптимизации портфеля производства товарной продукции для корпорации.

Для корпораций пищевой промышленности, как известно, характерна неразрывная связь процесса производства с реализацией готовой продукции. При этом управление затратами должно учитывать степень концентрации корпорации на различных стадиях производства.

Корпорации, осуществляющие деятельность на рынке пищевой промышленности, могут быть условно разделены на следующие виды:

1.) Корпорации, занятые в первичной стадии производства. Такие корпорации осуществляют производство продукции, которая требует дальнейшей обработки. К примеру, первичной стадией производства фруктового пюре является сбор фруктов, которые отправляются потом в дальнейшее производство для изготовления концентрата, который в итоге станет основой фруктового пюре.

2.) Торговые компании или компании-дистрибьюторы занимаются распространением товаров по различным регионам страны, а также за рубежом. В основе данных компаний лежит сбыт и закупка товаров у производителя.

3.) Корпорации, охватывающие все стадии производства, а также сбыт продукции массового потребления. Согласно современной тенденции, компании стремятся объединяться в холдинги, которые позволяют совместить процессы добычи, переработки сырья, выпуска готовой продукции и ее сбыта. Это позволяет более эффективно управлять затратами, повысить маржинальную прибыть, обеспечить оперативное поступление информации, улучшить систему контроля над затратами по местам их возникновения. Более того, это позволяет снизить риски, которые несет компания при закупке сырья у сторонних корпораций.

Важно отметить, что при неспособности отдела сбыта в холдинговой компании продать имеющийся объем продукции в обозначенный срок, компании могут расширить каналы сбыта и привлечь стороннего дистрибьютора, который поспособствует реализации всего объема продукции и позволить избежать замораживания на складе оборотных средств. С другой стороны, при увеличении спроса на продукцию, участники холдинга могут обратиться к сторонней компании для производства дополнительного объема продукции. Всё это относится к методам управления затратами в корпорациях пищевой промышленности.

Управление затратами должно осуществляться не только по всей корпорации в целом, но и по ее подразделениям или центрам ответственности. При этом важным является привлечение грамотных специалистов, способных осуществлять эффективное управление затратами.

Процесс управления затратами призван решать проблемы, с которыми сталкиваются корпорации, такими как сезонность, высокий уровень конкуренции, прямая зависимость качества готовой продукции и спроса от качества сырья и, следовательно, зависимость от поставщиков, государственных органов и т. д. При этом, важным является наличие информации как о внешних, как и внутренних факторах, которые влияют и составляют систему управления затратами. Этапы управления затратами представлены на рисунке 1. [2, с. 49]

Рис. 1. Этапы управления затратами

Существует значительное количество методов управления затратами, используемых корпорациями пищевой промышленности на разных уровнях планирования. Основными из них являются методы, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Методы управления затратами корпорации

п/п

Название метода

Суть метода

1.

Директ-костинг

Затраты подразделяются на постоянные и переменные в зависимости от объема производства продукции корпорации. Постоянные затраты не относят при калькулировании на себестоимость единицы продукции, а списывают на финансовые результаты. [3, c. 101]

2.

Стандарт-кост

Калькулирование себестоимости осуществляется на основании нормативных (плановых) затрат.

3.

АВС

Предполагает управление затратами по видам деятельности [4, c. 38]

4.

JIT

Предполагает непрерывное поточное производство и отказ от производства крупными партиями.

5.

Таргет-костинг

Суть состоит в снижении себестоимости продукции на всем ее производственном цикле, за счет применения производственных, инженерных, научных исследований и разработок, то есть формирование целевой себестоимости.

6.

Кайзен-костинг

Предполагает постепенное снижение затрат в процессе производства для достижения необходимого уровня себестоимости.

7.

Кост-киллинг

Предполагает поиск скрытых резервов по повышению эффективности деятельности корпорации и снижению затрат.

Помимо обозначенных выше методов управления затратами корпорации существуют и иные, которые используются как в России, так и за рубежом. Однако важно отметить, что далеко не все из них применимы к российским компаниям в текущих экономических условиях, каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, которые могут поспособствовать повышению эффективности деятельности корпорации или могут негативно сказаться на результатах. Пищевая промышленность также имеет свои особенности, которые делают некоторые из методов управления затратами неприменимыми или неоптимальными для корпораций. Согласно исследованию иностранных экономистов, лишь 25 % пищевых корпораций из выбранного количества были согласны применить систему таргет-костинга (для тестирования новых видов продукции, а не для стандартного ассортимента производимых товаров), остальные же сочли ее неподходящей для отрасли. [5, с.15] Так, корпорации пищевой промышленности способны приумножить имеющиеся преимущества и повысить конкурентоспособность на рынке посредством эффективного и оперативного анализа и планирования затрат, а также использовании наиболее подходящего метода управления затратами или их сочетания.

Литература:

  1. Алексеева Ю. А. Управление затратами на качество продукции предприятий пищевой промышленности // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-zatratami-na-kachestvo-produktsii-predpriyatiy-pischevoy-promyshlennosti (дата обращения: 06.01.2019).
  2. Глухова И. М., Кушнерова О. Н. Этапы управления затратами на предприятии / И. М. Глухова, О. Н. Кушнерова. // Ученые заметки ТОГУ, Том 6, — № 2, 2015. С. 48–51.
  3. Низовкина, Н. Г. Управление затратами предприятия (организации): учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Г. Низовкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 187 с.
  4. Управление затратами и контроллинг: учеб. пособие для вузов / А. Н. Асаул, И. В. Дроздова, М. Г. Квициния, А. А. Петров. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 263 с.
  5. H. Dekker, P. Smidt. A survey of the adoption and use of target costingin Dutch firms / Dekker H., Smidt P. / Int. J. Production Economics № 84, 2003. С. — 293–305.
Основные термины (генерируются автоматически): пищевая промышленность, затрата, корпорация, метод управления, готовая продукция, управление затратами, JIT, затрата корпорации, первичная стадия производства, фруктовое пюре.


Задать вопрос