Анализ повышения эффективности производства молока в ООО «Урал» Кудымкарского муниципального округа Пермского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Сельское хозяйство

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 17.01.2022

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Петрова, А. Е. Анализ повышения эффективности производства молока в ООО «Урал» Кудымкарского муниципального округа Пермского края / А. Е. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87879/ (дата обращения: 25.11.2024).



В статье рассматриваются факторы, определяющие объем производства молока, главным из которых является поголовье крупного рогатого скота с высокой продуктивностью, оценивается производство молока на сельскохозяйственном предприятии Пермского края и определяются пути повышения эффективности молочного производства.

Ключевые слова: сельское хозяйство, молочное скотоводство, продуктивность коров, эффективность производства, молочная продуктивность, надои молока, производство молока.

За последние десятилетия уровень производства молока практически не изменился — 30–32 млн тонн в год, в то время как происходит демографический рост и в современных условиях потребитель все больше нуждается в полноценном питании [2, c. 100]. Существует настоятельная необходимость в комплексных исследованиях путей повышения эффективности производства молочной продукции в рамках реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в условиях воздействия факторов внешней и внутренней среды, в связи с экономическим кризисом, как результата пандемии 2020 года [1, c. 35].

Общество с ограниченной ответственностью «Урал» расположено в Кудымкарском районе Пермского края, основным видом деятельности является смешанное сельское хозяйство. Специализация — молочное производство.

Эффективность производства и реализации молока в ООО «Урал» представлена в таблице 1.

Таблица 1

Эффективность производства и реализации молока в ООО «Урал» в 2018–2020 годах

Показатель

2018

2019

2020

Откло-нение, +/-

Темп роста, %

Среднегодовое поголовье коров, гол.

232

183

183

-49

78,9

Удельный вес коров, %

78,7

73,8

86,3

7,6

109,7

Продуктивность

-молоко на 1 корову в год, ц

28,8

31,2

34,8

6,0

120,9

-приплод на 100 коров

56

57

53

-3

94,6

Объем производства молока, ц

6671

5707

6363

-308

95,4

Затраты в текущих ценах, всего

тыс. руб., в т. ч.

17424

19450

18535

1111

106,4

-молоко

12510

12058

14520

2010

116,1

-на 1 ц молока

2,6

3,4

2,9

0,3

111,5

Объем реализации молока, тыс. руб.

11663

10698

13439

1776

115,2

Объем реализации молока, ц

5726

5159

5683

-43

99,2

Полная себестоимость молока, тыс. руб.

10737

10901

14520

3783

135,2

Прибыль от продаж молока всего, в тыс. руб., в т. ч.

926

-203

-1081

-2007

-116,7

Прибыль (убыток) на

1 голову, тыс. руб.

4,0

-1,1

-5,9

-9,9

-148,0

1ц молока, тыс. руб.

0,2

0,0

-0,2

-0,4

-117,6

В 2018–2020 годах по данным таблицы в части производства наблюдается улучшение показателей продуктивности коров, так выход молока на 1 корову увеличился на 6 ц за 2018–2020 годы и составил 34,8 ц, темп роста — 120,9 %. Приплод сократился на 5,4 % и составил в 2020 году 53 гол. на 100 коров. Объем производства молока также сократился на 4,6 % и составил 6363 ц, тогда как рост затрат на производство молока составил 16,1 %, а увеличение затрат на 1 ц молока составило 0,3 тыс. руб. или 111,5 %. Соответственно, можно сделать вывод о снижении эффективности производства продукции в целом, при росте продуктивности коров в частности за период 2018–2020 годов.

Вместе с тем эффективность реализации продукции отрицательная. Так, в 2020 году было реализовано молока 5683 ц на сумму 13439 тыс. руб., что на 15,2 % выше показателя реализации 2018 года. Однако, себестоимость реализации молока и молочной продукции выросла на 35,2 % по сравнению с 2018 годом и составила на конец 2020 года 14520 тыс. руб., что привело к возникновению убытка от продаж в размере 1081 тыс. руб.

Соответственно, убыток от продаж на 1 корову составил 5,9 тыс. руб., а на 1 ц молока 0,2 тыс. руб. Таким образом, в 2018–2020 годах наблюдается снижение показателей эффективности производства молока и убыток от реализации молочной продукции в ООО «Урал» на фоне роста продуктивности коров.

Среднегодовой удой молока составляет 34,77 ц с одной коровы. Согласно статистике, средний удой коровы составляет 40–50 ц в год [3, c. 35]. В ООО «Урал» данный показатель значительно ниже. Соответственно, учитывая объем затрат, необходимо повышать объемы производства молока.

Молочная продуктивность коров зависит от живой массы, так как крупное животное способно поедать больше корма и перерабатывать его в молоко, при этом оптимальную продуктивность имеют хорошо развитые коровы, но не самые крупные в стаде [5, c. 145]. На продуктивность влияет качество и количество кормов, большое значение имеет плодотворное осеменение. Наиболее высокие надои за первые три лактации имеют коровы, у которых сервис-период по первой лактации был 80–100 дней и более, при укороченной лактации молочная продуктивность падает [4, c. 13].

На эффективность производства оказывает влияние себестоимость, в структуре которой большую долю занимают материальные затраты, в частности корма.

В ООО «Урал» применяется поголовье коров местной породы, что обуславливает их невысокую продуктивность в 33–35 ц в год. В России высокопродуктивными животными являются коровы голштинской породы, способные на отечественных территориях при условии грамотного содержания давать 60–75 ц в год. А помесные животные местной и голштинизированной породы обеспечивают продуктивность до 50 ц в год.

Соответственно, основными направлениями повышения эффективности производства молока в ООО «Урал» являются:

— использование пород высокой продуктивности;

— изменение рациона кормления и сокращение затрат на корма;

— контроль сервис-периода коров;

Разработка мероприятий по данным направлениям позволит сократить себестоимость, увеличить объемы производства и повысить качество молока, что положительным образом скажется на эффективности производства молока в ООО «Урал».

Литература:

  1. Белякова, Г. Я. Концептуальные основы устойчивого развития молочного скотоводства / Г. Я. Белякова, М. Г. Озерова, О. Ю. Гаврилова // Фундаментальные исследования. — 2019. — № 6. — С. 35–41.
  2. Китаёв Ю. А. Современное состояние молочного скотоводства в России / Ю. А. Китаёв // Техника и технологии в животноводстве. — 2020. — № 4(40). С. 100–106.
  3. Коваленко, Н. Я. Экономика сельского хозяйства: учебник для вузов / Н. Я. Коваленко [и др.]. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 406 с.
  4. Текеева, Х. Э. Критерии эффективности сельскохозяйственного производства / Х. Э. Тексеева // International Agricultural Journal. — 2020. — Т. 63. — № 1. — С. 13.
  5. Чекавинский А. Н. Как увеличить производство молока в России // Проблемы развития территории. 2017. № 3 (89). С. 145–155
Основные термины (генерируются автоматически): производство молока, реализация молока, эффективность производства, корова, молочная продукция, высокая продуктивность, молочная продуктивность, молочное производство, Пермский край, темп роста.


Похожие статьи

Анализ потенциала рынка молочной продукции на территории южных районов Красноярского края и Республики Хакасия

Анализ экономической эффективности деятельности предприятия «Домашние блины» в г. Томске

Основы анализа готовой продукции и ее продаж на примере ОАО «Плодопитомник» Лысковского района Нижегородской области

Анализ технологии отбора и подбора персонала в ООО «Елена», г. Комсомольск-на-Амуре

Особенности внедрения инструментов бережливого производства на мясоперерабатывающем предприятии на примере ЗАО «Марийское»

Экономическая оценка эффективности технологий заготовки кормов в условиях Ставропольского края

Анализ экономической эффективности использования основных средств на предприятии OOO «Суксунское»

Проблемы совершенствования организации бухгалтерского учета и аудита отгрузки и продажи готовой продукции в ООО «Боспорэкострой»

Исследование целевого потребительского сегмента на примере ресторана г. Магнитогорска

Анализ ассортимента и потребительских предпочтений мясных полуфабрикатов, реализуемых в ТС «Подсолнух»

Похожие статьи

Анализ потенциала рынка молочной продукции на территории южных районов Красноярского края и Республики Хакасия

Анализ экономической эффективности деятельности предприятия «Домашние блины» в г. Томске

Основы анализа готовой продукции и ее продаж на примере ОАО «Плодопитомник» Лысковского района Нижегородской области

Анализ технологии отбора и подбора персонала в ООО «Елена», г. Комсомольск-на-Амуре

Особенности внедрения инструментов бережливого производства на мясоперерабатывающем предприятии на примере ЗАО «Марийское»

Экономическая оценка эффективности технологий заготовки кормов в условиях Ставропольского края

Анализ экономической эффективности использования основных средств на предприятии OOO «Суксунское»

Проблемы совершенствования организации бухгалтерского учета и аудита отгрузки и продажи готовой продукции в ООО «Боспорэкострой»

Исследование целевого потребительского сегмента на примере ресторана г. Магнитогорска

Анализ ассортимента и потребительских предпочтений мясных полуфабрикатов, реализуемых в ТС «Подсолнух»

Задать вопрос