Уровень готовности будущих педагогов-психологов к реализации инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 19.12.2021

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Шарина, К. А. Уровень готовности будущих педагогов-психологов к реализации инклюзивного образования / К. А. Шарина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 428-430. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87038/ (дата обращения: 18.07.2024).



В статье раскрывается тема инклюзивного образования в России, производится сравнение специальной и инклюзивной моделей обучения, анализируется процесс совершенствования законодательства в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), а также проводится исследование на тему профессиональной и психологической готовности студентов к работе с обучающимися, имеющими статус ОВЗ.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ФГОС, дети с ОВЗ, толерантность.

На сегодняшний день проблема подготовки кадров к реализации инклюзивного образования как никогда актуальна. В современной образовательной среде происходят коренные изменения, связанные с переходом от традиционной модели обучения и обучения в специальных (коррекционных) классах к инклюзивной. По-другому это включенное обучение, предполагающее доступную среду для всех категорий детей, главной особенностью которой является гибкость, что значит способность подстраиваться под каждого ребенка. В нашем случае это совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и нормотипичных детей. Каждый год численность детей с данной категорией увеличивается, а специализированных школ становится меньше. Эта направленность является современной тенденцией общества.

Развитие отечественного инклюзивного образования закреплено в Федеральном законе «Об образовании в РФ» (2012), ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (2014), ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2014) и, конечно, описанные нормативные документы предполагают повышение требований к деятельности участников образовательного процесса.

Введение ФГОС образования обучающихся с ОВЗ предполагает, что в каждой образовательной организации должны быть созданы условия, которые гарантируют: использование обычных и адаптивных оценочных шкал для ребенка с ОВЗ, которые должны соответствовать его особым образовательным потребностям; индивидуализацию образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ; целенаправленную работу по развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ и общение со сверстниками; включение детей с ОВЗ во внеурочные конкурсные работы и соревнования, соответствующие их возможностям; использование в образовательном процессе коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ; обеспечение взаимодействия общеобразовательных и специальных школ для передачи накопленного опыта [1; 2].

В связи с этим ключевой задачей является подготовка кадров, способных организовать и реализовать адаптивное обучение.

Многие годы в России обучение детей с ОВЗ осуществлялось в специальных школах, имеющих необходимые условия для обучения и коррекции нарушений в развитии детей, работающие в таких школах, имели специальное (дефектологическое) образование.

В этой ситуации у педагогов-психологов общеобразовательных организаций не было особой потребности в совершенствовании своего педагогического опыта для работы с данной категорией обучающихся и в навыке организации совместного, инклюзивного образования.

На данный момент используется профессиональный стандарт «Педагога-психолога (психолога в сфере образования)" от 24 июля 2015 г. N 514н. Работодателями он стал применятся с 1 января 2017 года. Стандарт включает в себя основные требования к педагогу-психологу такие как психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, диагностика, консультирование и т. д. Отдельно в общетрудовых функциях выделяется оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, т. е. включение коррекционной, диагностической, развивающей, консультативной работы с детьми с ОВЗ в контексте общеобразовательной среды.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогов для обеспечения образовательной инклюзии.

На базе специальности «Психолого-педагогическое образование» в ПГУ дисциплина «Психология и педагогика инклюзивного образования» была впервые введена в программу по форме — для поступивших с 2016 года. Магистерская программа по направлению «Теория и практика инклюзивного образования» была открыта в 2019 году.

До этого времени существовали только дисциплины, направленные на изучение особенностей детей с ОВЗ в целом, но не на организацию их образовательного процесса вместе с нормотипичными детьми в одном образовательном учреждении.

На этом моменте мы сталкиваемся с вопросом: влияет ли введение данной дисциплины в ВУЗах на качество практической деятельности будущих психологов-педагогов в сфере инклюзии, а главное на формирование их толерантности, т. е. готовности работы с детьми с особыми потребностями, а также как подобные навыки и аттитьюды проявляются у более старшего поколения и обладают ли они подобными характеристиками?

Как мы понимаем, им приходилось искать другие источники информации об организации инклюзивного образования. Этими источниками могли быть либо дополнительное образование, либо участие в различных семинарах или конференции, либо самообразование, но на это нужно дополнительное время и финансы.

Главный вопрос исследования заключается в том, что имеется ли динамика повышения качества знаний и формирования положительного отношения, т. е. толерантности.

В исследовании приняли участие 30 человек из них 20 человек студенты 3 курса направления «Психолого-педагогическое образование» и 10 выпускников того же направления подготовки. У студентов в программу включена дисциплина «Инклюзивное образование», у выпускников же её не было.

По результатам опросника была выявлена разница по аксиологическому блоку, особенно это прослеживается в вопросе " Как по Вашему мнению, лучше и эффективнее осуществлять процесс образования детей с ОВЗ? " у студентов преобладающим ответом стало совместное обучение в общеобразовательной школе, выпускники же ориентировались больше на обучение в специализированных школах или класса. Интересно, что в вопросе о том, считают ли исследуемые себя психологически и профессионально готовыми к работе с детьми с ОВЗ разница между ответами отсутствует, т. е. из этого можно сделать вывод об индивидуальных различиях в мотивации и направленности обучающихся. Так для закрепления новых знаний и их отработки, а также повышения психологической готовности рекомендуется введение учебной или производственной практики в ВУЗах, которая будет способствовать повышению компетентности психолого-педагогических кадров.

Таким образом, мы видим положительную тенденцию в обучение психологов-педагогов с введением новых дисциплин, способствующих формированию базового «инклюзивного» мышления, которое в будущем станет неотъемлемой частью образовательного процесса.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  3. Богданова А. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов, реализующих инклюзивное обучение /А. А. Богданова// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров — 2016 г. — № 3 (28)
  4. Возняк И. В. Развитие системы подготовки педагогов для инклюзивного образования детей в России /И. А. Возняк// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров — 2017 г. — № 2 (31).
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, ребенок, образование обучающихся, Россия, школа.


Похожие статьи

Развитие инклюзивного образования в России | Молодой ученый

Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, Россия, ребенок

Инклюзивное образование — термин, используемый для описания процесса обучения...

Инклюзивное образование — стратегическое направление...

Сегодня в России инклюзивное образование развивается относительно детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование — это тот процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех не в плане...

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

Инклюзивное образование — право каждого ребёнка с ОВЗ на качественное образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья — это хорошая инвестиция. Таким образом, можно сократить расходы на социальные нужды и зависимость человека от...

ребенок, школа, инклюзивное образование, возможность...

Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении лиц с нормативным развитием и имеющих ограниченные возможности здоровья, когда все...

ребенок, школа, инклюзивное образование, возможность...

инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, школа, образование, особый подход, общеобразовательная школа, Россия

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс...

Инклюзивное образование – проблемы и пути решения

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного...

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале...

Необходимость создания в России системы инклюзивного образованияобразования для всех») обусловлена рядом причин, среди основных: развитие идеи гуманизма и осознание ценности человеческой личности, рост числа детей с ограниченными возможностями.

Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения

Количество людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) неуклонно растет из года в год в мире, так и в России. Наиболее перспективной формой образования для детей с ОВЗ является инклюзивное образование. Под инклюзивным образованием понимают...

Проблемы формирования инклюзивного общества в России...

Инклюзивное образование — путь к интеграции в общество. Совместное обучение дает возможность установления контактов и упражнения в общении как детям с нарушениями здоровья, так и здоровым учащимся. Но при этом инклюзивное образование невозможно...

Инклюзивное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами...

Похожие статьи

Развитие инклюзивного образования в России | Молодой ученый

Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, Россия, ребенок

Инклюзивное образование — термин, используемый для описания процесса обучения...

Инклюзивное образование — стратегическое направление...

Сегодня в России инклюзивное образование развивается относительно детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование — это тот процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех не в плане...

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

Инклюзивное образование — право каждого ребёнка с ОВЗ на качественное образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья — это хорошая инвестиция. Таким образом, можно сократить расходы на социальные нужды и зависимость человека от...

ребенок, школа, инклюзивное образование, возможность...

Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении лиц с нормативным развитием и имеющих ограниченные возможности здоровья, когда все...

ребенок, школа, инклюзивное образование, возможность...

инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, школа, образование, особый подход, общеобразовательная школа, Россия

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс...

Инклюзивное образование – проблемы и пути решения

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного...

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале...

Необходимость создания в России системы инклюзивного образованияобразования для всех») обусловлена рядом причин, среди основных: развитие идеи гуманизма и осознание ценности человеческой личности, рост числа детей с ограниченными возможностями.

Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения

Количество людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) неуклонно растет из года в год в мире, так и в России. Наиболее перспективной формой образования для детей с ОВЗ является инклюзивное образование. Под инклюзивным образованием понимают...

Проблемы формирования инклюзивного общества в России...

Инклюзивное образование — путь к интеграции в общество. Совместное обучение дает возможность установления контактов и упражнения в общении как детям с нарушениями здоровья, так и здоровым учащимся. Но при этом инклюзивное образование невозможно...

Инклюзивное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами...

Задать вопрос