Самоотношение родителей детей дошкольного возраста с разным уровнем речевого развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 14.12.2021

Статья просмотрена: 135 раз

Библиографическое описание:

Шибаршина, Ю. И. Самоотношение родителей детей дошкольного возраста с разным уровнем речевого развития / Ю. И. Шибаршина, О. А. Карнеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 477-479. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86827/ (дата обращения: 30.10.2024).



В статье рассмотрены понятие самоотношения, его виды, функции. На основе эмпирических данных представлены психологические особенности самоотношения родителей детей дошкольного возраста с нормированным и нарушенным речевым развитием.

Ключевые слова: самоотношение, самоотношение родителей, дети с нормативным и нарушенным речевым развитием.

Исследования, направленные на изучение самоотношения личности, на протяжении многих лет остаются одними из приоритетных в научной и практической психологии и имеют тенденцию к увеличению. Это обусловлено главной ролью самоотношения в саморегуляции и самовыражении личности.

В отечественной психологии проблема самоотношения рассматривается по большей части как компонент самосознания. Авторы, используя понятие «самоотношение», подразумевают самооценку (А. В. Захарова, М. И. Лисина, Е. Т. Соколова, А. Г. Спиркин); личностный смысл (А. Н. Леонтьев); эмоционально-ценностное отношение (С. Р. Пантилеев, И. И. Чеснокова); систему установок (И. С. Кон, Н. И. Сарджвеладзе, В. В. Столин, Д. Н. Узнадзе). В зарубежных работах, посвященных самоотношению личности, предметом исследования преимущественно выступает система самооценок индивида (С. Куперсмит, Дж. Марвел, К. Роджерс, М. Розенберг, Л. Уэльс, Р. Шавельзон и др.).

В современной психологии не существует единого понятия «самоотношение». На протяжении всей истории психологической науки, термин самоотношение использовался в разных психологических школах в разных интерпретациях, таких как «Я-концепция», «образ Я», «глобальная самооценка», «самоуважение» и др. В некоторых работах «самоотношение» представляется как самостоятельное понятие, в других — как одно из составляющих основного понятия.

Самоотношение в отечественной и зарубежной литературе рассматривается, в качестве одного из аспектов самосознания наряду с самопознанием и самоконтролем либо в качестве одного из видов человеческих отношений наряду с субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями.

Среди наиболее крупных исследователей самоотношения можно отметить Н. И. Сарджвеладзе, С. Р. Пантилеева, В. В. Столина, И. И. Чеснокову, И. С. Кона, В. В. Мясищева, Е. Т. Соколову, Р. Бернса, С. Куперсмита, М. Розенберга, Р. Вайли.

Сам термин «самоотношение» впервые был введен Н. И. Сарджвеладзе (1974). Он определяет самоотношение как «отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направлено на самого себя» [5, с.73]

Однако проблема отношения личности к самой себе поднималась задолго до этого. Так, в классической психологии основоположник изучения «образа Я» У. Джеймс поднимал проблему самоотношения, выделяя такое понятие как глобальное личностное «Я» (self) — двойственное образование, где находятся в тесной взаимосвязи Я-сознающее (I), представляя собой приобретение индивидом опыта и Я-как-объект (Me), как содержание этого опыта. Также данный исследователь выделял понятие «самооценка». Этот термин взаимосвязан по мнению У. Джеймса с уровнем притязаний человека и его реальными достижениями. Из этого следует, что человек может регулировать свою самооценку, повышая ее, если притязания реализуются, и понижая, если реализовать их не удается [1, с.34].

Согласно позиции Р. Бернса, самооценка (в его понимании — аналог самоотношения) является аффективной оценкой представлений, обладает разной степенью интенсивности, при которой эмоции могут быть связаны с принятием или осуждением своей личности. Она отражает степень развития у индивида самоуважения, ощущения собственной ценности, позитивного отношения к себе [1, с. 65].

В теории И. С. Кона самоотношение выражается через установки, включающие в себя познавательный (представление о своих качествах и сущности), эмоционально-аффективный (самолюбие), и оценочно-волевой (самооценку, самоуважение) компоненты [2, с.231].

Огромный вклад в развитие понимания самоотношения внес отечественный психолог, врач и психотерапевт В. Н. Мясищев. Он сформулировал одно из важнеших в отечественной психологии положений теории личности, в котором подчеркивал, что «система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективное отношение ко всем сторонам действительности» [3, с. 123].

В своей работе он указывал, что отношение к себе и к окружающему нас миру является более информативной и специфичной чем такие личностные характеристики как, например, темперамент. Формирование отношений человека строится на отражении им социальных связей с окружением. На формирование отношения ребенка к окружению влияет макро- и микромир, опыт общения в нем будет способствовать формированию и проявлению его потребностей, интересов и т. д. «Истинные отношения человека к действительности, до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях» [3, с.134].

Теоретические основы понимания самоотношения как компонента самосознания были заложены И. И. Чесноковой, которая ввела в научный обиход понятие «эмоционально-ценностное самоотношение». По определению автора эмоционально-ценностное самоотношение — это специфический вид «эмоционального переживания», в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя [7, с.54].

Наиболее разработанной в отечественной психологии является концепция самоотношения В. В. Столина, в основе которой идеи А. Н. Леонтьева о деятельности, сознании личности и представления о личностном смысле как одной из основных «образующих сознания». Самосознание личности, вслед за А. Н. Леонтьевым, понимается не как любое самоописание, самопознание или комплекс самооценок. Самосознание личности направлено на то основное, что составляет ее психологическую сущность — на ее собственный личностный способ интеграции деятельностей, интеграции и иерархизации ее мотивов [6, с.78].

По мнению С. Р. Пантилеева, определение самоотношения как выражение смысла «Я» не может быть адекватно понято только через анализ «собственно психических характеристик индивида», таких как переживания, установки или эмоциональные состояния. Самоотношение есть личностное образование, а потому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта, «социальных ситуаций его развития» и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности. Каждая конкретная социальная ситуация развития задает иерархию ведущих видов деятельности и соответствующих им основных мотивов и ценностей, по отношению к которым индивид осмысляет собственное «Я», наделяет его личностным смыслом. При этом выражение смысла «Я» субъекту осуществляется в специфическом языке, в котором кроме собственно самооценочных суждений и сопровождающих их эмоциональных реакций важное место занимает эмоциональное самоотношение, которое воплощается в чувстве осознанности «Я», самоуверенности, саморуководстве, самоценности, самопринятии, самопривязанности, самообвинении, внутренней конфликтности [4, с. 35].

В. В. Столин предложил идею о строении самоотношения, по которой в основе самоотношения лежит процесс оценивания личностью своих качеств качеств относительно собственных мотивов, отражающих стремление самореализации, который может протекать в виде внутреннего диалога [6, с. 65].

По мнению Н. И. Сарджвеладзе, самоотношение имеет трехкомпонентное строение: когнитивный компонент (процессы самопознания и самооценку), эмоциональный (отношение к знаниям о себе), конативный (готовность к действию). Кроме того, самоотношение выполняет ряд функций: отображения себя, саморегуляции и самоконтроля, психологической защиты [5, с.99].

Применительно к родителям детей дошкольного возраста целесообразно рассматривать самоотношение как сложноструктурированное психическое образование, отражающее эмоциональную позицию личности по отношению к себе. Формирование позитивного самоотношения важно, поскольку именно оно способствует повышению уровня эффективности взаимодействия родителя с ребенком. При этом важнейшим условием формирования, развитого позитивного самоотношения является высокая рефлексивная культура родителей, способность целостно, творчески осмысливать себя. Фактором формирования самоотношения является характер межличностных отношений, процесс взаимодействия со «значимыми другими». Родитель является для ребенка «значимым другим».

Проблематика данного исследования связана с попыткой изучить отношение родителей к себе. Эмпирической базой исследования является МБУ «Ладья», Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Брянска. Выборку составили: 42 родителя, имеющих детей старшего дошкольного возраста (21 родитель детей с нарушенным речевым развитием -экспериментальная группа, 21 родитель детей с нормированным речевым развитием- контрольная группа).

В ходе исследования были использованы следующие методики:

1. «Тест-опросник самоотношения» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева.

2. Тест «Кто я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой);

Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

Тест двадцати высказываний «Кто я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой). Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности.

Полученные результаты показали, что у родителей, имеющих детей с речевыми нарушения наблюдается наиболее выраженные значения по следующим шкалам: самообвинение, саморуководство, интегральное чувство «против» собственного Я. Низкие показатели по таким шкалам как самопонимание, самоинтерес, аутосимпатия, самоуважение.

Самоотношение родителей, имеющих детей с речевой нормой, отличает самопонимание, самоинтерес, аутосимпатия, чувство «за» собственное Я. Для них не характерно самообвинение.

На основании критерия Манна-Уитни (при p ≤ 0,05) мы выявили достоверные различия по шкалам самоуверенность (0.0014), отношение других (0.0003), самопринятие (0.0002), самообвинение (0.001), самопонимание (0.013). По шкале «самоинтерес», «саморуководство» различия не выявлены.

К содержательным характеристикам идентичности личности родителей детей с нарушенным речевым развитием (Тест Кто я?») нами отнесены неустойчивая (42,9 %), адекватная (47,6 %), неадекватно завышенная (9,5 %) самооценка. Они продемонстрировали средний уровень рефлексии (71,4 %). В этой группе равнозначны такие тип личности, как устойчивый (42,9 %), так и сомневающийся (38,1 %). Отмечается и эмоционально-полевой тип личности (19 %).

В группе родителей детей с нормальным речевым развитием наряду с адекватной самооценкой (47,6 %) наблюдаются достаточно высокие значения неадекватно завышенного оценивания себя (38,1 %). Взрослые продемонстрировали высокий уровень способности к рефлексии (66,7 %).

Таким образом, необходима целенаправленная консультативная работа по формированию позитивного самоотношения родителей детей с нарушенным речевым развитием по таким направлениям как самопонимание, самоинтерес, аутосимпатия, самоуважение. Отдельное внимание необходимо уделить адекватности самооценки и умению рефлексирования. Это позволит детям опираться на личностно устойчивых родителей в своем психическом и речевом развитии.

Литература:

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — Москва, 1986. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006673647 (дата обращения:).
  2. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание: [Перевод] / И. Кон. — Москва: Прогресс, Б. г. (1990). — 367с. — ISBN 5–01–002213–3 URL: http://www.bim-bad.ru/docs/kon_personality_selfconscience.pdf (дата обращения: 25.09.2021).
  3. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Институт практической психологии, 1995. — 356с. — URL: http://pedlib.ru/Books/3/0100/3_0100–1.shtml (дата обращения: 12.09.2021).
  4. Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. — Москва: Изд-во МГУ, 1991. — С.34–37.
  5. Сарджвелазе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой — Тбилиси, 1989.- 182с. — URL: http://pedlib.ru/Books/1/0199/1_0199–182.shtml (дата обращения: 11.09.2021)
  6. Столин, В. В. Самосознание личности/ В. В. Столин. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 284с. — URL: PSYLIB® — В. В. Столин. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ (дата обращения: 24.10.2021).
  7. Чеснокова, И. И. Проблемы самосознания в психологии.- Москва, 1977. — 109с. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007662998 (дата обращения: 13.10.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): нарушенное речевое развитие, Столин, самоотношение, дошкольный возраст, личностный смысл, отношение, родитель детей, отечественная психология, проблема самоотношения, самоотношение родителей.


Ключевые слова

самоотношение, самоотношение родителей, дети с нормативным и нарушенным речевым развитием

Похожие статьи

Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития

В статье представлены основные подходы к пониманию сущности понятия «образ Я», структура образа Я. Рассмотрен эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития.

Воспитание детей с особенностями психического развития

В статье рассмотрены особенности работы воспитателя с детьми дошкольного учреждения, в котором обучается ребенок с особенностями психофизического развития. Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые имеют нарушен...

Развитие коммуникативной деятельности у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Представлено эмпирическое изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата и нормативным развитием. Приведено качественн...

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы

Социально-личностное развитие или социализация — это процесс усвоения социально-культурного опыта. Данный процесс протекает затрудненно для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для качественного социального развития могут быть испол...

Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня

В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у де...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...

Формирование конструктивных умений у детей с умственной отсталостью

В данной статье рассмотрены проблемы формирования конструктивных умений детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость). Проанализированные особенности обучения детей данной категории обучению конструктивной деятельности.

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Похожие статьи

Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития

В статье представлены основные подходы к пониманию сущности понятия «образ Я», структура образа Я. Рассмотрен эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития.

Воспитание детей с особенностями психического развития

В статье рассмотрены особенности работы воспитателя с детьми дошкольного учреждения, в котором обучается ребенок с особенностями психофизического развития. Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые имеют нарушен...

Развитие коммуникативной деятельности у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Представлено эмпирическое изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата и нормативным развитием. Приведено качественн...

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы

Социально-личностное развитие или социализация — это процесс усвоения социально-культурного опыта. Данный процесс протекает затрудненно для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для качественного социального развития могут быть испол...

Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня

В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у де...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...

Формирование конструктивных умений у детей с умственной отсталостью

В данной статье рассмотрены проблемы формирования конструктивных умений детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость). Проанализированные особенности обучения детей данной категории обучению конструктивной деятельности.

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Задать вопрос