Понятие самоотношения в современной психологии
Автор: Дробышевская Наталья Юрьевна
Рубрика: 23. Психология
Опубликовано в
XXV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2021)
Дата публикации: 03.11.2021
Статья просмотрена: 7321 раз
Библиографическое описание:
Дробышевская, Н. Ю. Понятие самоотношения в современной психологии / Н. Ю. Дробышевская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/404/16722/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время до сих пор в психологической науке не существует единого подхода и определения для понятия «самоотношение». Изучение работ, посвященных рассмотрению, а также изучение отношения человека к самому себе, говорит о большом количестве терминов, используемых для более глубокого описания его содержания. К данным терминам относятся следующие: общая самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе, уверенность в себе, самоуважение, аутосимпатия, самооценка и т. д. Также, в исследованиях самоотношения встречаются как терминологические, так и содержательные различия.
При этом самоотношение признано одним из главных факторов саморазвития и самоосуществления личности. Проблеме связи самоотношения с поведением посвящено много работ и исследований как отечественных, так и зарубежных авторов. Наиболее известные исследователи самоотношения: С. Р. Пантилеев, В. В. Столин, И. И. Чеснокова И. С. Кон, В. В. Мясищев, Н. И. Сарджвеладзе, Е. Т. Соколова, Р. Бернс, С. Куперсмит, М. Розенберг, Р. Вайли [1].
Например, сам термин «самоотношение» был введен Н. И. Сарджвеладзе.
Самоотношение определяется им как «отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направленно на самого себя». Также, Н. И. Сарджвеладзе говорит о том, что самоотношение составляет содержание системы «личность — социальный мир» и является одной из структурных единиц диспозиционального ядра личности» [4]. После этотого в психологических исследованиях термин «самоотношение» стал активно использоваться.
Терминологическая неопределенность к самоотношению является серьезной проблемой при изучении различных подходов.
М. Розенберг и С. Куперсмит в рамках социально-структурного биографического подхода понимали самоотношение как самостоятельную, оказывающую влияние на определенные функции самосознания, но обладающую своей специфической природой. У индивидуума, может быть, отношение к самому себе, как положительным, так и отрицательным [2].
По мнению М. Розенберга и С. Куперсмита, если отношение является устойчивым, то такое отношение определяют как самоотношение [2].
С. Р. Пантелеев, после того как проанализировал достаточно большое количество научных зарубежных исследователей, пришел к выводу, что большая часть зарубежных авторов считают, что самоотношение — это одна из форм «общего самоуважения» [3].
Отечественные исследователи видят по-разному понятие самоотношения. По их мнению, самоотношение зависит от исходной общепсихологической теории (оно может пониматься как установка, как смысл своего Я и т. д.). Соответсвенно разное виденье и понимание этого понятия неизбежно приводит к отличиям в инструментах и принципах его рассмотрения и исследования.
По мнению В. В. Столина самоотношение определяется как непосредственно-феноменологическое выражение личностного смысла «Я» для самого субъекта, что располагается на поверхности сознания, и выступает результатом и интегратором механизмов личностного самосознания.
При этом, С. Р. Пантилеев определяет самоотношение как эмоционально-оценочную подсистему самосознания личности, выражение смысла «Я» для субъекта [1].
По мнению И. С. Кона, самоотношение — это итоговое измерение «Я», выражающее меру принятия или непринятия индивидом самого себя, производное от совокупности отдельных самооценок.
Н. И. Сарджвеладзе, пишет о трехкомпонентном строении самоотношения [4]. По его мнению, оно содержит в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты.
- Когнитивный компонент. Данный компонент включает в себя самооценку, ведь в процесс самопознания и самосознания входит не только знать о себе что-то и учитывать себя процессе той или иной деятельности, но при этом оценивать свои как возможности, так и свойства по указанным критериям («хорошо-плохо», «подходит-не подходит» и др.). С помощью, процессов самопознания человек стремится понять не только, кто он, но и что он, не только то, что он сделал, но и что и как он может сделать.
2. Эмоциональный компонент. Данный компонент важен, поскольку здесь, человек несмотря на то, что знает о себе что-то и понимает, он может себя как любить, так и возможно себя презирать по поводу знаемого о себе. В эмоциональный компонент входят такие понятия как: аутосимпатии, самоуважения, самовосхищения, неудовлетворенностью самим собой и т. д.
3. Конативный компонент. Он выражается в качестве внутренних действий в адрес себя или как готовность к такого рода действиям. В конативный компонент входят следующие действия: манипуляторно — инструментальное и диалогическое отношения к себе, самоуверенность, самопоследовательность, самоприятие (то есть одобрение самого себя, самоутверждение, доверие к себе и самосогласие) и самообвинение, самоснисходительность, самоконтроль, ожидаемое отношение от других и самопредставление другому и т. д. В перечисленных действиях мотивационным импульсом в свой адрес является стремление владеть самим собой, так же умение владеть своим собственным внутренним миром, контролировать его и удерживать его в своих руках [1].
В настоящее время, наиболее актуальной является концепция, предложенная в конце прошлого столетия, отечественными авторами — В. В. Столиным и С. Р. Пантилеевым, основанная на идеях А. Н. Леонтьева о деятельности, сознании и личности и, в первую очередь, на представлении о личностном смысле как одной из основных образующих сознания.
В соответствии с указанной выше концепцией, самоотношение необходимо понимать как «непосредственную представленность в сознании личностного смысла “Я”», то есть «оценку личностью собственных черт по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации». Отношение человека к себе, здесь будет зависеть от того, является ли его «Я» препятствием на пути к его самореализации или же способствует ей. Таким образом, в данном случае самоотношение является целостной личностной системы, которая обеспечивает переживание смысла «Я», определяемого, в конечном итоге, реальными жизненными отношениями субъекта [3].
Оценочный, и эмоциональный компонент, в свою очередь, также являются сложными образованиями и включают в себя несколько модальностей. Так, согласно результатам эмпирического исследования С. Р. Пантилеева, самоуважение (оценочный компонент) представляет собой интеграцию «открытости», «самоуверенности», «саморуководства» и «отраженного самоотношения», аутосимпатия (эмоциональный компонент) — «самоценности», «самопринятия» и «самопривязанности» самоуничижение (как интеграция отрицательных полюсов двух компонентов) — «самообвинения» и «внутренней конфликтности» [3].
В заключении хочу сказать, что я разделаю точку зрения С. Р. Пантелеева.
Мне близка и понятна позиция С. Р. Пантелеев о том, что самоотношение выглядит как эмоционально-ценностное отношение в виде динамической структуры, со своей иерархической системой.
Таким образом, самоотношение — это не только сумма взятых элементов измерения, а входит в общую структуру самоотношения.
Литература:
- Астрецов, Д. А. Методологические подходы к изучению самоотношения в психологии / Д. А. Астрецов. — Текст: электронный // cyberleninka: [сайт]. — URL: /https://cyberleninka.ru/article/n/ metodologicheskie-podhody-k-izucheniyu-samootnosheniya-v-psihologii
- Колышко, A. M. Психология самоотношения: Учеб. пособие / A. M. Колышко. — Гродно: ГрГУ, 2014. — 102 c.
- Пантелеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С. Р. Пантелеев. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 100 c.
- Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой [Текст] / Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М. 2013. — 672 с.