Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Психологические концепции формирования самооценки

Научный руководитель
Психология
06.06.2024
411
Поделиться
Библиографическое описание
Ярчевская, А. А. Психологические концепции формирования самооценки / А. А. Ярчевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 378-381. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115280/.


Все большее количество людей в современном обществе не могут справиться с определенными жизненными ситуациями, но в основе их уязвимости лежит неспособность правильно оценить собственные возможности. Проблемы в личной жизни, конфликты в студенческих сообществах, потеря счастья и вкуса к жизни — это одни из самых разнообразных проблем, в основе которых лежит низкая самооценка.

Ключевые слова: самооценка, студенты-психологи, представление о себе, отношение к себе.

Самооценка человека лежит в основе формирования системы личности, которая во многом определяет уровень настойчивости человека в жизни, влияет на формирование его жизнедеятельности и моделей поведения. Самооценка отражает степень развития чувства собственного достоинства человека, его самооценку и отношение ко всему, что входит в сферу «Я». В одной и той же ситуации разная самооценка приведет к разному поведению, разному принятию решений и разному влиянию на развитие событий.

В современном обществе все больше и больше людей не в состоянии справиться с определенными жизненными ситуациями, но их уязвимость основана на неспособности адекватно оценивать свои способности. Проблемы личной жизни, конфликты в студенческом сообществе, потеря благополучия и вкуса к жизни — вот некоторые из самых разнообразных проблем, основанных на низкой самооценке.

Сегодня наша жизнь требует больше инициативы, настойчивости, смелости, уверенности в себе. Эти качества способствуют формированию настоящего специалиста в любой сфере деятельности, и сегодня очень важно работать над развитием этих качеств и повышением самооценки студентов, будущих психологов. Поэтому, всегда необходимо целенаправленно работать, чтобы повысить самооценку студентов-психологов.

Для человека крайне важно формировать свое собственное представление о себе, поскольку часто бывает сложно разобраться в собственных чертах личности, особенно в молодом возрасте. Помочь разобраться в данном вопросе помогает самосознание личности.

Согласно В. С. Мерлину, самосознание представляет собой сложную психологическую структуру, включающую в себя сознание своей тождественности, осознание своего активного «я», осознание своих психических свойств и качеств, а также определенную систему социально-нравственных самооценок [1].

По мнению В. В. Столина, образ самого себя формируется в процессе жизнедеятельности как своеобразное психическое образование, позволяющее совершать более адекватные и эффективные действия.

Одной из самых известных работ, посвященных Я-концепции, является работа Р. Бернса «Развитие и воспитание Я-концепции». Обобщая опыт многих исследователей, Р. Бернс определяет Я-концепцию следующим образом. Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о самом себе, связанных с его оценкой. Описательный элемент Я-концепции называется образом Я или картиной Я.

Р. Бернс, определяя Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя, выделяет в ней три элемента [3]:

  1. Образ Я — представление индивида о самом себе.
  2. Самооценка может быть разной степени интенсивности, так как конкретные черты образа Я могут вызывать сильные эмоции, которые связаны с их принятием или осуждением.
  3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

«Образ Я» включает в себя три основных аспекта: текущее «я» (как человек видит себя в настоящий момент), желаемое «я» (каким он хотел бы стать) и показываемое «я» (как он представляет себя окружающим). Эти три измерения существуют в единой личности, способствуя ее целостности и развитию.

В психологии принято различать две формы «Я-образа» — реальную и идеальную. «Истинная форма» не означает, что это изображение соответствует реальности. Это восприятие человеком самого себя, «какой я есть здесь и сейчас». Идеальный «образ себя» — это восприятие человеком самого себя согласно его желаниям, «каким я хотел бы быть». В большинстве случаев эти формы различаются.

Куперсмит говорит о том, что самооценка — это отношение человека к себе, которое формируется постепенно и приобретает привычный характер; оно может выражаться в виде одобрения или неодобрения, степень которого определяет уверенность человека в своей значимости и важности [4].

По мнению Розенберга, самооценка является индикатором того, насколько хорошо у человека развито чувство собственного достоинства, ощущение собственной значимости и позитивное отношение к тому, что относится к его «Я» [5]. Исходя из этого, низкая самооценка подразумевает негативное отношение к себе и отрицательное отношение к своей личности.

Обобщая, можно сказать, что индивид оценивает себя по двум направлениям:

1) путем сопоставления своих целей и возможностей с теми результатами, которые он достиг в своей деятельности;

2) путем сопоставления себя с другими людьми, которые также достигли определенных результатов.

Психология определяет самооценку как отношение уровня притязаний к уровню возможностей. У. Джеймс, будучи величайшим английским философом и психологом, в свое время разработал эту величину.

Самооценка = Уровень притязаний / Уровень возможностей

Идея связи между результатами собственной деятельности, моделями оценки или критериями результатов и самоотношением субъекта выражена в известной «формуле» У. Джеймса, самооценка которого прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна стремлениям, то есть предполагаемому успеху, которого человек намеревался достичь. Данная формула утверждает, что стремление к повышению собственной самооценки может быть осуществлено двумя путями. Человек имеет возможность или повысить свои ожидания, чтобы достичь максимального успеха, или понизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается [2].

Важно, чтобы самооценка была объективной и критической. Это не означает, что нужно постоянно находить в себе недостатки и самокритиковаться. Оценивая себя с учётом других людей, важно смотреть на себя объективно и непредвзято (то есть критически). Необходимо увидеть свои сильные стороны и относиться к ним с уважением, активно использовать их в повседневной жизни.

При изучении важности адекватной самооценки у подростков и молодых людей, известная психолог Р. М. Грановская отмечала, что человек, положительно оценивающий себя, обычно проявляет доверие и доброжелательность к окружающим, в то время как низкая самооценка чаще связана с негативным отношением к другим людям.

Таким образом, анализ научной литературы показывает, что однозначного толкования понятия «самооценка» не существует. Под самооценкой понимается оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей и места среди других людей, которые формируются в процессе социализации. Нет и единого мнения о путях формирования самооценки, различные авторы рассматривают этот процесс с различных позиций.

Литература:

  1. Мерлин, В. С. Структура личности: Характер, способности, самосознание / В. С. Мерлин — Пермь: Пермский государственный педагогический институт, 1990. — 108 c. — Текст: непосредственный.
  2. Молчанова, О. Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования / О. Н. Молчанова — Москва: Флинта, Наука, 2010. — 389 c. — Текст: непосредственный.
  3. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л. В. Бороздина — Текст: непосредственный // Вестник Московского Университета. — 2011. — № 1. — С. 54–65.
  4. Бернс, Р. Самооценка и взаимоотношения в семье / Р. Бернс — Москва: Прогресс, 2014. — 422 c. — Текст: непосредственный.
  5. Немов, С. Р. Общие основы психологии / С. Р. Немов — 4-е изд. — Москва: Владос, 2003. — 688 c. — Текст: непосредственный.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
самооценка
студенты-психологи
представление о себе
отношение к себе
Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 378-381):
Часть 5 (стр. 317-391)
Расположение в файле:
стр. 317стр. 378-381стр. 391

Молодой учёный