Проблема связи самоотношения и самоактуализации личности весьма востребованное направление исследований в современной психологии. Самоотношение (чаще всего подразумевается позитивное самоотношение) — важный аспект развития полноценно функционирующей личности. Именно самоотношение определяет, будет ли личность позитивно относиться к себе, будет ли стремиться к чему-то и т. д.
Самоактуализация представляет собой желание личности обнаружить предел своих возможностей и максимально раскрыть его. В связи с чем мы видим, что самоотношение и самоактуализация личности весьма тесно связанные психологические структуры. Без позитивного отношения к себе, к своим особенностям, личность не будет стремиться к выявлению всех своих потенциальных возможностей, к их развитию и раскрытию. В связи с чем данная проблема весьма актуальна. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования (Е. Н. Биличенко, О. А. Бокова, Л. К. Насырова, Л. С. Рябенко, И. В. Харитонова и др.).
Однако данная взаимосвязь малоизучена у студентов различных направлений подготовки, несмотря на то, что проявления самоотношения и самоактуализации весьма важны на данном этапе жизни, поскольку происходит профессиональное определение, профессиональное развитие и становление. В случае если у студента будет негативное самоотношение, вероятно, он не будет стремиться к развитию и совершенствованию себя в профессии, что в последующем негативно отразиться на его карьере. Также ответа требует вопрос о том, имеют ли свои различия проявления взаимосвязи самоотношения и самоактуализации у студентов технической и гуманитарной направленности обучения.
Самоактуализация представляет собой сложное и многозначное понятие. Несмотря на возрастающий интерес к проблеме самоактуализации и большой объем работ по этой теме, исследователями не сформулировано однозначное определение феномена самоактуализации, которое четко отражало бы его сущность и структуру.
Понятие самоактуализации впервые было введено в науку К.Гольдштейном, немецким и американским неврологом, психиатром.
Изначально самоактуализация трактовалась им как активация тех внутренних ресурсов в посттравматический период, которые ранее не проявляли себя, для того чтобы помочь личности в восстановлении и реорганизации.
Идею самоактуализации К.Гольдштейна продолжил в своей теории К. Роджерс, считавший, что каждому индивиду присущ внутренний импульс, который направляет его в сторону роста и развития. Всем живым организмам свойственно «стремление к расширению, раскрытию, развитию, взрослению — стремление выразить и активизировать способности организма и своей сущности». Причем стремление к актуализации и проявлению сущности раскрывается при наступлении благоприятных условий. Самоактуализация по К.Роджерсу — это процесс реализации на протяжении всей жизни человека его потенциала, конечной целью которого является полноценно функционирующая личность. Достигая своей цели, человек проживает насыщенную, наполненную смыслом жизнь, все время, находясь в движении и поиске
Фундаментальная психологическая теория самоактуализации принадлежит А. Маслоу, основателю гуманистического течения западной психологии. На протяжении трех десятилетий А. Маслоу разрабатывал идею самоактуализации и рассматривал ее в трех разных контекстах: это самоактуализирующиеся личности; пиковые переживания и самоактуализация как процесс развития. По мере изучения этих аспектов, Маслоу вкладывал разный смысл в само понятие самоактуализации.
Согласно первой теории мотивации А. Маслоу, самоактуализация — это высший уровень психологического развития человека, который может быть достигнут только в том случае, когда удовлетворены базовые потребности личности. Далее, рассматривая самоактуализацию как процесс и связывая ее с мотивацией развития, А. Маслоу утверждает, что у большинства людей самоактуализация присутствует в виде стремления, надежды, влечения, чего-то смутно желаемого, но еще не достигнутого.
Самосознание является одной из наиболее важных особенностей психологического и социального существования человека. Под самосознанием понимается отношение человека к самому себе, собственной личности, своим действиям. Понятие «Я» имеет широкое распространение в различных науках о человеке и обществе. Новейший философский словарь дает следующее определение «Я»: «Я — фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида».
Представление личности о себе и ее поведенческие проявления определяются самоотношением. Позитивное самоотношение создает позитивную Я-концепцию. Самоотношение, фильтруя перцептивные признаки и наделяя их значением, определяет представление о себе, самовосприятие.
Литература:
- Авдулова Т. П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования [Текст] / Т. Д. Марцинковская, Т. П. Авдулова. — М.: ИЦ Академия, 2011. — 336 c.
- Гальперин П. Я. Введение в психологию: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям [Текст] / П. Я. Гальперин. — 5-е изд. — М.: Университет: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. — 327 с.
- Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / И. Ю. Кулагина. — М.: Академический проект, 2015. — 420 c.
- Пантилеев С. Р. Самоотношение личности [Текст] / С. Р. Пантилеев. // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия [Текст] / сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом Бахрах, 2000. — 656 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
- Сарджвеладзе Н. И. Самоотношение личности [Текст] / Н. И. Сарджвеладзе // Психология самосознания: хрестоматия / сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом Бахрах, 2000. — 656 с.