В статье рассматриваются теоретические подходы в психологии к определению понятия «самоопределение» отечественных и зарубежных авторов.
Ключевые слова: самоопределение, личность, психология, профессия.
Современный мир движется с немыслимой скоростью, с появлением коммуникационных средств и обильного потока информации все сложнее становится сделать выбор: профессии, направления для развития, личностных ориентиров.
Группа исследователей В. И. Кожокарь, И. С. Кон, В. А. Крутецкий, А. В. Мудрик, Е. А. Шумилин и др. в своих трудах, посвященных изучению психологии старшеклассников поднимает проблему самоопределения и рассматривает ее в тесной связи с такими вопросами, как социальная и гражданская зрелость, автономность и обособление. Сам термин «самоопределение» используется в различных областях человекознания: в социологии, педагогике, психологии для обозначения процесса взросления личности, формирования жизненной перспективы, жизненных планов, выбора профессии. Означает умение гибко и быстро реагировать на все культурные и социальные изменения в обществе, адаптироваться к ним через овладение необходимыми знаниями и навыками [5].
Рубинштейн С. Н. вносит понятие «сознательное самоопределение», под которым подразумевает что человек не только находится в определенном отношении к миру, но и сам определяет это свое отношение [8].
Существует подход А. Маслоу, который предложил концепцию профессионального развития и выделил центральным понятием самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в деле, что является для нее важным. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» есть такие понятия как «самоактуализация», «самореализация» и «самоосуществление» [4].
Маркова Е. В. в своей работе по изучению сущности понятия «самоопределение» выделяет самоопределение как интегративное личностное свойство человека, обусловливающее его способность ориентироваться в пространстве экзистенциального выбора, обретать смысл человеческого существования, совершать выбор нравственно оправданной жизнедеятельности, проявляя при этом качества субъекта жизнетворчества Самоопределение человека задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределение. Иванова Е. М. определяет профессиональное самоопределение как сложный, многоэтапный процесс, включающий целый ряд процедур: профессиональное просвещение, индивидуальное профконсультирование, информирование, профориентирование. Наряду с этим, по мнению исследователя, данный процесс необходимо рассматривать как деятельность человека, направленную на познание мира профессий, осознание своих интересов и возможностей, на построение личных профессиональных планов соответственно избранной области будущей профессиональной деятельности [3, с. 10].
Над проблемой профессионального самоопределения работали ряд авторов, такие как С. Н. Козловская, Е. В. Ананьина, А. А. Русанова, М. В. Ососова и другие, что подчёркивает большое количество разработок по этой проблеме.
Мударисов А. А. в своей научной публикации упоминает Р. Бёрнса, который описывает личностно-профессиональное самоопределение как вывод о позитивном влиянии развитой и всесторонне отрефлексированной Я-концепции на самоопределение личности. Однако современные словари трактуют самоопределением личности как осознанное и осмысленное проявление и предъявление социуму своих представлений и суждений, утверждение и декларация своей позиции по отношению к проблемам, затруднительным и противоречивым обстоятельствам и ситуациям, в которые человек либо вовлечён, либо создал их сам [6, с. 351].
Проблема самоопределения личности рассматривается в работах философов и социологов (А. Г. Спиркина, В. А. Ядова и др.), психологов (К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбурга, И. С. Кона, А. В. Петровского, и др.), педагогов (А. В. Мудрика, В. И. Журавлева и др.) [2].
Личностное самоопределение предстаёт в разных значениях особенно в по окончании юношеского периода, оно может быть понято и как экзистенциальный выбор и как преодоление противоречия между стремлением к реализации адаптивной и надситуативной активности [7], и как осознание субъективной обоснованности доминирования саморегуляции либо самоорганизации, проявляющейся в социальном поведении [1], и как стремление к социальной адаптации и, одновременно, к независимости от социума [6].
Имеющееся множество подходов к понятию «самоопределение» говорит о неразрешености на данный момент проблемы определения данного понятия в общей понятийной структуре психологической науки.
Устойчивый характер словоупотребление самоопределения приняло как «жизненное», «профессиональное», «социальное», каждое из которых отражает различные явления и нуждается в научном истолковании [10].
Литература:
- Абульханова К. А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 5–18.
- Гнетов Теория профессионального самоопределения молодежи социальной среде // Психологический журнал. — 2007
- Иванова Е. М. Профориентационная профессиография / Е. М. Иванова. — М.: Высшая школа психологии, 2005
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М., 2002.
- Панина С. Т., Макарченко Т. А. Профессиональная ориентация // Юрайт. 2017.
- Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь. — 2-е изд., испр. и доп. — 1997
- Петровский А. В. Личность в психологии (парадигма субъектности). — М.,1996.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999
- Сафин В. Ф.. Психология самоопределения личности: Учеб. пособие/Свердл. пед. ин-т. Свердловск. — 2006
- Ярушкин Н. Н. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности— СПб., 1998