В статье автором представлены различные подходы к определению понятия «культура», выделяя многообразие трактовок, обусловленное ее феноменом.
Ключевые слова: культура, сущность культуры, структура культуры
The author suggests different approaches to the definition of the concept of «culture» highlighting the diversity of interpretations due to its phenomenon.
Keywords: culture, essence of culture, structure of culture
Для того чтобы дать определение такого явления как культура, уточним значение этого слова, т. к. оно имеет массу смысловых оттенков и определений. В связи с чем, может возникнуть некоторое разночтение и, следовательно, недопонимание. Н. К. Рерих дает поэтическое определение культуры: «Культура есть почитание света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце» [3, с.174].
Слово «культура» пришло к нам из латинского языка (cultura) и уже тогда имело три значения. Надо отметить, что эти значения тесно связаны между собой, как ступени одной лестницы. И, чтобы проникнуть в суть этого слова, необходимо преодолеть все три ступени. Итак, первое значение — это взращивание, разведение, уход, некая защита живого (то, что связано непосредственно с жизнью). Второе — воспитание, образование и развитие. И третье — поклонение, почитание, культ. Причем, если иметь в представлении лестницу, то подниматься по ней нужно с третьей ступени, т. е. вначале идет поклонение и культ и т. д. если же начать движение со второй ступени, минуя третью, т. е. получить знания, образование, но не иметь культа, ничему не поклоняться, не иметь ничего святого, то знание может стать страшным оружием, бомбой в руках человека [1, с. 132].
Начиная с XVIII века, культура становится предметом фундаментального исследовательского интереса. К ней обращают свои взоры многие выдающиеся мыслители. В последующие два века этот интерес усиливается едва ли не в геометрической прогрессии. По состоянию на сегодняшний день известны более тысяча её дефиниций. Более того, предпринимается немало попыток сгруппировать эти разноречивые понятия по некоторым схожим смыслам и признакам.
Культура — основная характеристика человеческого общества, его развития, существования, система ценностей, норм, идей, моделей поведения в символической форме, транслируемых и передаваемых из поколения в поколение. Система ценностей является повседневным ориентиром жизни человека, практическим отношением к предметам и явлениям. Это система может быть продуктом труда, предметом товарного обмена или предметом искусства. При более детальном рассмотрении можно сказать, что ценности — это неких набор идеалов, образцов поведения, норм, произведений культуры и искусства, результатов исследований, технологий и пр.
В зависимости от вида субъекта культуры выделяют следующие структурные составляющие данного понятия: элитарная, или высокая культура (создается привилегированными группами общества и для них же, характеризуется узкой целевой направленностью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью), массовая культура (приспособлена ко вкусам и потребностям широких масс потребителей культуры, характерная черта которой — высокая тиражированность), народная культура (культура широких народных масс, сформированная с момента образования национального государства, в основе которой лежат традиции и обычаи, выстроенные на опыте масс и самодеятельности народов-носителей).
Под культурой сегодня, в широком смысле, понимают всю совокупность человеческой деятельности: накопленные социумом навыки и умения, в том числе материализованные в виде артефактов, формы и способы самопознания и самовыражения, набор клишированных кодов, предписывающих человечеству модели поведения, выполняя тем самым воспитательную, гносеологическую, регулятивную, ценностную и другие функции. Общие явления, типичные для всех представителей культур, проявляющиеся во всех обществах и группах называют культурными универсалиями.
Многообразие трактовок понятия «культура» отражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. Например, культуру описывают, как идеальную сторону жизни людей, их отношений, поведений. Культура — это идеалообразующая сторона жизнедеятельности людей. Именно в сфере культуры создаются идеалы отношения человека к человеку, идеалы хозяйственно-экономических отношений, идеалы социального поведения: семейной жизни, этических отношений [4,с.139]. Так же культуру трактуют, как уровень развития людей. Культура — исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Некоторые авторы считают, что культура — это достижения всех людей за все периоды и во всех областях. Культура — это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу [2, с.257].
Культура — многозначное, не имеющее четкого определенного термина слово. Культура — это совокупность духовных ценностей и норм, которые присуще большой социальной группе, народу или нации, определяющий уровень развития общества в целом. С понятием «культура» связаны такие понятия как «культурные ценности», «культурное наследие», «культурные блага», «культурная деятельность».
Исходя из всего вышесказанного и объединив научные подходы исследований, сформируем «современное» представление о культуре.
Итак, культура — это:
– система ценностей и норм, поддерживающих социализацию общества;
– комплекс идей и их материальных воплощений, включающий в себя воспроизводство и развитие человека как субъекта деятельности;
– система культурных универсалий, обладающих структурными, функциональными и динамическими закономерностями;
– совокупность артефактов, знаний, верований, выражающих адаптацию и репродуцирование жизненного уклада человечества.
Следовательно, понятие «культура» можно определить как мир сознательного человеческого бытия, созданный и созидаемый людьми в процессе взаимодействия с природой и между собой, который выражается в материальных, духовных и социальных продуктах (нормах, обычаях, целях, отношениях, процессах, идеях, ценностях, формах поведения и других искусственных явлениях и объектах), лежащих в основе общественной, коллективной и индивидуальной жизни. Культура, как вторая природа, также означает то, что она, как и природа, существует объективно, независимо от конкретного индивида. Это своего рода результат взаимовлияния природы и человека.
Литература:
- Бирюкова Е. А. О значении понятия «культура» //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 12–4. — С. 131–134.
- Ерасов Б. С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, доп. и перераб. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 591 с.
- Рерих Н. К. Избранное /Составитель и вст. ст-я В. М. Сидорова. — М.: Правда, 1990. — 528 с.
- Фахрутдинова А. З., Отургашева Н. В. Общественные объединения как фактор сохранения и трансляции культурных ценностей // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. — 2013. — № 2 (10). — С. 135–140.