Как известно, в баскетболе результативность игры определяется прежде всего бросками с игры. Тем не менее, многие специалисты считают, что исход игр в баскетболе зачастую решается на линии штрафного броска. [1] Многие авторы занимались изучением факторов, влияющих на точность штрафных бросков [1,4,5], однако, большинство разработанных ранее методик повышения точности штрафных бросков не учитывают специфику самой соревновательной деятельности. Соревновательная деятельность в баскетболе характеризуется широким спектром факторов, негативно влияющих на деятельность спортсмена. Это помехи, исходящие от зрителей в зале, партнёров по игре, судей, соревновательных условий, утомление. Влияние помех на спортсмена может сказываться отрицательно на результативность его соревновательной деятельности. Методик, направленных на повышения помехоустойчивости спортсменов в конкретном виде спорта, в частности, в баскетболе, крайне мало. А разработки, касающиеся повышения помехоустойчивости при выполнении штрафного броска, как специфичного элемента игры, вообще отсутствуют. Таким образом, противоречие между необходимостью преодоления влияния соревновательных помех в таком важном элементе игры баскетбол как штрафной бросок и теоретической неразработанностью данного вопроса, и определило тему нашего исследования.
Проведённые нами ранее исследования [2,3], позволили выявить наиболее значимые факторы, негативно влияющие на результативность штрафного броска в условиях соревновательной деятельности, которыми являются физическое утомление и акустические помехи. Поэтому целью данного исследования было разработать методику формирования помехоустойчивости у баскетболисток 15–17 лет при выполнении штрафных бросков. Опираясь на проведённые ранее исследования, в которых анализируется состав помех, воздействующих на спортсменок в условиях соревнований, мы определили основные направления в работе с юными баскетболистками по повышению уровня помехоустойчивости. Условно эти направления можно разделить на пять блоков.
Первый блок составляют упражнения, включающие в себя моделирование звуковых помех. Наши исследования показали, что звуковые раздражители отрицательно сказываются на точности штрафных бросков. Это согласуется с исследованиями, проведёнными А. В. Ивойловым (1986), в которых показано, что резкие акустические раздражители негативно воздействуют на системы человеческого организма, снижая результативность действий спортсмена. В процессе педагогического эксперимента спортивный зал, в котором осуществлялись тренировочные занятия юных баскетболисток был оснащён колонкой, через которую без предупреждения при выполнении штрафных бросков на большой громкости включались различные звуки: шум зрителей, сирена, свист, гудок и т. д. Иногда на тренировку приглашались зрители, которых просили при выполнении штрафных свистеть и выкрикивать негативные реплики: «мимо», «мазила» и т. д.
Во второй блок включены упражнения, направленные на моделирование соревновательных нагрузок. Наступившее утомление является значимой помехой, снижающей точность в реализации штрафных бросков. Это подтверждено проведёнными нами исследованиями и согласуется с мнением многих авторов [1,5].
— В тренировочных играх после соответствующих нарушений всегда пробивается штрафной бросок в его стандартных условиях. Исключили выбрасывание из-за боковой линии, как было ранее в таких случаях.
— В тренировочных занятиях, когда осуществляется работа над высокоинтенсивными формами игры, такими как быстрый прорыв, нападение в тройках, прессинг, передачи с последующим ускорением и т. д. в перерыве между сериями выполняются броски в парах с линии штрафного броска в течение 2–3 минут.
— После тренировочного занятия, направленного на развитие выносливости (например, кросс на стадионе), выполняются штрафные броски.
— При работе в парах бросающий, выполнивший серию из 3-х штрафных бросков, отдаёт мяч партнёру и делает ускорение до противоположной лицевой линии. Упражнение осуществляется, пока какая-либо из пар не наберёт 10 попаданий.
— Игры с уменьшенным составом команды до трёх человек. Игра осуществляется на два кольца и длится 5 минут. Сразу после завершения времени игроки выполняют штрафные броски, до тех пор, пока кто-либо не наберёт 10 попаданий. Упражнение выполняется 3 раза.
Третий блок составляют упражнения, направленные на моделирование конкурентного стимула, без которого не обходится ни одно соревнование:
— После того как прошло примерно 2/3 игрового времени тренировочного занятия в момент пробития штрафных бросков игроком проигрывающей команды объявлялся счёт равным, а вес штрафного броска увеличивался с одного до двух очков.
— Соревнования на точность штрафных бросков в парах. Первый из партнёров осуществляет серию штрафных бросков до первого промаха. Второй должен повторить или превзойти его результат. Упражнение продолжается до трёх побед одного из партнёров.
— В конце тренировочного занятия в пятёрках по очереди выполняется по 2 броска с линии штрафного, выигрывает команда, набравшая первой 15 очков.
— В перерыве между таймами обе пятёрки выполняют штрафные броски в свои кольца сериями по три броска на протяжении 3-х минут. Сумма забитых каждой пятёркой штрафных прибавляется к очкам, набранным в первом тайме.
Как уже говорилось выше, результат многих матчей решается именно на линии штрафного. В этот момент каждое попадание может определить исход матча. Для этого мы предлагаем в рамках некоторых тренировочных занятий прибегать к искусственному завышению значимости штрафного броска (четвёртый блок): в рамках тренировочных игр увеличивать вес штрафного броска до 2-х очков за одно попадание.
Пятый блок включает упражнения на концентрацию и устойчивость внимания. Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания рекомендуется включать в методику тренировки штрафного броска, поскольку данные психические функции позволят спортсмену концентрироваться на выполняемой деятельности, отвлекаясь от негативных воздействий, а также удерживать внимание на текущей деятельности, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Данный блок включает следующие упражнения: «Прожектор», «Помехи», «Фокусировка», «Пальцы», «Сверхвнимание», «Муха», «Ритмическое созерцание», «Красно-чёрная таблица», «Таблица Шульте», «Расстановка числе», «Насос». [5]
Литература:
- Бондарь, А. И. Повышение помехоустойчивости спортсменов игровых видов спорта (на примере баскетбола) / А. И. Бондарь, С. А. Лихачев, А. Н. Качинский и др. // Минск: Научно–исследовательский институт физической культуры и спорта Республики Беларусь. — 2014. — 30 с.
- Буркова, В. Е. Анализ состава помех при выполнении штрафного броска у юных баскетболисток / В. Е. Буркова. — Текст: непосредственный // Молодой учёный. — 2021. — № 30. — С. 116–118.
- Буркова, В. Е. Биомеханические характеристики помехоустойчивости у юных баскетболисток при выполнении штрафных бросков / В. Е. Буркова, О. И. Загревский, В. И. Загревский. — Текст: непосредственный // Сборник международной научно-практической конференции, посвященной памяти д. п.н., профессора В. Н. Зуева «Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: целевые ориентиры, технологии и инновации. — Тюмень: Вектор Бук, 2021. — С. 150–154.
- Ивойлов, А. В. Помехоустойчивость движений спортсмена / А. В. Ивойлов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 110 с.
- Яковых, Ю. В. Формирование помехоустойчивости у юных баскетболистов на этапе начальной спортивной специализации: специальность 13.00.04 «теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Яковых Юрий Владимирович; Тобольский государственный педагогический институт им. Д. И. Менделеева. — Тобольск, 2008. — 156 c. — Текст: непосредственный.