Достижение высоких результатов в избранном виде спорта невозможно без выявления ведущих, доминантных факторов в данном виде деятельности спортсменов. Если же рассматривать игровые виды спорта, то в них конечный результат определяется целой совокупностью разнообразных факторов, поэтому в этой группе видов спорта проблема выявления ведущих из них особенно актуальна. Исходя из этого, мы предполагаем, что планирование и построение учебно-тренировочного процесса (на каждом этапе подготовки) и соревновательной деятельности должно быть направлено на совершенствование отдельных качеств и свойств спортсменов, определяющих эффективность соревновательной деятельности [1, 3, 4, 6].
Как показывает практика, одним из факторов, снижающих эффективность системы подготовки футболистов высокой квалификации, является несоответствие между характером тренировочных нагрузок и требованиями соревновательной деятельности. В связи с этим одной из наиболее актуальных задач в теории и методике тренировки футболистов становится обоснование и разработка эффективных средств специальной подготовки игроков [2, 5, 8].
Использование общепринятой методики подготовки футболистов, построенной только на основе выполнения программных требований, содержащихся в учебном плане, без гибкого изменения методических подходов не может соответствовать современным требованиям. Возникает необходимость активного управления процессом подготовки спортсменов. Одним из таких аспектов управления тренировочным процессом можно считать научно-обоснованную систему контроля за состоянием различных сторон подготовленности спортсмена. Регулярное и систематическое использование контрольных (тестовых) упражнений позволяет не только получать срочную и необходимую информации о состоянии подготовленности (физической, технической и др.) исследуемых, но и выявить насколько эффективно и целесообразно применение тех или иных средств и методов тренировки в учебно-тренировочном процессе.
По мнению специалистов в области спорта и мы полностью с этим согласны, эффективность комплексного контроля зависит от информативности используемых тестов. Выбор информативных тестов для диагностических процедур при оценке подготовленности спортсмена — вопрос весьма сложный, так только одна сторона физической подготовленности явление многофакторное и определяется не только уровнем высокого развития основных двигательных качеств, но и их рациональной взаимосвязью, обеспечивающей решение основной педагогической задачи на каждом этапе тренировки. Другими словами, физическая подготовленность спортсмена выражается в ее структуре, в основе которой лежит соотношение определенных двигательных качеств и способностей, обеспечивающих спортивные достижения [1, 3]. Известно, что специфические упражнения обладают наибольшим тренирующим воздействием и используются как средства специальной подготовки. Их применение обеспечивает прямой положительный перенос навыков и двигательных качеств и как следствие — быстрый рост спортивных результатов. В то же время довольно часты (особенно в игровых видах спорта) случаи, когда тренировочные упражнения внешне — по своей технико-тактической направленности — моделируют соревновательные упражнения, и их, казалось бы, можно отнести к разряду специализированных.
Однако регистрация ЧСС или любого другого физиологического критерия показывает, что ожидаемого соответствия между интенсивностью соревновательной игры и интенсивностью этих упражнений нет. Сделать эти упражнения по-настоящему специализированными можно лишь тогда, когда условия их выполнения (такие, например, как скорость перемещения игроков, активное сопротивление партнеров и т. д.) будут максимально приближены к игровым Необходимо моделировать упражнения в условиях соревнователь ной деятельности, работа должна строиться преимущественно по принципу сопряженной подготовки (технико-тактической и физической) [3, 8].
Известно, что показатели физиологической нагрузки соревновательного упражнения целесообразно рассматривать как модельные, т. е. такие, на которые следует ориентироваться, планируя величину и направленность нагрузки физической, выполняемой спортсменами в ходе тренировочных занятий. Иначе говоря, нагрузка соревновательного упражнения должна быть основанием для подбора и распределения тренировочных упражнений, а используемые в тренировочном процессе упражнения должны воздействовать, прежде всего, на факторы, обусловливающие результат в соревновательном упражнении.
Проведенный анализ данных результатов экспериментальных исследований показывает, что для оперативного управления физической подготовленностью футбольной команды следует использовать данные оценки соревновательной двигательной активности, а именно те, которые отражают данные об объеме двигательных действий, выполняемых с максимальной и околомаксимальной интенсивностью [2, 6, 7].
Исходя из этого, для определения уровня физической подготовки футболистов в соревновательном периоде, управления их физическим состоянием рекомендуется использовать такой информативный показатель, который основывается на данных о расстоянии, преодоленном шагом, трусцой, бегом, спринтом, количестве ускорений во время игры.
Характерным отличием игроков Российской Премьер Лиги от футболистов ФНЛ и более низших лиг является существенное различие показателей потребления кислорода на уровне анаэробного порога. Экспериментальным путем подтверждено существование достоверной корреляции между показателями спринтерских ускорений (объем и количество ускорений) и данными аэробной подготовленности мышечного аппарата (г= 0,88–0,94).
В процессе практической деятельности нами выявлено и это находит свое подтверждение в работах Годика М. А., Селуянова В. П., Слуцкого Л. В. и др., что применение в тренировочном процессе во время соревновательного периода только специальных технико- тактических упражнений не позволяет удерживать аэробные возможности футболистов на уровне, приобретенном в подготовительном периоде.
Необходимо отметить, что успешность игры команды связана не только с двигательной активностью (преодоленной дистанцией, количеством выполненных рывков и спринтов и т. п.) отдельно взятого игрока, команды в целом, но и с целесообразностью и эффективностью выполняемых игроками технико-тактических действий [7]. В связи с этим для анализа специальной подготовленности (технико- тактической) представляют интерес показатели, которые в наибольшей степени влияют на объем технико-тактических действий футболистов.
Как мы видим, вопрос оценки специальной подготовленности профессиональных футболистов по данным игровой деятельности, многогранен и не случайно в практику футбола стали внедряться телевизионные компьютерные системы. В частности Л8СЬЫ8К) 8У8ТЕМ Ь1<±. УК, которая позволяет составить список игровых моментов, нарушений и ударов в матче, события, пасы и приемы двух команд, физические характеристики игроков, расположение игроков и тактику команд, сводные графики событий за матч или тайм.
Литература:
1. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М. А. Годик. М.: ФиС, 1980.
2. Губа В. П., Лексаков А. В., Антипов А. В. Интегральная подготовка футболистов.
3. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов / СПб.: Лань, 2005.
4. Селуянов В Н., Сарсания С. К., Сарсания К С. Физическая подготовка футболистов / М.: «ТВТ Дивизион», 2004.
5. Селуянов В. Н., Сарсания С.К, Сарсания КС. Адаптация футболистов к тренировочной и соревновательной деятельности. Метод, реком. / М.: Принт-Центр, 2003.
6. Слуцкий Л. В. Управление физической подготовкой футболистов на основе контроля соревновательной двигательной деятельности: диссертация к. п. н. /М.: 2009.
7. Черепанов П., Мухамадиев М. Силовая подготовка футболистов. Скорость атакующих действий в футболе: Метод. Разработки. М.: Про- физдат, 2012.
8. Федотова Е. В., Сарсания КС., Скотникова А. В. Оценка соревновательной нагрузки и разработка средств специальной подготовки спортсменок в хоккее на траве с использованием мониторов сердечного ритма // Теория и практика физической культуры. 2006. № 3.