Влияние силовой подготовки с использованием аэробных упражнений на повышение физической работоспособности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Журавлев, А. А. Влияние силовой подготовки с использованием аэробных упражнений на повышение физической работоспособности / А. А. Журавлев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.1 (232.1). — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54004/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальной проблемой для спортсменов, занимающихся силовыми видами спорта (например, пауэрлифтинг), являются проблемы с сердечно-сосудистой системой. При систематических занятиях пауэрлифтингом наблюдается выраженной увеличение поперечника мышечных волокон, наступающее за счет прироста массы миофибрилл. Если аэробные упражнения в определенном режиме способствуют развитию сердечной мышцы, то силовые упражнения из-за кратковременности не влияют на её развитие.

Влияние силовых упражнений на состояние ЦНС сильнее, чем аэробных, так как воздействие со стороны рецепторов двигательного аппарата зависит от силы сокращения мышц. У занимающихся аэробными упражнениями число липопротеинов высокой плотности, существенно снижающий риск атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний, выше, чем у не занимающихся, и ниже липопротеинов низкой плотности, которые, наоборот, увеличивают риск развития атеросклероза.

В результате увеличения мышечной массы уменьшается максимальное потребление кислорода (МПК) на 1кг собственного веса, происходит рост жирового компонента, увеличивается содержание холестерина в крови и повышается артериальное давление. МПК является интегральной величиной соматического здоровья. Эти факторы создают благоприятные условия для формирования основных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний. Помимо этого, выполнение упражнений сопровождается задержкой дыхания при натуживании, в результате чего резко повышается внутригрудное давление, уменьшается приток крови к сердцу, его размеры и ударный объем; происходит развитие кратковременной ишемии миокарда.

Актуальностьработы заключается в развитии аэробных возможностей у занимающихся пауэрлифтингом, практически, не влияющих на формирование силовых качеств. Обращено внимание, что развитие силы и силовой выносливости связаны с силовыми упражнениями разной интенсивности. Аэробные возможности «пауэрлифтеров» развиваются через силовые упражнения с интенсивностью 20-40% при многократном повторении выполнения упражнения в подходе.

Развитие таких физических качеств как сила и силовая выносливость подробно освещено у Зациорского В.М., Матвеева Л.П. и у других авторов. При планировании физических нагрузок в области физического воспитания для достижения определенных результатов в развитии физических качеств необходимо владеть методикой построения тренировочного процесса.

При общепринятой методике планирования тренировочных нагрузок, связанных с развитием силовых показателей, рассматриваются следующие положения:

– интенсивность упражнения;

– количество подходов и повторений;

– отдых между подходами, продолжительность тренировочных занятий;

Поэтому, ключевыми звеньями в построении тренировочного плана будут следующие моменты:

– вес отягощения 80-100% от предельного результата необходим для развития максимальной силы;

– наиболее значительный прирост силовых качеств может быть получен при 1-8 повторениях в упражнении;

– оптимальное количество подходов — 3-10 (включая подходы разминки);

– некоторые исследования определили, что 3 подхода по 6 повторений наиболее рациональная комбинация для строительства силы в пауэрлифтинге.

Целью эксперимента являлось: согласно предложенному тренировочному плану у занимающихся пауэрлифтингом в экспериментальной группе повысить не только силовые показатели, но и улучшить функциональное состояние организма, т.е. повысить аэробные возможности организма; сравнить УФС и УФП со студентами контрольной группы и занимающихся по традиционной системе тренировок; сделать выводы.

Основное различие предложенного плана от традиционного заключается в следующем. В традиционном плане планируются силовые нагрузки, прежде всего, в основных упражнениях (приседания со штангой на плечах, тяга становая, жим лежа) в различных вариантах. В предложенном плане в экспериментальной группе, кроме основных упражнений, выполняются пятнадцати, и двадцатиминутные круговые тренировочные нагрузки, состоящие из трех силовых упражнений, и специально подготовительных упражнений, направленных на развитие силовой выносливости основных мышечных групп, несущую главную нагрузку в силовом троеборье.

Используя таблицы, студенты определяют качество проделанной тренировочной работы, направленной на развитие силовой выносливости. А выполнение тренировочных нагрузок, должны быть мотивированны. Этому способствует рейтинговая система контроля и учета проделанной работы.

Тренировочный план в контрольной группе выглядел следующим образом (таблица 1). Нетрудно заметить, что тренировочная нагрузка направлена на развитие силы тех мышечных групп, которые непосредственно участвуют в упражнениях силового троеборья.

Второе. В каждой тренировке планируется основное упражнение, где группа мышц прорабатывались в развивающем режиме, т.е. веса использовались в пределах 80% не менее в четырех подходах. Остальные упражнения выполнялись в тонизирующем режиме.

Таблица 1

Тренировочный план в контрольной группе

Название упражнения

Интенсивность упражнения, в % (от персонального максимума)

Кол-во повторений

Кол-во сетов

Урок №1

Жим лежа

80

6-8

4

60

8

4

Приседания со штангой на плечах

60

5

4

70

8

4

Отжимания на брусьях

60

8-10

3

Разгибание гантели за головой

60

8-10

2

Подтягивания на перекладине

100

1

1

90

1

1

80

1

1

Урок №2

Приседания со штангой на плечах

60

5

4

70

8

4

80

6-8

4

Жим лежа

60

5

3

70

9

3

Жим стоя

70

8

2

Тяга становая

60

6

3

70

8

3

Разведение гантель лежа

60

8-10

3

Урок №3

Тяга становая

60

6

4

70

8

4

80

6-8

4

Жим лежа

65

5

3

75

8

3

Приседания со штангой на плечах

60

5

3

70

8

3

Отжимания на брусьях

60

5-6

3

Подтягивания на перекладине

90

1

1

80

1

1

70

1

1

Представим несколько тренировочных планов в экспериментальной группе. В упражнениях, выполняемых в круговой тренировке по таблице №2: приседания со штангой на плечах – жим лежа – тяга становая, задействованы все группы мышц, несущие нагрузку в силовом троеборье. Следовательно, в этой тренировке в основной части занятия выполняются упражнения специальной физической подготовленности. Например:

Таблица 2

Тренировочный план в экспериментальной группе

Название упражнения

Интенсивность упражнения, в % (от персонального максимума)

Кол-во повторений

Кол-во сетов

Тренировка №1

Отжимания на брусьях

50

9-12

3

Разгибание гантели за головой

50

9-12

3

Разведение гантель лежа

50

9-12

3

Подтягивания на перекладине

100

3

1

90

2

1

80

1

1

Тренировка №2

Тяга становая

60

6

4

70

8

4

80

6-8

4

Тяга к поясу в наклоне

50

8

3

Тяга верхнего блока

50

8

3

Французский жим

50

8

3

Тренировка №3

Приседания со штангой на плечах

60

6

4

70

8

4

80

6-8

4

Разгибание гантели за головой

50

10-12

3

Разведение гантель лежа

50

10

3

Подтягивания на перекладине

80

3

3

В круговой тренировке №2 не задействованы крупные мышцы спины, которые тренируются в тяге становой в динамическом режиме. Следовательно, в силовой тренировке тяга становая является основным упражнением, которое выполняется в развивающем режиме.

В тренировке №3 основным упражнением, которое выполняется в развивающем режиме, является приседания со штангой на плечах, т.к. в круговой тренировке жим лежа и тяга становая выполняются в режиме развития силовой выносливости.

В начале эксперимента были проведены замеры силовых качеств студентов и показателя физической работоспособности (МПК), с помощью модифицированного теста Астранда-Римминга.

Опишем механизм расчетов представленного теста:

  1. Тест выполняется непрерывно в течение ±5-ти минут в следующей последовательности: приседания со штангой на плечах – жим штанги лежа – тяга становая в четырех сериях по 10 раз. Вес штанги в упражнениях берется в пределах 40- 50% от максимального результата.
  2. В каждом упражнении измеряется высота подъема штанги.
  3. Учитывается работа при уступающем режиме в пределах 70% от поднимаемого веса.
  4. При приседаниях к рабочему весу добавляется 50% собственного веса.
  5. Тестовая нагрузка рассчитывается в килограммометрах за минуту. Вся выполненная работа суммируется и делится на время тестирования, в течение которой выполнялся тест для определения средней нагрузки, по которой определяется МПК по номограмме Астранда – Римминга.

Результаты тестирования представлены в таблице 3. Определение достоверности различий проведенного педагогического эксперимента было сделано по t-критерию Стьюдента.

Таблица 3

Показатели силовой подготовленности за время эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

Тестовые

показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Разница в приросте

Т Р

До эксп.

После

эксп.

До эксп.

После

эксп.

В про-

центах/кг

М1

М2

М

М4

Приседания со штангой

на плечах, (кг)

95,6

126,8

98,7

136,8

6%/

6,3кг

2,64<0,05

Жим лежа, (кг)

80,6

102,5

80,6

107,7

7%

5,9кг

3,10<0,05

Тяга становая, (кг)

120,2

155,6

121,8

165,0

5%

7,6кг

2,48<0,05

МПК (мл/мин/кг)

42,2

54,0

45,1

37,4

40%

3,71<0,01

Педагогический эксперимент разработанной методики проведения занятий показал неоднозначный результат. Силовые показатели студентов, занимающихся, как в контрольной, так и в экспериментальной группах, достоверно выросли. Разница в приросте средних результатов оказалась следующей. В приседаниях в контрольной группе средние показатели были несколько лучше – на 39% против 33% в экспериментальной группе (на 6,3кг); в жиме штанги лежа – на 34% в контрольной группе против 27% в экспериментальной (на 5,9кг); в тяге становой – на 35% в контрольной группе, в экспериментальной – на 30% (на7,0кг). Если сравнить средние суммы результатов в контрольной и экспериментальной группах в чисто спортивном ракурсе, не учитывая весовые категории (разница около 20 кг), то можно сделать вывод, что средние результаты в сумме троеборья укладываются, практически, в рамки одного спортивного норматива.

Совершенно противоположная картина сложилась в развитии аэробных возможностей в исследуемых группах. Если в экспериментальной группе средние показатели МПК возросли на 28% (с 42 мл/мин/кг, что соответствовало удовлетворительному состоянию, в начале эксперимента до 54 мл/мин/кг –хорошего), то в контрольной группе понизились на 17% (с 45 мл/мин/кг – среднего уровня до 37,4 мл/мин/кг – низкого уровня). То есть разница в физической работоспособности в экспериментальной группе и контрольной к концу эксперимента была существенной – 40%.

Таким образом, при планировании тренировочных нагрузок в специализированных группах с силовой направленностью, где занятия проводятся два раза в неделю, занятия должны, опираясь на данные исследования нести, прежде всего, оздоровительный характер.

Литература:

  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика исследования в физическом воспитании: Учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры /Б.А. Ашмарин.- М.: ФиС, 1998.
  2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М.: «Физкультура и спорт», 1988.- 330 с.
  3. Мильнер, Е.Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры / Е.Г. Мильнер. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, контрольная группа, силовая выносливость, экспериментальная группа, тренировочный план, интенсивность упражнения, круговая тренировка, основное упражнение, разгибание гантели, силовое троеборье.


Похожие статьи

Развитие силовых способностей с помощью применения статодинамических упражнений на занятиях физической культурой

Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат и функциональное состояние спортсменов

Влияние экологических факторов при занятиях физической культурой и спортом

Определение нагрузок на уроках физической культуры

Влияние педагогических стилей учителя физической культуры на успеваемость учащихся

Влияние личности преподавателя на развитие интереса у студентов к занятиям по физической культуре

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Особенности использования средств физической культуры и спорта с целью оздоровления и совершенствования резервных возможностей организма

Нетрадиционные виды двигательной активности на уроках физической культуры

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Развитие силовых способностей с помощью применения статодинамических упражнений на занятиях физической культурой

Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат и функциональное состояние спортсменов

Влияние экологических факторов при занятиях физической культурой и спортом

Определение нагрузок на уроках физической культуры

Влияние педагогических стилей учителя физической культуры на успеваемость учащихся

Влияние личности преподавателя на развитие интереса у студентов к занятиям по физической культуре

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Особенности использования средств физической культуры и спорта с целью оздоровления и совершенствования резервных возможностей организма

Нетрадиционные виды двигательной активности на уроках физической культуры

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

Задать вопрос