Для повышения эффективности процесса физического воспитания студентов технических вузов необходимо содержание занятий по физической культуре адаптировать к особенностям интересов и мотивов студентов, путем пополнения теоретических знаний студентов о потенциальных возможностях средств и методов физического воспитания оказывать существенное влияние на эффективность применения физических упражнений для повышения уровня физической подготовленности. Эти знания нужны, прежде всего, для студентов, занимающихся в специализированных группах, в частности, в группах силовой подготовки. Без знания основных постулатов построения тренировочного процесса невозможно планировать учебно-тренировочные занятия. Развитие таких физических качеств как сила, быстрота, выносливость подробно освещено у Верхошанского Ю. В., Зациорского В. М., Матвеева Л. П., Холодова Ж. К. и у других авторов [1, 3, 4, 5]. При планировании физических нагрузок в области физического воспитания необходимо владеть методикой построения тренировочного процесса.
Цель силовой подготовки — увеличить число миофибрилл в мышечных волокнах [5]. Количество мышечных волокон изменить нельзя, но количество миофибрилл в мышечном волокне поменять возможно, используя специальные тренировки, направленные на развитие силы.
В общепринятой тренировочной системе на развитие силовых способностей с максимальными отягощениями используются как медленные (ММВ), так и быстрые волокна (БМВ), но тренируются только быстрые. Поскольку режим динамический (периодически с расслаблением мышц), то через окислительные мышечные волокна идет кровь, снимает оттуда ионы водорода, а без них сила именно в них не растет. При выполнении упражнения в динамическом режиме в медленных мышечных волокнах, практически, не образуется молочная кислота, следовательно, нет закисления. Законы физиологии требуют рекрутирования всех МВ, но другие биологические законы, связанные с синтезом миофибрилл, требуют наличия гормонов, креатина, это всегда есть, но ионы водорода открывают поры и гормонам легче поступать к ДНК. Где много кислорода, где много митохондрий, ионы водорода просто исчезают. Они образуются в быстрых волокнах, переходят в медленные и там исчезают. Поэтому главного стимулятора развития силы для медленных волокон нет в динамическом режиме.
Содержание в процентном отношении ММВ относительно БМВ – 30–40 %, но они не тренируются при динамическом режиме работы. Следовательно, имеются резервы развития силы, если тренировать ММВ. Для этого необходим принципиально новый подход в развитии силовых способностей ММВ. Такие принципы были разработаны в системе «ИЗОТОН» [5].
Упражнения в системе изотон выполняют статодинамическим способом. Данный способ упражнений был придуман профессором В. Н. Селуяновым. Суть их в следующем: движения выполняются в рамках очень маленькой амплитуды движения без расслабления, в пределах 10–15 градусов во временном диапазоне 30-60 секунд. В течение этого времени необходимо добиться сильного жжения, граничащего с болью. Если мышца напряжена, то мышечные волокна сдавливают капилляры и кровь по ним перестает поступать в мышцу. Через несколько секунд начинается гипоксия, поэтому во всех клетках, в том числе и в окислительных мышечных волокнах, начинается анаэробный гликолиз, образуется молочная кислота. После таких тренировок происходит гипертрофия ММВ.
Сильное жжение вызывает психическое действие — напряжение психики. А психическое напряжение является необходимым условием для выделения в кровь собственных анаболических гормонов. Попадая в кровь, гормоны (тестостерон, гормон роста) переносятся с током крови к поработавшим мышцам, проникают в них, вызывая мышечный рост.
Это происходит сначала незаметно, так как растет плотность миофибрилл, за счет появления новых, потом растет и поперечник, когда вокруг новых миофибрилл появляются митохондрии. Но митохондрии занимают всего 10 % общего объема мышцы. Основной рост — за счет миофибрилл. Главным признаком гипертрофии является прирост силы за счет увеличения силы ММВ, а сила БМВ остается прежней. Но самое полезное, что за счет этого растет потребление кислорода.
Согласно концепции Селуянова В. Н. ММВ и БМВ должны тренироваться в ходе выполнения разных упражнений, разными методиками. БМВ тренируются в динамическом режиме, ММВ — в статодинамическом режиме. Естественно, определенная группа мышц тренируется в разное время.
Таким образом, эффективность предложенной системы выполнения физических нагрузок, направленную на развитие силы, необходимо было проверить на занятиях физической культуры и целесообразность их применения. А это можно было выяснить только при проведении педагогического эксперимента.
Эксперимент длился в течение семестра в группе силовой подготовки (пауэрлифтинг). Было проведено 32 учебно-тренировочных занятий. Студенты контрольной группы (8 человек) выполняли тренировочные нагрузки по общепринятой схеме. В экспериментальной группе (7 человек) нагрузки выполнялись следующим образом. Первые три занятия основные упражнения (приседания со штангой на плечах, жим штанги лежа, тяга становая) выполнялись с интенсивностью 70–80 % до отказа в 4–6 подходах. Рекомендуемое количество подходов в тонизирующей тренировке 1–3, в развивающей — от 4 до 9. Принцип выполнения тренировочных нагрузок в экспериментальной группе был следующим. Если на тренировке нагрузки в приседаниях носили развивающий характер, то другие упражнения выполнялись с интенсивностью 60–70 % в нескольких подходах (2–4) в качестве активного отдыха при выполнении основного упражнения для нейтрализации закисления работающих мышц. Аналогично в другие тренировочные дни выполнялись жим лежа и тяга становая.
В следующих трех занятиях эти же упражнения выполнялись в статодинамическом режиме. Интенсивность нагрузки была в пределах 30–40 % от максимума, количество подходов от трех до пяти, время выполнения в серии 30–50 секунд.
Для тренировки ЦНС на следующих трех занятиях использовались нагрузки в основных упражнениях с интенсивностью 90–95 % в двух трех подходах. Естественно, приседания, жим штанги лежа, тяга становая выполнялись в разные тренировочные дни. В конечном итоге цикл состоял из девяти тренировок, за семестр было проведено три тренировочных цикла.
В начале и конце эксперимента было проведено тестирование силовой подготовки в основных упражнениях в экспериментальной и контрольной группах, результаты которого были отражены в таблице и были подвержены математико-статистической обработке (таблица 1) [2].
Необходимо учесть, что количество тренировочных занятий в неделю в специализированной группе было два, время проведения 80–85 минут, в то время как секционные занятия длятся три часа и проводятся три раза в неделю.
Таблица 1
Показатели силовой подготовленности за время эксперимента вэкспериментальной иконтрольной группах
Тестовые показатели |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Разница в приросте ЭГ-КГ |
Т Р |
||
До эксп. |
После эксп. |
До эксп. |
После эксп. |
В процентах |
||
M1±m |
M2±m |
M3±m |
M4±m |
|||
Приседания со штангой на плечах (кг) |
124,2±8,63 |
155,0±9,96 |
117,1±9,83 |
123,2±7,58 |
15 % |
2,35<0,05 |
Жим лежа (кг) |
84,2±5,73 |
107,8±5,73 |
87,1±3,98 |
100,7±3,93 |
8 % |
3,10<0,01 |
Тяга становая(кг) |
138,1±6,81 |
167,7±9,84 |
135,1±6,62 |
151,4±3,97 |
7 % |
2,48<0,05 |
Таким образом, в экспериментальной группе при итоговом тестировании силовой подготовленности, результаты были выше, чем в контрольной:
— в приседаниях со штангой на плечах в экспериментальной группе средний результат был улучшен на 20 %, в контрольной — на 5 %;
— в жиме лежа в экспериментальной группе средний итог вырос на 22 %, в контрольной группе на 14 %;
— в тяге становой в экспериментальной группе средний результат улучшился на 18 %, в контрольной группе на 11 %.
Выводы
Таким образом, педагогический эксперимент показал эффективность предложенной методики проведения тренировочных занятий. Результаты тестирования уровня силовой подготовленности в экспериментальной группе по предложенной методике оказались высокими. Использование в тренировках статодинамических упражнений при развитии силовых показателей в ММВ, дает значительный прирост в общей силовой подготовке (Р<0,05). Средние результаты в экспериментальной группе выросли от 18 до 22 %.
Литература:
- Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст]/ Ю. В. Верхошанский. — М.: «Физкультура и спорт», 1988. — 330 с.
- Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 264 с.
- Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена [Текст]/ В. М. Зациорский. — М.: Физкультура и спорт, 1966. — 200 с.
- Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов [Текст]/ Л. П. Матвеев. — Киев: Олимпийская литература, 1999. –318с
- Селуянов В. Н. Технология оздоровительной физической культуры. М.: СпортАкадемПресс, 2001. — 172 с. (Библиотека журнала «Аэробика»)
- Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: [Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] /Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 480с.