Влияние личности преподавателя на развитие интереса у студентов к занятиям по физической культуре
Автор: Абрамов Дмитрий Николаевич
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 04.04.2014
Статья просмотрена: 267 раз
Библиографическое описание:
Абрамов, Д. Н. Влияние личности преподавателя на развитие интереса у студентов к занятиям по физической культуре / Д. Н. Абрамов. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 205-206. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5487/ (дата обращения: 16.11.2024).
Развитие интереса у студентов к учебным занятиям по физической культуре, на наш взгляд, лучше рассматривать с позиции возникновения и становления мотивов деятельности. Изучение психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что процесс возникновения и становления мотивов деятельности обычно предполагает усвоение социального опыта, его осмысливания и обобщения.
Теоретический анализ рассматриваемого вопроса, данные опытно-экспериментальной работы показывают, что эффективность физической культуры студентов должна быть непосредственно связана с развитием у преподавателей мотивации к осуществлению деятельности по совершенствовании учебно-воспитательного процесса.
В распоряжении, утвержденным Правительством РФ от 7 августа 2009 года № 1101- р было сказано об увеличении количества часов в неделю в образовательных учреждениях. На наш взгляд, это дало улучшение показателей по сдаче нормативов по физической культуре.
В проведенном нами эксперименте приняли участие студенты гуманитарного вуза города Санкт-Петербурга. В 2010 году из сдававших первокурсников первый зачет по физической культуре процент получивших зачет (по трем упражнениям) был 64,1 %; в 2011году — 76,0 %: в 2012 году- 79,5 %: в 2013 году — 84,2 %. К числу не сдавших, относились студенты, имеющие освобождение по медицинским показаниям или вообще не допущенные к сдаче по болезни.
Как видно, с каждым годом увеличивается процент сдающих зачеты по физической культуре.
Во втором этапе эксперимента приняли участие эти же студенты. Для оценки мотивации к занятиям физической культурой было использовано анкетирование. Полученные данные показывают, что в «удовольствие от движения» получают 37 % студентов. Физическую культуру как «возможность общения» отмечают 17 % студентов. Привлекательность «двигательной активности» отмечена 46 % студентами.
Это свидетельствует о том, что удовольствие от движений для студентов наполнено разным смыслом — одни в двигательной активности, а другие получают позитивные впечатления от «возможности общения».
Под влиянием мотивации у студентов к успешной сдаче происходит также выбор и осуществление преподавателем определённой линии поведения и деятельности.
Для изучения мотивационной сферы личности преподавателя и её влияния на осуществление деятельности по развитию у студентов интереса к учебным занятиям физической культурой и спортом важное значение имеют положения о том, что мотивационная сфера личности преподавателя физической культуры динамична.
Исследование, проведенное В. Л. Марищуком [2], показало, что для устойчивой, высокоэффективной деятельности преподавателя физической культуры необходимы: во-первых, развитость мотивов данной деятельности (их множественность), обеспечивающая положительное к ней отношение; во-вторых, достаточность их силы; в-третьих, отсутствие ограничений; в-четвёртых, определённая структура мотивации; в-пятых, устойчивость; в-шестых, определённая иерархия мотивов.
Таким образом, при проведении учебных занятий, одной из главных задач является развитие у преподавателей мотивов, побуждающих их к воспитанию у студентов интереса к учебным занятиям физической культурой и спортом.
Изучение мотивации преподавательского состава по физической подготовке свидетельствует о том, что доминирование тех или иных мотивов в педагогической деятельности вытекает из субъективной значимости для преподавателя совершаемых учебно-воспитательных действий.
В связи с изложенным можно отметить, что формирование у студентов интереса к учебным занятиям физической культурой и спортом предполагает осуществление педагогических воздействий, направленных на подбор способов решения учебно-воспитательных задач, обусловленные современными требованиями. Именно поэтому активизация физкультурно-спортивной деятельности студентов заключается в том, чтобы, заинтересовать их в повышении уровня развития физической подготовленности.
С учётом сказанного и определяются основные способы формирования развития у преподавательского состава необходимой мотивации в профессиональной деятельности, а также создание реально достижимых перспектив в физкультурно-спортивной деятельности студентов.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения по дисциплине «Физическая культура» предусматривает приобретение студентами компетенций самостоятельного и грамотного использования средств физического развития и саморазвития, повышая уровень своей готовности к физическим и психологическим нагрузкам разного характера. Эти компетенции позволят молодому человеку успешно самореализоваться в социальной и профессиональной деятельности [1].
Необходимость перестройки учебного процесса в целях реализации нового государственного образовательного стандарта способствует развитию мотивации у преподавательского состава, вовлечению их в работу по созданию новых требований к выпускникам, а также новых учебных программ и тематических планов [3].
Таким образом, приведённые данные показывают, что специалистам кафедр физической культуры и спорта следует значительно активизировать свою деятельность по развитию у студентов интереса к учебным занятиям физической культурой и спортом.
Литература:
1. Григорьев В. И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В. И. Григорьев, Д. Н. Давиденко, В. А. Чистяков // Ученгые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2011. — № 1 (71). — С. 35–41.
2. Марищук, В. Л. Вопросы общей, военной и спортивной дидактики — СПб.: ВИФК, 2000.-187 с.
3. Праселова Ю. А. Интенсификация обучения как средство формирования компетентности курсантов вузов. Дис. кпнд. пед. Наук. Калининград. 2007. — 190 с.