Специфика учебно-тренировочного процесса, направленного на повышение эффективности соревновательной деятельности игроков защитного стиля в современном настольном теннисе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 18.03.2016

Статья просмотрена: 1096 раз

Библиографическое описание:

Демчук, Е. Е. Специфика учебно-тренировочного процесса, направленного на повышение эффективности соревновательной деятельности игроков защитного стиля в современном настольном теннисе / Е. Е. Демчук, Н. С. Кривопалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 855-857. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27164/ (дата обращения: 22.11.2024).



Настольный теннис требует от спортсмена высокой скорости, выносливости, мгновенной реакции, высокого чувства мяча, хорошего игрового мышления, способности быстро принимать решение, устойчивой нервной системы, безграничного упорства, дисциплины и высокой физической подготовленности. В современном настольном теннисе выигрывает тот, кто лучше владеет всеми этими качествами.

Главное в настольном теннисе — строго управляемая рассудком воля к победе и мысль в игре. Техника является лишь оружием для достижения победы. Настрой на победу и сила воли теннисиста дают ему преимущество перед соперником во время игры, особенно при равном счете в конце сета, встречи или в других критических ситуациях.

Одним из интереснейших зрелищ в настольном теннисе являются игры, где встречаются два противоположных стиля ведения борьбы — защита и нападение. В наше время редко встретишь сильных игроков защитного стиля особенно среди мужчин. В связи с этим остро встает вопрос и о неумении современных игроков атакующего стиля вести игру с игроками защитного стиля.

Защитники, играющие из дальней зоны (3–5м), используют длинные плавные удары, и их основная цель — погасить энергию атаки соперника. При этом расстояния, преодолеваемые защитниками у стола, гораздо больше, чем у любых атакующих спортсменов. Цель защитника — затормозить атаку оппонента. Хорошо известно, что на подготовку высококлассного защитника, требуется гораздо больше времени, чем на подготовку игрока атакующего стиля, т. к. защитники подстраиваются под стиль соперника и не пытаются любой ценой диктовать свой рисунок игры. Поэтому нужно иметь огромный опыт, чтобы достичь успеха в такой игре, когда соперник имеет полную свободу действий. Поскольку защитник не может активно воздействовать на игру, он должен уметь максимально выгодно использовать технические приемы соперника, и чем раньше он начнет учиться этому, тем больше у него шансов на победу в будущем.

Очевидно, что стиль игры, который изберет для себя спортсмен, непосредственно зависит от его психических и физических возможностей. Более того, базовая техника настольного тенниса одинакова для всех стилей игры, и лишь когда спортсмен вырастает до определенного уровня, есть смысл ориентироваться на его индивидуальные особенности.

Оптимальный момент перехода к защитному стилю игры индивидуален для каждого игрока и зависит от ряда факторов: физического развития, игрового стажа, освоенного объема тренировок, осознанный позитивный настрой игрока, который должен хорошо понимать преимущества и недостатки этого игрового амплуа.

Одним из факторов успешной игры в защите является психологический настрой и умение хорошо чувствовать себя в несколько нестандартной роли. По своему психологическому складу защитник должен быть очень терпеливым, а в решающий момент должен суметь агрессивно выиграть очко. Защитник должен получать удовольствие от того, что выигрывает очки, принуждая соперника к ошибкам. Причем делать, это играя интеллигентно и вариативно с различными вращениями и изменением направления удара.

Особо стоит отметить способность игрока–защитника ориентироваться в пространстве и распознавать виды вращения мяча, т. к. часто игра проходит на большом расстоянии от стола. Хорошее чувство мяча необходимо защитнику для выполнения высокой точности исполнения ударов.

Если защитник только реагирует на действия соперника, то шансов добиться победы, у него нет. Защитник должен не реагировать, а действовать. Он должен понимать, какими ударами играет соперник, а также знать, как спровоцировать его на необходимую защитную игру. Защитник должен хорошо знать особенности и игровые возможности своего инвентаря, накладок и умело этим пользоваться. Переход к защитному стилю обязательно подразумевает смену инвентаря. Для начала: основание — OFF-минус с прямой ручкой; на одной стороне — средние или короткие шипы с толщиной губки 0,5–1.3мм; на другой стандартная гладкая накладка с толщиной губки 1.9мм. Если сразу ставить накладку с длинными шипами, то игрок будет строить игру, полагаясь лишь на эффект своих шипов.

Базовый элемент, которому защитника надо обучать с самого начала — умение быстро и ловко крутить ракетку в руке. Необходимо до автоматизма довести упражнение, при котором игрок выполняет удары подрезкой на столе только гладкой стороной ракетки.

Лучше начинать обучение с защиты слева с одновременным нападением справа, затем изучение защиты справа — «запила», затем уже обучение связке защиты и нападения с какой-то одной стороны.

Защитнику необходимо в совершенстве овладеть основными видами защитных ударов, к которым относятся подставка, подрезка, срезка, скидка, свеча.

Подставка — «блок», удар, при котором используется энергия прилетающего мяча для возврата на половину противника. При сильном ударе противника энергию вращения и скорости приходится гасить. Часто подставка делается с полулёта. Обычно, подставка используется против топ-спина.

Подрезка — удар, при котором мячу придается нижнее вращение, что затрудняет последующие атакующие действия противника. Классическая подрезка наносится длинным провожающим мяч ударом, чтобы ликвидировать вращение атакующего игрока и обеспечить стабильность возврата мяча, с целью ожидания ошибки нападающего игрока. Подрезка — основной удар в арсенале спортсменов-защитников. Нижнее или обратное вращение является причиной того, что на стороне соперника мяч отскакивает от стола под большим углом, чем угол падения. При этом мяч с нижним вращением отскакивает выше, чем не имеющий вращения. Кроме того, благодаря нижнему вращению, после отскока от стола скорость мяча падает и траектория его полета резко уходит вниз. При ударе ракеткой мяч с нижним вращением стремится вниз (в сетку).

Срезка — удар, напоминающий короткую подрезку, но выполняемый коротким движением с очень слабым нижним вращением. Обычно делается для провокации нападающего на ошибку, так как следующий удар выполняется либо полноценной подрезкой, либо «запилом». Также короткая срезка — один из современных приёмов коротких подач с боковым и нижним вращением.

Cкидка — удар, имитирующий подрезку по положению ракетки, но на самом деле со слабым верхним вращением.

Свеча — защитный удар, обычно с верхним вращением и средней линейной скоростью, при котором мяч высоко отскакивает на половине противника. Хорошая свеча должна опускаться как можно ближе к кромке половины стола противника, что затрудняет атакующий возврат мяча.

Помимо этих защитных видов ударов в арсенал современного защитника должны входить все типы атакующих ударов, их техническими основами необходимо овладевать уже на ранних стадиях обучения игроков.

Современные защитники используют длинные шипы, которые обеспечивают высокую вариативность вращения с хорошим контролем. Варьируя вращение, они способны вынудить соперника сделать ошибки, а также рассчитывают на атаку топ-спином или ударом любого высокого мяча или промежуточного возврата, чаще атаковать длинными шипами, когда играют близко от стола. Они также стараются принимать атаки соперника на длинные шипы, что позволяет защитникам немедленно готовиться к контратаке. Игрок защитного стиля свой коронный, сильный атакующий элемент выполняет, как правило, один раз, что усложняет его прием соперником. Игрокам защитного стиля рекомендуется в основном использовать тактические варианты «длительного розыгрыша очка» и смены игрового ритма, запутывая игровыми действиями, нелогичной игрой и другие, имеющие цель не дать сопернику серийно нападать и завершать начатую атаку.

Когда встречаются два игрока, исповедующих один стиль, то иногда один из них меняет свое игровое амплуа и играет как игрок нападающего стиля. Еще одна ситуация — два игрока ведут выжидательную игру, надеясь на ошибки соперника. В этом случае можно применять такие тактические варианты, как нелогичная игра, смена ритма в игре срезками, «зажим» и некоторые другие.

Однако если для ускорения игры вводится правило 13 ударов, тогда надо стремиться активизировать игру на своих подачах, применяя варианты для нападающего стиля, а также активно играть на подачах противника, так как противник, готовя свою атаку, часто забывает о предосторожности и возвращает удобные для атаки мячи.

Схема работы ног спортсмена защитного стиля, играющего подрезкой с дальней дистанции, основана на перемещении влево или вправо, делая шаг в сторону соответствующей ногой. При незначительном перемещении вторая нога не отрывается от пола, а при большом перемещении сдвигается, но при этом расстояние между ступнями остается больше, чем в основной стойке.

Вообще, движение вперед и назад можно назвать основным элементом во всех перемещениях игрока защитного стиля. Защитник постоянно находится в ситуации, когда он должен принимать короткий мяч у стола, а через мгновение — отходить назад для приема мощного атакующего удара соперника. Для перемещения к столу и от стола защитник обычно использует короткие беговые шаги, но может также применять шаги с опорой на одну ногу (выпады). Движение по диагонали представляет собой комбинацию движения в сторону и вперед или назад, в зависимости от того, куда перемещается спортсмен. Интенсивная отработка упражнений с БКМ — важнейший тренировочный элемент для современного защитника.

В игре идеальный защитник — это атлетичный, терпеливый и по-шахматному расчетливый универсальный спортсмен, который при этом хорошо чувствует себя в своей роли. Современный защитник также всегда следит за возвратом мячей, которые он может атаковать третьим ходом после подачи и при любой возможности перейти в острую атаку. Этот стиль игры имеет право на существование, как бы там не говорили о его неперспективности. Примером могут служить немец Эберхард Шолер, японец Коджи Мацушита, грек Нтаниел Чокас, китайцы Ванг Кси и Ванг Кинг, южнокореец Ю Се Хьюк и др.

В заключении хочется отметить, что достижение высоких спортивных результатов в настольном теннисе основано на всестороннем развитии спортсмена. Психологическая, техническая, аналитическая и физическая подготовка имеют принципиальное значение в качестве игры теннисиста и требуют постоянного совершенствования на всем протяжении деятельности спортсмена. Только на основе глубокого анализа соревновательной деятельности, выявления основных тенденций в развитии современного настольного тенниса возможно построение подготовки высококвалифицированных теннисистов защитного стиля.

Подготовка игроков защитного стиля интересна и многообразна, а современная игра в защите одновременно успешна и привлекательна.

Литература:

  1. Барчукова Г. В. Теория и методика настольного тенниса. Учебник для студентов высших учебных заведений / Г. В. Барчукова, В. М. Богушас, О. В. Матыцин; под ред. Г. В. Барчуковой — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  2. Матыцин О. В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе. — М.: изд. «Теория и практика физической культуры», 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): защитный стиль, защитник, настольный теннис, нижнее вращение, игрок, игра, современный защитник, стиль игры, стол, удар.


Похожие статьи

Разработка и обоснование стандартных тренировочных заданий для построения занятий у спортсменов высокой квалификации в современном пожарно-прикладном спорте

Круговая тренировка как эффективная организационно-методическая форма проведения занятий с детьми в физкультурно-оздоровительном комплексе

Методика развития помехоустойчивости баскетболисток 15–17 лет при выполнении штрафных бросков

Методические аспекты и факторы, влияющие на эффективность выступления в парных соревнованиях по настольному теннису

Подвижные игры и элементы спортивных игр как основа формирования личности и развития двигательных умений и навыков обучающихся начальной школы

Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности учащихся на уроках физической культуры в 5–9 классах

Мотивационное обеспечение учебно-воспитательного процесса с использованием технологии спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе

Анализ интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания

Особенности подросткового возраста для формирования мобильности спортсменов средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах

Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по футболу

Похожие статьи

Разработка и обоснование стандартных тренировочных заданий для построения занятий у спортсменов высокой квалификации в современном пожарно-прикладном спорте

Круговая тренировка как эффективная организационно-методическая форма проведения занятий с детьми в физкультурно-оздоровительном комплексе

Методика развития помехоустойчивости баскетболисток 15–17 лет при выполнении штрафных бросков

Методические аспекты и факторы, влияющие на эффективность выступления в парных соревнованиях по настольному теннису

Подвижные игры и элементы спортивных игр как основа формирования личности и развития двигательных умений и навыков обучающихся начальной школы

Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности учащихся на уроках физической культуры в 5–9 классах

Мотивационное обеспечение учебно-воспитательного процесса с использованием технологии спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе

Анализ интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания

Особенности подросткового возраста для формирования мобильности спортсменов средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах

Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по футболу

Задать вопрос