Методические аспекты и факторы, влияющие на эффективность выступления в парных соревнованиях по настольному теннису | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 19.02.2016

Статья просмотрена: 369 раз

Библиографическое описание:

Демчук, Е. Е. Методические аспекты и факторы, влияющие на эффективность выступления в парных соревнованиях по настольному теннису / Е. Е. Демчук, В. И. Никифоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 768-770. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26268/ (дата обращения: 17.12.2024).



Одним из самых увлекательных и эмоциональных зрелищ в настольном теннисе являются парные игры. Соревнования проводятся среди мужских, женских и смешанных пар, а также регламент многих командных соревнований включает в себя парные игры. На фоне постоянно возрастающего интереса к парным соревнованиям на международной арене, у нас в России о парах часто не заслуженно забывают. Пары составляют непосредственно на соревнованиях, в последний момент, а ведь два человека — это уже коллектив, и очень важно в таком коллективе уметь действовать согласованно и сплоченно.

Парные игры являются совершенно отдельным видом соревнований, со своими законами, принципами, техникой и тактикой. Пары выполняют роль отличного подспорья в учебно-тренировочном процессе, особенно в вопросах воспитания и совершенствования подвижности, тактического мышления, взаимодействия и коллективизма.

В парных играх нагрузка не меньше, чем в одиночных. И хотя партнеры отбивают мяч поочередно, двигаться во время игры приходится гораздо больше. Проигрывают в парных играх чаще всего из-за неумения игроков согласованно передвигаться и выбирать правильную позицию так, чтобы не мешать друг другу, но в то же время быстро и своевременно подходить к мячу.

В парной игре наиболее часто встречаются пять способов передвижения игроков.

Рис. 1.

Первый способ передвижения можно назвать линейным. Выполнив удар, игрок отходит в сторону — один все время вправо, а другой — влево (Рис. 1, а). К такому способу передвижения прибегают в том случае, если один партнер играет левой рукой, а другой — правой или если оба играют в ближней игровой зоне.

Второй способ передвижения называют Т-образным. Его используют обычно, когда один из игроков предпочитает играть в ближней, а другой — в средней игровой зоне (Рис. 1, б). Если вы играете в ближней зоне, то передвигаться должны вправо-влево вдоль стола, а ваш партнер — вперед-назад.

Если вы и ваш партнер предпочитаете играть в средней зоне и один из вас придерживается односторонней игры справа, тогда лучше применять третий способ передвижения — его называют И-образным (Рис. 1, в). Чтобы избежать столкновений и дать возможность партнеру свободно передвигаться у стола, нужно двигаться вперед-назад, а ваш партнер — из левой части площадки по диагонали слева направо.

Наиболее часто в парной игре встречается четвертый способ передвижения — его называют О-образным. Выполнив удар у стола, игрок отходит в сторону и назад за спину партнера, занимая его место, а партнер должен переместиться к столу (Рис.1, г). При этом способе нужно двигаться как бы по кругу, освобождая площадку для выполнения ударов. Перемещаться по кругу можно и вправо, и влево — в зависимости от того, в какую половину стола ударится мяч. Если мяч ударится в правую половину стола, после удара нужно отойти вправо-назад, освобождая место партнеру. Чтобы не ошибаться, в какую сторону надо передвигаться после удара, советуем придерживаться следующего правила: не пересекать поле зрения партнера, передвигаться в кратчайшую сторону к одному из углов стола.

Пятый способ передвижения называют Л-образным. К нему прибегают, когда в паре играют правша и левша. Нужно находиться в разных углах стола, на некотором расстоянии от него: правша — в левом углу, а левша — соответственно в правом. Это обусловлено тем, что у большинства игроков лучшим является удар открытой стороной ракетки. Подойдите к столу для нанесения удара, а затем возвратитесь в исходное положение (Рис. 1, д).

В игре теннисисты применяют все эти способы передвижения, комбинируют их в розыгрыше одного очка. Поэтому не ограничивайте свой технический арсенал одним-двумя способами передвижений. Передвигайтесь во время ответных ударов партнера и соперника, старайтесь заранее предугадать его ответные действия и быстро выйти в нужную позицию для осуществления задуманного удара. Не стоит расходиться с партнером очень далеко, иначе вы не успеете быстро подойти к столу. Но и стоять слишком близко друг к другу также нежелательно — тем самым вы будете сковывать действия партнера.

Парная игра кажется простой и понятной, но на самом деле это борьба двух пар (АВ и XY) состоит из восьми тактических схем:

  1. подает А, принимает X;
  2. подает А, принимает Y;
  3. подает В, принимает X;
  4. подает В, принимает Y;
  5. подает X, принимает А;
  6. подает Х, принимает В;
  7. подает Y, принимает А;
  8. подает Y, принимает В.

Как бы ни отличалась тактика в зависимости от стилевых и тактических особенностей игроков, есть тактические принципы игры, которые применимы в подавляющем большинстве парных состязаний. Выполнение короткой подачи к средней линии стола, вынуждает принимающего сыграть пассивно, при этом вплотную подойти к столу. Для более четкого взаимодействия рекомендуется заранее обговорить с партнером условные сигналы, обозначающие различные виды подачи — например, сжатый кулак, отставленный в сторону мизинец или большой палец. Если при ударе направлять мяч «по прямой», то у противника резко снижается возможность косого ответа в том направлении, которое связано с большим передвижением. В парной встрече, когда соперники отошли от стола и играют в средней и дальней зоне, необходимо направлять мяч в одно и то же место стола, чаще в середину, стараясь как бы «столкнуть» противников. Также можно направлять мяч в сторону только что выполнившего удар игрока или в том направлении, куда он отходит.

Играя с соперниками, придерживающимися защитного стиля, надо сочетать длинные накаты с укороченными срезками, использовать сильные топ-спины, после приема которых мяч обычно поднимается выше уровня сетки, что удобно для завершения атаки. Завершая атаку, старайтесь направлять мяч в туловище соперника или косо в один из углов стола.

Игра комбинированной пары наиболее универсальна, так как сочетает два вида тактики — нападения и защиты. В таких парах партнеры удачно дополняют друг друга, и играть с ними достаточно сложно.

Успех в парных играх обеспечивается не только тем, насколько хорошо вы овладели техническим арсеналом игры, но и во многом личными качествами вашими и вашего партнера, от вашей сыгранности. Пара значительно становится сильнее, если один из партнеров играет левой рукой, а также когда каждый ее участник думает не о своих удачливых действиях, а о создании удобства для партнера при его игре. Тот спортсмен, который владеет теоретическими знаниями и практическими умениями парной игры, легко приспособится и к новому партнеру в паре.

Ценнейшее качество — игровое мышление, взаимодействие развивает пара и в обычных тренировочных условиях. К тому же это азартно и интересно. Однако, только научившись грамотно играть и быть хорошим партнером, освоив тонкости парной игры, вы получите от нее истинное удовольствие.

Литература:

  1. Барчукова Г. В. Теория и методика настольного тенниса. Учебник для студентов высших учебных заведений / Г. В. Барчукова, В. М. Богушас, О.В, Матыцин; под ред. Г. В. Барчуковой — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  2. Матыцин О. В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе.– М.: изд. «Теория и практика физической культуры», 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): способ передвижения, ваш партнер, парная игра, партнер, игра, мяч, пар, стол, угол стола, левая рука.


Похожие статьи

Методические особенности специальной физической подготовки в армрестлинге

Личностные особенности спортсменов-инвалидов, занимающихся командными видами спорта

Систематические тренировки и их влияние на физическую форму

Некоторые особенности самореализации обучающихся, занимающихся настольным теннисом, как условие их будущего профессионального роста

Особенности подросткового возраста для формирования мобильности спортсменов средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах

Некоторые аспекты повышения интереса студентов вузов к занятиям физической культурой

Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби

Психолого-педагогическая модель физического воспитания студентов в процессе соревнований по настольному теннису

Методы, способствующие развитию функциональной грамотности на уроках информатики

Влияние ежедневных занятий утренней гимнастикой на психологические качества человека

Похожие статьи

Методические особенности специальной физической подготовки в армрестлинге

Личностные особенности спортсменов-инвалидов, занимающихся командными видами спорта

Систематические тренировки и их влияние на физическую форму

Некоторые особенности самореализации обучающихся, занимающихся настольным теннисом, как условие их будущего профессионального роста

Особенности подросткового возраста для формирования мобильности спортсменов средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах

Некоторые аспекты повышения интереса студентов вузов к занятиям физической культурой

Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби

Психолого-педагогическая модель физического воспитания студентов в процессе соревнований по настольному теннису

Методы, способствующие развитию функциональной грамотности на уроках информатики

Влияние ежедневных занятий утренней гимнастикой на психологические качества человека

Задать вопрос